Форум театрального искусства «ТЕАРТ» продолжается. Тем временем публика уже смогла по-знакомиться с программой белорусских премьер форума - пяти новаторских постановок: «PATRIS» Дмитрия Богославского, Сергея Анцелевича, Виктора Красовского; «Кратковременная» Константина Стешика; «Печальный хоккеист» Павла Пряжко; «Тихий шорох уходящих шагов» Дмитрия Богославского; «Ремонт» театра «ИнЖест».
В Минск на фестиваль приехал десант московских театральных критиков, которые рассуждали о феномене белорусской драматургии, получившей признание за рубежом, но не востребованной в самой Беларуси.
Театровед, начальник отдела по связям с общественностью Театрально-культурного комплекса «Александринский» Дмитрий РЕНАНСКИЙ отметил, что за последние десять лет произошла экспансия белорусской драматургии на российскую театральную сцену, и с появлением таких имен, как Константин Стешик, Павел Пряжко, Андрей Курейчик, стало возможным говорить о феномене «новой волны» белорусской драматургии.
- Мне трудно рассуждать о единстве белорусского феномена, - продолжила мысль театровед, театральный критик, программный директор фестиваля «Новая пьеса», член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска» (Москва) Кристина МАТВИЕНКО. - Но если говорить о Павле Пряжко, то, наверное, больше ни у кого нет такой медитативной, завораживающей документальности. У Пряжко есть невероятная способность «хватать реальность за шкирку» и препарировать ее.
Через руки театроведа, театрального критика, продюсера, заместителя художественного руководителя Театрально-культурного центра имени В. Мейерхольда, председателя экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска» Елены КОВАЛЬСКОЙ прошли произведения многих драматургов из разных стран:
- Каждый год пьес становилось все больше. Стали прослеживаться тренды - агрессивность, ненормативная лексика, внимание к маргинальным сферам жизни, которые СМИ и официальное искусство обходили вниманием… На этом фоне пьесы Стешика, Пряжко, Богославского были вне трендов, поэтому за них цеплялся глаз. Мы искали оригинальные вещи и находили их у драматургов из Беларуси.
В чем же секрет феномена «новой волны» белорусской драматургии? На этот вопрос попробовала ответить театровед, театральный критик, доцент кафедры истории русского театра РАТИ-ГИТИС, театральный обозреватель «Российской газеты» (Москва) Алена КАРАСЬ:
- Я хорошо знаю Павла Пряжко, с другими драматургами знакома хуже, но соглашусь: все лучшее за последнее время было написано в Беларуси. Мне кажется, я поняла, в чем секрет, когда впервые побывала в Минске, - это было несколько лет назад. То, что я увидела, очень сильно меня поразило - было очень сильное дежавю, потому что Минск очень напоминал Москву моего детства. И когда я читала тексты Пряжко, поняла, что они удивительным образом связаны с этим переживанием памяти...
Как жить?
На вопрос, когда же пьесы «новой волны» придут на большую сцену, Елена Ковальская ответила, что новая драма и государственный театр не обязаны питать симпатию друг к другу:
- Они идеологические, эстетические враги, которых незачем скрещивать. Возможно, все изменится, когда появятся альтернативные источники финансирования. Пока театр дотируется государством, поддержку будут иметь только идеологические институты, а маргинальные театры, где растет мысль и художники вместе с артистами переступают границы привычного, выходят за пределы норм, расцветут лишь там, где общество способно поддерживать такое искусство.
Юлия ТЕЛЬТЕВСКАЯ
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть