7480

Разборка по-Большому: расправа в театре случилась из-за женщины

№ 12 от 20 марта 2013 года 20/03/2013

Эта история, напомним, началась поздним вечером 17 января 2013 г. На худрука балета Большого театра Сергея Филина у подъезда дома на Троицкой улице, где он жил, было совершено нападение. Как показали камеры наблюдения, Филин вышел из машины, направился к подъезду. Его окликнули, Сергей обернулся, и в этот момент ему плеснули в лицо серную кислоту. Благодаря анализу мобильных звонков в районе преступления выяснилось: заказчик преступления - первый солист Большого театра Павел Дмитриченко, один из лучших на сегодняшний момент исполнителей партий Спартака и Ивана Грозного. Павел в частных беседах не раз признавался коллегам, что по окончании танцевальной карьеры был бы не прочь возглавить балет в ГАБТе. Что толкнуло Дмитриченко на такую жестокую расправу с Сергеем Филиным? Источник «АиФ» в Большом театре, пожелавший остаться неизвестным, рассказал следующее...

Сергей Филин после выписки из больницы. Фото РИА Новости

Ищите женщину...

Корни интриги уходят в те времена, когда Сергей Филин возглавил балет Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. За работу он взялся с энтузиазмом, делая всё, чтобы «Стасик» (так любители балета между собой называют этот театр) перестали считать второсортной площадкой. Сергей позвал на должности педагогов ряд людей, завершивших танцевальную карьеру в Большом театре, зорко следил за выпуск­никами хорео­графического училища. Миловидная Анжелина Воронцова тогда училась в Академии хорео­графии. Была в очень хорошей форме, прекрасно смотрелась на сцене и являлась примой выпуска. (Справедливости ради, говорят мэтры балета, выпуск был не самый сильный.)

Сергей Филин в профессиональном смысле слова положил глаз на Анжелину задолго до окончания её учёбы, желая усилить талантливой танцовщицей свою труппу. Воронцовой пообещали всевозможные блага в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Например, сразу взять на ведущие роли, а не просто в кордебалет. Говорят, Филин чуть ли не платил этой девушке отдельную стипендию. (Хотя, как утверждают знающие Филина люди, тратиться - это совсем не в его духе. В ГАБТе он слывёт человеком прижимистым, который «не прочь пополнить свою кубышку». Но об этом позже.) Однако Большой театр решил, что не хочет терять перспективную актрису. Воронцову взял в свой класс Николай Цискаридзе и стал активно её продвигать. Это у него получалось неплохо - все в Большом знают, что, если Коля чего-то хочет, лучше не становиться на его пути. Да и Анжелина тогда была в приличной форме. Это сейчас она набрала вес («пухляк» - так её за глаза называют в театре), хотя некоторые зрители говорят: Воронцова на фоне худющих балерин ГАБТа выглядит теперь очень сексуально со своей большой грудью и округлыми бёдрами.

Анжелина Воронцова и Артем Овчаренко. Фото РИА Новости

Но пути Воронцовой и Филина всё-таки сошлись. Два года назад Сергей занял пост худрука балета Большого театра. Воронцова к тому моменту танцевала некоторые сольные партии, в частности Машу в «Щелкунчике» с Николаем Цискаридзе. А ещё у молодой балерины и танцовщика ­ГАБТа Павла Дмитриченко начался головокружительный роман. Дмитриченко ушёл к ней от жены - артистки кордебалетаОльги Клыпиной, которая значительно старше него и которой, собственно, он был обязан продвижением в театре. Семья у Ольги очень состоятельная. Когда она вышла замуж за Павла Дмитриченко, её родители захотели продвинуть молодого зятя (раз уж у дочки данных для примы недостаточно), используя экономический ресурс и его дарование. Было видно, что из парня можно было сделать крепкого ведущего солиста. Что и произошло. Продвижение артиста в Большом всегда происходит негласно - кому-то что-то обещают, преподносят дорогие подарки и  т. п. С ним занимались лучшие педагоги. В итоге Паше стали давать большие роли: Яшку в «Золотом Веке», Злого Гения в «Лебедином»... На него стали ходить зрители.

Дмитриченко потихоньку подступался к ведущему репертуару. В «Спартаке», к примеру, он смотрелся очень убедительно. Когда Павел бросил Клыпину, Ольга хотела уйти из театра, написала заявление об увольнении, которое ей, впрочем, не подписали, убедив, что семейные дела - отдельно, работа - отдельно.

Апогей конфликта между Филиным и Воронцовой пришёлся на декабрь 2012 г. Балерина попросила у худрука дать ей станцевать «Лебединое». Тот резко ответил: мол, сначала посмотритесь в зеркало, а потом проситесь на такую роль. Это действительно смотрелось бы комично - полненькая по балетным стандартам балерина в роли Одетты-Одиллии... Это вызвало бурную реакцию Павла Дмитриченко, гражданского мужа Воронцовой. Коллеги утверждают, что слышали, как тот орал на Филина. А Филин ответил: ещё посмотрим, знай своё место. Это, как выяснилось, было уже не первое их столк­новение.

...или всё-таки деньги?

Есть версия: Дмитриченко ненавидел Филина за то, что тот убрал его из комиссии по распределению грантов. На самом деле Павел был слишком мелкой персоной, чтобы распоряжаться деньгами в Большом. Здесь есть другой денежный нюанс: Дмитриченко прекрасно понимал, что после скандала с худруком его могут не взять на зарубежные гастроли. А гастроли - это всегда очень большие гонорары. Особенно в богатых странах - например, в Японии, Америке. В США в «Метрополитен Опера» за один выход премьера на сцену в главной партии платят порядка 10 тыс. долл. После месячной гастрольной поездки артисты покупают себе машины, на которые здесь пришлось бы зарабатывать годами.

Павел Дмитриченко в зале Таганского районного суда. Фото РИА Новости

В Большом один выход премьера на сцену стоит 50 тыс. руб., а месячный доход составляет около 250 тыс. руб. Утверждение списка артистов, которые едут на гастроли, сопровождается всегда большими интригами, и порой человека не берут без объяснения причин. Артистов Большого театра часто приглашают на индивидуальные гастроли - в мире очень востребован не только театр, но и его солисты. Но на эти индивидуальные гастроли нужно отпроситься у руководства. Например, артист­ку А. зовут исполнить ведущую партию с труппой «Ла Скала». С этим приглашением она должна идти к начальству: «Хочу взять неделю за свой счёт и поехать на гастроли». На что то могло ответить «да» или «я тебя не отпускаю и ставлю в репетиции, мы готовимся к спектаклю в Большом». А дальше может последовать намёк: мол, это можно как-то решить... Если поделиться.

Павел Дмитриченко понимал: скандалы с худруком поставят крест на его продвижении к статусу премьера (а он только-только получил первого солиста). А статус в ГАБТе - это опять-таки деньги. В театральном мире есть два вида грантов. Президентский грант, который получают все артисты в труппе: у кордебалета это порядка 16 тыс. руб. в месяц, у первого солиста - 25 тыс. руб., премьер и прима получают добавку ежемесячно от 35 тыс. руб. и выше. Помимо президентского выплачивается ещё и театральный грант, который присуждает «экономический худсовет» в зависимости от того, как артист посещает репетиции и т. д. Это порядка 10-20 тыс. руб. в месяц - опять же в зависимости от статуса. Чем выше должность, тем больше оба гранта. А если испортить отношения с худруком, повышения не дождёшься.

А был ли третий?

В Большом театре, когда говорят о случившейся трагедии, постоянно упоминают имя звезды ГАБТа Николая Цискаридзе. Знаменитый танцовщик, а теперь ещё и педагог Воронцову любит, как свою дочь. Поэтому Дмитриченко, когда сошёлся с Анжелиной, по факту стал как бы зятем Цискаридзе. И ещё таким образом оказался вовлечён в скандал с Филиным. Ни для кого в театре не секрет, что отношения между Цискаридзе и Филиным были очень натянутыми и конфликт этот начался задолго до того, как худрук грубо поговорил с любимой подопечной Николая.

Николай Цискаридзе. Фото www.russianlook.com

Во-первых, Цискаридзе сам не прочь был занять место худрука - благо и статус, и мировая известность, и опыт позволяли ему претендовать на эту должность. Во-вторых, между Николаем и Сергеем была давняя жестокая творческая конкуренция. Каждый боролся за право выступать в первом составе. К примеру, был громкий конфликт, когда Сергею Филину отдали танцевать премьеру - Альберта в «Жизели». Николай Цискаридзе, который был во втором составе, очень обиделся и при всех сказал Филину, что только благодаря его звёздной партнёрше Нине Ананиашвили ему дали первый состав. А сам он-де никто... Будущий худрук балета ГАБТа тогда очень сильно обиделся на Николая за такой отзыв.

На кого повесить всех собак?

К Павлу Дмитриченко в Большом театре относятся сложно. Не все его любят. Говорили, что этот молодой человек с безумными глазами и не всегда адекватным поведением порой становился неуправляемым - будто сходил со сцены в жизнь, оставаясь «злым гением» из спектакля. Если кто-то из коллег пытался дать несколько конструктивных советов по поводу исполнения, он начинал звереть, глаза кровью наливались - настолько Павел ненавидел критику и считал себя непогрешимым на сцене. Его настроение менялось за минуту. Дружившие с ним говорили: «Пашка не всегда в адеквате, надо подлавливать момент, когда нормальный».

И тем не менее многие в Большом не верят, что именно Дмитриченко организовал «серную атаку». Говорят, что самое большее, на что он пошёл бы из-за оскорбления своей возлюбленной Воронцовой, - попросить, чтобы  Филину «дали в морду».

Несмотря на то что Дмитриченко и его подельники - 35-летний бывший уголовник Юрий Заруцкий и 31-летний водитель из Подмосковья Андрей Липатов - во всём сознались, народ в Большом театре в недоумении: как-то всё уж очень гладко у следствия получается. В театре даже подписали письмо: «Не надо вешать на Пашу то, чего не было». Многие склоняются к тому, что да, он хотел разобраться и нанял исполнителя за 50 тыс. руб. Но вот здесь-то одно звено и выпадает... Возникает ощущение, что кто-то ещё за спиной Дмитриченко вмешался и добавил денег, чтобы всё «случилось так по-страшному». За 50 тыс. никто по собственной инициативе не станет покупать в автомобильном магазине аккумулятор, выливать оттуда серную кислоту и потом выпаривать её. За такое светит срок около 8 лет.

Но есть в Большом и те, кто уверен, что именно по заказу Дмитриченко Филина облили серной кислотой. Мол, с его сумасшедшим характером это более чем возможно...

Как говорит кандидат психологических наук Сергей Баклушинский, «когда человек замышляет какое-то преступление, он выбирает тот метод расправы, которого сам боится». Боится вооружённого нападения в тёмном переулке - сделает так, чтобы врага пырнули ножом. Боится за своё лицо - «закажет» серную кислоту. И ещё: недаром существует выражение «потерять лицо». Для артиста это более чем важно!

Последние новости из Большого: Сергей Филин, находясь на лечении в Германии, сказал: если преступники не будут жестоко наказаны, он в Россию не вернётся. Анжелина Воронцова по-прежнему занята в своих ролях.

Надо найти кукловода!

Директор Большого театра Анатолий Иксанов убеждён: истинным заказчиком покушения на Сергея Филина является вовсе не Павел Дмитриченко. «Его - в этом убеждён весь коллектив - к этому подвигли», - рассказал Иксанов. По мнению директора ГАБТа, Дмитриченко - исполнитель. «Есть кукловод, и следствие должно найти, кто этот человек», - считает гендиректор Большого театра. Иксанов также обмолвился о хакерских атаках, которым подвергся почтовый ящик Сергея Филина. (Напомним, недавно была обнародована настоящая переписка худрука балета, к которой были «приписаны» сфабрикованные письма.) По мнению Анатолия Иксанова, это «всё звенья одной цепи». Филину не раз угрожали и прокалывали колёса его автомобиля - об этом сообщила пресс-служба Большого театра.

Таганский суд арестовал первого солиста ГАБТа Дмитриченко, возможного исполнителя преступления - бывалого уголовника Юрия Заруцкого и водителя Андрея Липатова.

На слушаниях танцовщик заявил, что скрываться не намерен. Адвокат подсудимого предлагал внести залог в размере 500 тыс. рублей, но его оставили под арестом.

Артист рассказал на суде, что идея организовать нападение на Филина принадлежит Заруцкому, которому Дмитриченко жаловался на коррупцию в Большом театре. Павел согласился на предложение избить худрука. Танцовщик утверждает, что о намерении Заруцкого облить Сергея Филина серной кислотой даже не догадывался...

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно