aif.ru counter
1668

Что делать? Почему частный театр в Беларуси - нонсенс

"Аргументы и факты" в Беларуси № 45 07/11/2017
В нынешнем году в рамках форума можно было принять участие в мастер-классе Франческо Скаветты из Норвегии.
В нынешнем году в рамках форума можно было принять участие в мастер-классе Франческо Скаветты из Норвегии. © / Фото из открытых источников

Поиски ответа на вопрос: «В каком направлении и как развиваться белорусскому театру?» уже стали традиционными. Как правило, они возобновляются с удвоенной силой во второй половине осени, когда заканчивается международный фестиваль «ТЕАРТ»: на ежегодном театральном форуме можно не только познакомиться с лучшими мировыми постановками, но и принять участие в мастер-классах, круглых столах - перенять опыт и обсудить наболевшее.

«АиФ» собрал высказывания о белорусском театре.

Дмитрий БОГОСЛАВСКИЙ, актер, драматург: «Такое ощущение, что в белорусском театре надо ставить, тогда как в западноевропейском просто хотят ставить. И вот это «надо» убивает качество. Я недавно читал статью, что один из театров анонсировал планы на сезон - 10 премьерных спектаклей. Получается, 1,5 месяца на подготовку спектакля? Это нереально, если мы говорим о большой сцене как о каком-то полотне. И мы пока не можем перебороть зрительского интереса к комедиям. Зритель не идет на Достоевского, спит на Чехове, не понимает Шекспира…»

Владимир УШАКОВ, создатель и художественный руководитель Современного художественного театра: «Частный театр в Беларуси - это нонсенс, потому что у нас нет дотаций, поддержки. И мы постоянно доказываем себе, что нам интересно идти этой дорогой, что нам необходимо это делать. Во многом развитию белорусских театров мешает то, что мы в своем собственном болотце находимся в состоянии внутреннего спокойствия и благостности. А надо встряхнуться, посмотреть, что происходит вокруг, и взять лучшее и современное на вооружение».

Развеять мифы

Владимир КАРАЧЕВСКИЙ, директор Республиканского театра белорусской драматургии (РТБД): «Почему из года в год приходится слышать, что государственные театры не могут создать что-то стоящее? Что они загнаны в рамки планов? Я развею эти мифы. Наш театр создает спектакли не для того, чтобы отчитаться, а чтобы заработать денег для самого же театра, которому нужно выживать. На сцене РТБД ставились известные пьесы Дмитрия Богославского, Андрея Иванова… Многое зависит от руководства театра и команды, и, когда я пришел в театр, поставил задачу максимально сохранить сверхидею - постановки пьес современных белорусских драматургов. Сегодня 90% спектаклей в РТБД - белорусская драматургия, более половины из нее - современная. И зритель к нам приходит молодой, думающий, которому интересны такие сложные спектакли, как «Мабыць», «Синдром Медеи», «Карьера доктора Рауса». А еще важно, как театр себя позиционирует в работе с партнерами: если как нищий и убогий, то пожалеют его только один раз. Если разговор ведется на равных, то и отношение другое».

Татьяна АРТИМОВИЧ, арт-критик, режиссер: «Более десяти лет я наблюдаю процесс поднятия белорусского театра с колен, периодически сама становлюсь частью процесса, когда осуществляю очередной одноразовый проект. Хочется сказать спасибо всем людям, которые инициируют эти проекты, потому что, возможно, благодаря им случаются чудеса в той ситуации, в которой мы находимся. Мы в резервации, и этот факт надо признать. У меня есть возможность знакомиться с театральным искусством в разных странах, общаться с людьми искусства: Беларуси, к сожалению, просто нет на театральной карте, и нам надо с этим смириться».

Как правильно?

Виктор БАБАРИКО, председатель правления ОАО «Белгазпромбанк»: «У нас все время жалуются: нет денег, помещения… Давайте попробуем понять: как нам, банку, потратить деньги, чтобы белорусский театр смог быть конкурентоспособным вне Беларуси? Например, помогает ли развитию белорусского театра то, что мы тратим огромные деньги, чтобы привозить сюда иностранные спектакли? Если нет, то на что надо тратить деньги? Может, на постановки белорусских спектаклей? Но тогда возникает вопрос: приедут ли к нам отсмотрщики и выберут ли эти постановки для проката? У нас пока нет ответа, как поступать…»

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Подписка в 2020 году



Топ 5 читаемых