55 лет назад в широкий прокат в СССР вышел культовый фильм Михаила Калатозова «Красная палатка».
Фильм стал первым примером сотрудничества кинематографистов СССР и Запада, причем он финансировался в основном итальянской стороной; бюджет картины составил 10 млн долларов. В съемках также принимала участие Великобритания.
Сюжетной основой для создания картины послужили события 1928 года, когда итальянский изобретатель Умберто Нобиле отправился во главе интернациональной арктической экспедиции на дирижабле «Италия» в Арктику. Дирижабль достиг Северного полюса, но на обратном пути потерпел катастрофу, и выжившие участники экспедиции более полутора месяцев дрейфовали на льдине. Они жили в выкрашенной в красный цвет палатке, которая и стала одним из символов операции по спасению. Во время этой операции погиб норвежский полярник Руаль Амундсен, а завершил ее советский ледокол «Красин».
Картина Калатозова собрала блестящий актерский состав: в ней снимались британцы Питер Финч (Нобиле) и Шон Коннери (Амундсен), немецкий актер Харди Крюгер (Лундборг), итальянская актриса Клаудия Кардинале (медсестра Валерия), советские актеры Никита Михалков (летчик Чухновский), Эдуард Марцевич (метеоролог Мальмгрен), Донатас Банионис (участник экспедиции Мариано), Юрий Соломин (инженер Трояни), Борис Хмельницкий (офицер Вильери) и многие другие. Роль доктора Бегоунека сыграл актер и бард Юрий Визбор. Он же сочинил песенку с шутливым текстом «На снегу стоит палатка...», которую по сюжету исполняли герои картины, спасаясь от уныния. В ее основе – известная итальянская композиция с пикантным содержанием.
Питер Финч высоко оценил организацию работы над картиной: «Процесс съемок на «Мосфильме» проходит очень организованно, не в пример Голливуду. Здесь нет ни агентов, ни представителей рекламы, ни друзей режиссера, короче говоря, нет ничего, что мешало бы работе».
Роль для Кардинале
Первые варианты сценария написал Юрий Нагибин, но из-за разногласий с продюсером он отказался от продолжения работы. Сценарий заканчивал итальянский сценарист Эннио де Кончини при участии английского писателя Роберта Болта.
В поисках партнеров для воплощения в жизнь этого грандиозного кинопроекта киностудия «Мосфильм» обратилась к мэтру итальянской киноиндустрии Франко Кристальди, продюсировавшему фильмы самого Федерико Феллини. Кристальди понравился замысел, правда, он попросил добавить любовную линию. Так в фильме появилась Клаудия Кардинале (медсестра Валерия). История романтической любви Мальмгрена и Валерии добавила фильму драматизма. Сцена, где герой Эдуарда Марцевича замерзает во льдах, – одна из самых пронзительных и трогательных в картине.
Кардинале тогда была супругой продюсера Франко Кристальди. Он очень хотел, чтобы жена выигрышно смотрелась на экране, поэтому итальянский оператор старался вовсю – у красавицы актрисы немало крупных планов в фильме.
Стали испытанием
Съемки продолжались 60 недель и порой были настоящим испытанием для актеров. Однажды в процессе работы в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа разломилась льдина, на которой была построена декорация лагеря Нобиле. Часть артистов перевезли на другую, находящуюся далеко от берега, а съемочная группа с оборудованием не смогла прилететь – испортилась погода. За полтора часа исполнители ролей смогли испытать на себе положение реальных участников экспедиции – полная изоляция от мира, пугающее белое пространство вокруг и неизвестность. Никто не знал, сколько времени им предстоит оставаться на льдине, а из продовольственных запасов – одна ириска, найденная Юрием Соломиным в кармане.
Но не все съемки проходили в Арктике: судя по всему, это было бы очень рискованно, да и дорого. Некоторые «арктические» эпизоды снимали в Подмосковье, некоторые – под Ленинградом, на берегу Финского залива. Эпилог фильма – образование айсберга – снят у побережья Норвегии.
Чья музыка звучит?
Музыку для картины написали два композитора. В советский вариант вошли сочинения Александра Зацепина, а зарубежный смонтирован с музыкой знаменитого итальянца Эннио Морриконе. Произошло это так: Франко Кристальди понадобилась музыкальная запись, когда она еще была в работе на советской студии. Чтобы из-за простоя не оказаться в убытке, продюсер взял произведения Морриконе. Позже итальянский композитор послушал версию Зацепина и сказал: «Его музыка лучше, но моя дороже!»
Александру Зацепину, по его воспоминаниям, творческий процесс дался нелегко: «Было очень сложно и интересно. Я всегда говорю, что музыка для кино — это особый жанр. Тут уж надо выкладываться на 100 процентов, чтобы был успех. Особенно в таком фильме, как «Красная палатка», где музыка имеет большое значение».
Мировое признание
Премьера «Красной палатки» состоялась в Риме в декабре 1969 года, фильм отлично приняли зрители. Советский вариант монтировался дольше и был готов через несколько месяцев. В 1971 году «Красную палатку» показали во Франции, и картина вышла в мировой прокат. Зарубежная версия с музыкой Морриконе оказалась короче по времени. В 1972-м кинолента получила номинацию «Лучший иностранный фильм на английском языке» американской премии «Золотой глобус».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть