4250

А. Звягинцев: «Я познавал режиссуру эмпирическим путем»

№ 46 от 14 ноября 2012 года 14/11/2012

В прошлом году кинофестиваль «Лістапад» открывала картина Андрея Звягинцева «Елена». Помнится, после просмотра у части публики был вопрос: «Почему режиссер не оставил зрителям надежды?»

Об этом Звягинцева спрашивают достаточно часто, что, честно говоря, странно. В этом году известный кинорежиссер, обладатель двух «Золотых львов» Венецианского кинофестиваля, наград Каннского фестиваля и других престижных форумов, был приглашен на «Лістапад» в качестве председателя жюри основного конкурса. Во время презентации своей книги «Мастер-класс: режиссура» Андрей Звягинцев поделился рассуждениями о смысле в кино, о профессионализме в режиссуре и многом другом.

«Душа терпит фиаско»

- Я знаю о существовании мнения, что фильм «Елена» - русофобское кино. Говорят, что вопреки традиции русской культуры, представляющей маленького человека угнетенным, но прекрасным, здесь он показан как отвратительное существо. Такое толкование неверно. Мы не ставили задачу рассмотреть маленького человека как насекомое под микроскопом. Мы не снимали фильм о социально-классовой борьбе. Нет! Картина «Елена» - о душе человека, которая терпит фиаско. О внутренней битве, о внутреннем апокалипсисе.

Намерения наши прекрасны и добры, но ничего не поделаешь с тем, как их могут трактовать люди. Меня заклеймили: «Фильм не оставляет надежды, зачем снимать такое кино?» Я на это говорил, говорю и буду говорить: мир отражается в глазах того, кто на него смотрит. Все чисто для чистого взора. Если надежда жива в человеке, то она не умрет после просмотра никаких мрачных картин. Если надежды нет, то с этим ничего не поделаешь…

В мыслях о Левиафане

- Мой соавтор, сценарист Олег Негин, часто звонит мне по ночам, но я не жалуюсь, конфликта у нас нет, потому что я сам - ночной человек. Сценаристы - особая категория людей. У каждого автора, когда он пишет, возникает свой самостоятельный образ вплоть до запахов. Он должен все видеть - иначе творить не может. Я недавно спросил у Олега, как продвигается сценарий картины о Левиафане: планируется, что в следующем году мы приступим к съемкам. Негин ответил: «Подожди, мне нужно еще с ним побродить!» Понимаете? Ему нужно «пожить» с этим персонажем, войти в его пространство и понять там все до мелочей, до запахов, до мизансцен…

Надеюсь, что в середине ноября будет готов сценарий, и начнется подготовительный период к съемкам. Мы уже отобрали натуру, кстати, ездили и по Беларуси, но не нашли того, чего искали. Нам нужен был провинциальный город со следами… нет, не умирания и разложения, а такое место, откуда потихоньку уходит жизнь. На вашей территории такого не найти, а у нас, к сожалению, удручающих мест много. В итоге, после многочисленных поездок, на севере России мы выбрали цельный по образу населенный пункт, подходящий для фильма.

Как только будет готов сценарий - сразу начнется поиск актеров. Это непростая работа, потому что надо безошибочно найти персонажей. Для этого нужно время - полгода, а может и больше. У меня не бывает так, чтобы я хотел снять какого-то конкретного актера и что-то «под него» сочинял. Это у Джима Джармуша фильмы рождаются, потому что он кого-то увидел и загорелся идеей сделать фильм с этим человеком. Мы идем по другому пути и ищем актеров, которые идеально попадают в образ. Так было с Леной Лядовой, которая сыграла в фильме «Елена» дочь главного героя. Я знаю Лену и ее возможности очень хорошо, она озвучивала Веру в картине «Изгнание». Я был потрясен, как она это сделала: талант невероятный - видеть не только артикуляцию, но и чувства другого человека. Однако когда мы искали актеров для фильма «Елена», я даже не думал о ней. Более того, когда ассистент по актерам привела Лядову на пробы, я словил себя на мысли, что расстраиваюсь: я же ее знаю и ничего от нее не жду! А она так сыграла сцену, так идеально попала, что я удивился: как же я мог не подумать об этой актрисе?

Режиссерами рождаются

- Я убежден, что научить режиссуре невозможно. Режиссерами, как и поэтами, рождаются. Человек может просто об этом не знать... Есть масса примеров, когда люди не имели специального образования и становились выдающимися режиссерами - это и Квентин Тарантино, и представители «Новой французской волны», которые были кинокритиками, но почувствовали, что способны сами снять кино.

Что можно посоветовать молодым режиссерам? Читать хорошую литературу, которая формирует вкус и стиль, отказаться от второсортного чтива и просто много смотреть кино.

Я лет с четырнадцати мечтал стать актером и даже зачем-то получил два образования. К восемнадцати годам я уже видел все фильмы Тарковского, но только когда посмотрел «Приключение» Антониони, произошло полное переформатирование моего сознания. Я настолько ошалел от возможностей кино, от великолепия и чуда кинематографического языка, когда можно просто долго смотреть на человека, сидящего на стуле, и видеть смысл в его взгляде, и стал мечтать о таком же «Антониони», который меня снимет…

А потом наступили тяжелые времена: в начале 90-х меня выгнали из служебной квартиры, надо было как-то зарабатывать на жизнь. Я был в прострации, потому что не видел будущего, не понимал, кем хочу быть. Где-то на периферии сознания мечтал снимать кино, но прекрасно понимал, что мечты так и могут остаться мечтами. В конце концов, дерзнул и позвонил своему товарищу и попросил дать мне шанс, сказал, что могу снять рекламу. Это был мой первый ролик, который я сделал как режиссер. Меня никто этому не учил, я познавал все эмпирическим путем. Позже, когда продюсер Дмитрий Лесневский предложил мне снять телевизионный фильм, у меня не было никаких сомнений. Я понимал: все получится…

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно