История создания картины «Зло» мало отличается от той, которую мы уже слышали…
Ирина работала над фильмом три года: один год заняли съемки, далее были монтажный период и озвучание. Режиссер, которая имеет еще и экономическое образование и соответствующие подработки, вложила в картину собственные средства - порядка $3000. «На свое кино мне денег было не жалко, - признается Ирина БРЕЛЬ. - Я рассуждала так: пусть лучше останусь без новых туфель или платья, но фильм сниму! Докажу, что я чего-то стою как режиссер!» Тема, которой Ирина захотела поделиться со зрителем, - насилие в семье и в обществе, о котором многие предпочитают молчать: «Я слышала много историй женщин, которые терпят побои и унижения ради детей, искренне считают, что сами виноваты в пьянстве мужа… Но зло, в конце концов, должно быть наказано…»
Помимо режиссерско-постановочных функций, Ирина занималась всеми организационными и творческими вопросами, которые обычно находятся в ведении нескольких помощников режиссера. А если один человек все взваливает на свои плечи, рано или поздно может «выгореть». «Нервное напряжение сказалось: я даже попала в больницу», - не скрывает режиссер.
Когда Ирина Брель пришла в Министерство культуры, ей без каких-либо проволочек выдали прокатное удостоверение. Кинопрокатные организации тоже отнеслись лояльно к молодому режиссеру. «В областном прокате мне сказали: «Фильм, конечно, не для широкой публики, а для узкого круга зрителей, но если вы будете вместе со съемочной группой представлять картину, общаться с публикой, отвечать на вопросы, это пойдет на пользу». К слову, после премьеры в Минске «Киновидеопрокат» Мингорисполкома подписал с режиссером новый договор, так как прокатные цифры оказались высокими для белорусского кино, и с 11 сентября картина «Зло» опять будет показана в кинотеатре «Победа».
Ирина признается, что не слышала негативных отзывов о фильме в лицо: «Когда закончился показ, в зале было очень тихо, но потом зазвучали аплодисменты, кто-то крикнул «Браво!» На следующий день я нашла в Интернете два отзыва: положительный - «Это лучший фильм, который я смотрел в Беларуси» и отрицательный - «Это настоящее зло, к черту такие фильмы».
Хороший пример?
Этот опыт – «все сама» и за свои деньги - Ирина больше повторять не хочет. И это логично: режиссер на площадке должен заниматься только режиссурой, а не думать о том, хватит ли ему денег снять тот план, который он хочет, и заботиться о наличии бутербродов и горячего чая для группы.
Однако современный белорусский кинематограф, судя по всему, мечтает именно об универсальных режиссерах, которые все делают сами и при этом не просят денег. Согласитесь: это очень удобно! Если работа понравится - хорошо, а если нет, можно будет сказать: «Мы не можем запретить молодому режиссеру самовыражаться за его собственные деньги!» или «А чего вы хотели? Фильм-то снимал человек без опыта!» Потому что в таких работах невооруженным глазом видны все «провисающие» моменты. И, кстати, на такие эксперименты идет кто угодно, в том числе и выпускники Академии искусств разных факультетов. Однако именно дипломированные кинорежиссеры этим заниматься не будут (Ирина получила образование по специальности «режиссура видеофильма»).
Никто не спорит: энтузиасты нужны в любом деле, и очень хорошо, что есть такие люди, как Ирина Брель, готовые ради искусства пожертвовать личными деньгами. Прекрасно, что творческая молодежь снимает кино на телефоны, на фотоаппараты и даже получает призы на серьезных фестивалях.
Но для того чтобы снимать хорошее кино, одних только юношеского задора и максимализма недостаточно. Киносъемка - это очень дорогой процесс. Это работа команды профессионалов, желательно - сплоченной. Это хороший сценарий, а не набор надуманных проблем и невразумительных диалогов. Не секрет, что белорусский кинематограф испытывает острую нехватку профессиональных, качественных сценариев. И, кстати, если бы у Ирины Брель было больше опыта в получении и освоении профессии, возможно, она закрутила бы сюжет так, что зритель просто потерял бы дар речи. Автору этих строк, к примеру, не хватило логической точки в истории, и сцена наказания главного злодея фильма показалась искусственно вставленной в реалистичную канву повествования. Было бы логичнее, если бы за реальные злодеяния воздалось не от духа, фантастического персонажа, а по земным законам…
Словом, если мы хотим, чтобы рано или поздно у нас появилось кино, которым мы все могли бы гордиться без всяких «яких», отечественной киноиндустрии нельзя открещиваться от тех, кого она готовит, кстати, на бюджетные деньги: некоторые из режиссеров кино, окончивших Академию искусств, до сих пор не сняли ни одного фильма, а кто-то ждал своего шанса много-много лет. И личных денег для вложения в съемки у них нет.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть