В нынешнем году в рамках международного проекта «Кино перемен»*, знакомящего зрителей с лентами со всего мира о социальных проблемах современного общества, форум посетил легендарный польский режиссер-документалист Павел ЛОЗИНСКИЙ. Программа «Кино перемен» была открыта показом его документального фильма «Место рождения» (1992 г.). После просмотра состоялась дискуссия, в ходе которой прежде всего хотелось узнать у мастера: каким талантом или интуицией нужно обладать, чтобы фильм, снятый почти четверть века назад, и сегодня был актуальным? Как творцу найти в себе смелость поднимать неудобные темы, в то время как в обществе предпочитают не ворошить прошлое, не расставлять точки над «і», довольствуясь полуправдой?
Лента рассказывает о том, как польский писатель еврейского происхождения Генрик Гринберг, эмигрировавший в США, возвращается в те места, где его семья спасалась во время войны от гитлеровцев. Герой беседует с деревенскими жителями, которые помнят его родителей и помогали скрываться их семье. Правды не утаить: Генрик узнает имя убийцы отца - одного из сельчан и находит место, где погребены останки Гринберга-старшего…
В 1992 году после показа фильма «Место рождения» на кинофестивале в Кракове Павлу Лозинскому говорили: «Такого не могло быть в действительности!» Жюри упрекало молодого режиссера в том, что он подстроил финал: подбросил бутылку, с которой отец Гринберга ходил за молоком, да и человеческие кости якобы тоже оказались в земле не случайно… Это уже сегодня в Польше снят ряд фильмов о том, что евреев во время Второй мировой войны убивали не только гитлеровцы, но и сами поляки несли за это ответственность. А Павел Лозинский стал первым, кто открыто об этом заявил.
Начало истории
На примере Павла Лозинского, видимо, подтверждается истина: успех сопутствует тому творцу, который одержим идеей. «В киношколе я делал этюд по рассказу Гринберга, - признался режиссер. - Зная сюжет книги, где автор описал большую часть своей жизни, я подумал: «А если бы Гринберг приехал в Польшу и узнал больше, чем он знает сейчас, и нашел место, где покоятся останки отца?» После моего звонка Генрик сразу сказал однозначное «Нет», однако через две недели поменял решение и согласился».
Лозинский за короткое время создал сценарий и на протяжении месяца практически ежедневно ездил в деревню и ее окрестности, где расспрашивал односельчан Гринбергов о делах давно минувших дней. «Люди открывали двери и впускали меня в свои сердца, - делится режиссер. - Мне даже казалось, что они ждали меня с этими вопросами, чтобы, в конце концов, кому-то все рассказать. Единственный, с кем я не разговаривал, - родственник предполагаемого убийцы».
Жизнь в страхе
Самым печальным, по признанию Павла Лозинского, было то, что некоторые люди не хотели признаваться в спасении евреев, а ведь среди поляков больше всего Праведников мира: «Во время поездки я слышал много добрых историй, но люди до сих пор живут в страхе. Одна пани, когда я ей сказал, что она за спасение людей может награду получить, испугалась: «Ни в коем случае! Меня до сих пор упрекают, когда покупаю хлеб в магазине, что это за еврейские деньги!»
А еще режиссер опасался за жизнь сельчан. Один из героев фильма через год после съемок скоропостижно скончался. «Этот человек рассказывал: ему поступали угрозы, чтобы он закрыл свой рот на замок, - говорит режиссер. - А сколько людей не рассказали того, что знали? Так что осталось много тайн, которые, наверное, уже никогда не будут раскрыты».
Вечная тема
Режиссеры не перестанут обращаться к теме Второй мировой и Великой Отечественной войн. Другой вопрос: что нового они могут сказать зрителям? Хватит ли у них смелости на переосмысление? Примет ли их идеи общество?
«Думаю, сегодня такой фильм, как «Место рождения», невозможно было бы снять, - считает Павел Лозинский. - И не только потому, что не осталось свидетелей событий. Люди боятся и не хотят разговаривать с режиссерами документального кино. Во многом это произошло из-за телевидения, смотря которое, люди перестают верить тому, что им говорят. К тому же сложно получить разрешение на съемку и согласие на интервью, особенно когда поднимаются сложные темы... Да и сейчас у нас неблагоприятный момент для сложных тем. Когда настанет время? Я не знаю ответа на этот вопрос… Кинематографисты должны об этом говорить, чтобы страшные события не повторялись. Хотя, как мы видим, все повторяется, будто люди ничему не учатся. Но говорить все равно надо: замолчанное и непрощенное зло никуда не денется, а останется с нами…»
* «Кино перемен» - проект, который объединил разные страны. В нём собраны фильмы, показывающие общество на стыке эпох, в разгар противоречий, будь то Вторая мировая война, развал Советского Союза или положение женщины в современном Афганистане. Показы картин прошли в Армении, Грузии, Молдове, Беларуси.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть