4883

Ради искусства. Молодые режиссеры готовы работать за идею

№ 30 от 23 июля 2014 года 23/07/2014

История создания картины «Зло» мало отличается от той, которую мы уже слышали…

Ирина работала над фильмом три года: один год заняли съемки, далее были монтажный период и озвучание. Режиссер, которая имеет еще и экономическое образование и соответствующие подработки,  вложила в картину собственные средства - порядка $3000. «На свое кино мне денег было не жалко, - признается Ирина БРЕЛЬ. - Я рассуждала так: пусть лучше останусь без новых туфель или платья, но фильм сниму! Докажу, что я чего-то стою как режиссер!» Тема, которой Ирина захотела поделиться со зрителем, - насилие в семье и в обществе, о котором многие предпочитают молчать: «Я слышала много историй женщин, которые терпят побои и унижения ради детей, искренне считают, что сами виноваты в пьянстве мужа… Но зло, в конце концов, должно быть наказано…»

Помимо режиссерско-постановочных функций, Ирина занималась всеми организационными и творческими вопросами, которые обычно находятся в ведении нескольких помощников режиссера. А если один человек все взваливает на свои плечи, рано или поздно может «выгореть». «Нервное напряжение сказалось: я даже попала в больницу», - не скрывает режиссер.

Когда Ирина Брель пришла в Министерство культуры, ей без каких-либо проволочек выдали прокатное удостоверение. Кинопрокатные организации тоже отнеслись лояльно к молодому режиссеру. «В областном прокате мне сказали: «Фильм, конечно, не для широкой публики, а для узкого круга зрителей, но если вы будете вместе со съемочной группой представлять картину, общаться с публикой, отвечать на вопросы, это пойдет на пользу». К слову, после премьеры в Минске «Киновидеопрокат» Мингорисполкома подписал с режиссером новый договор, так как прокатные цифры оказались высокими для белорусского кино, и с 11 сентября картина «Зло» опять будет показана в кинотеатре «Победа».

Ирина признается, что не слышала негативных отзывов о фильме в лицо: «Когда закончился показ, в зале было очень тихо, но потом зазвучали аплодисменты, кто-то крикнул «Браво!» На следующий день я нашла в Интернете два отзыва: положительный - «Это лучший фильм, который я смотрел в Беларуси» и отрицательный - «Это настоящее зло, к черту такие фильмы».

Хороший пример?

Этот опыт – «все сама» и за свои деньги - Ирина больше повторять не хочет. И это логично: режиссер на площадке должен заниматься только режиссурой, а не думать о том, хватит ли ему денег снять тот план, который он хочет, и заботиться о наличии бутербродов и горячего чая для группы.

Однако современный белорусский кинематограф, судя по всему, мечтает именно об универсальных режиссерах, которые все делают сами и при этом не просят денег. Согласитесь: это очень удобно! Если работа понравится - хорошо, а если нет, можно будет сказать: «Мы не можем запретить молодому режиссеру самовыражаться за его собственные деньги!» или «А чего вы хотели? Фильм-то снимал человек без опыта!» Потому что в таких работах невооруженным глазом видны все «провисающие» моменты. И, кстати, на такие эксперименты идет кто угодно, в том числе и выпускники Академии искусств разных факультетов. Однако именно дипломированные кинорежиссеры этим заниматься не будут (Ирина получила образование по специальности «режиссура видеофильма»).

Никто не спорит: энтузиасты нужны в любом деле, и очень хорошо, что есть такие люди, как Ирина Брель, готовые ради искусства пожертвовать личными деньгами. Прекрасно, что творческая молодежь снимает кино на телефоны, на фотоаппараты и даже получает призы на серьезных фестивалях.

Но для того чтобы снимать хорошее кино, одних только юношеского задора и максимализма недостаточно. Киносъемка - это очень дорогой процесс. Это работа команды профессионалов, желательно - сплоченной. Это хороший сценарий, а не набор надуманных проблем и невразумительных диалогов. Не секрет, что белорусский кинематограф испытывает острую нехватку профессиональных, качественных сценариев. И, кстати, если бы у Ирины Брель было больше опыта в получении и освоении профессии, возможно, она закрутила бы сюжет так, что зритель просто потерял бы дар речи. Автору этих строк, к примеру, не хватило логической точки в истории, и сцена наказания главного злодея фильма показалась искусственно вставленной в реалистичную канву повествования. Было бы логичнее, если бы за реальные злодеяния воздалось не от духа, фантастического персонажа, а по земным законам…

Словом, если мы хотим, чтобы рано или поздно у нас появилось кино, которым мы все могли бы гордиться без всяких «яких», отечественной киноиндустрии нельзя открещиваться от тех, кого она готовит, кстати, на бюджетные деньги: некоторые из режиссеров кино, окончивших Академию искусств, до сих пор не сняли ни одного фильма, а кто-то ждал своего шанса много-много лет. И личных денег для вложения в съемки у них нет.

30-23-2

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно