8518

Научить нельзя. У кого могут перенять знания будущие актеры?

№ 7 от 13 февраля 2013 года 13/02/2013

Режиссер, доцент кафедры режиссуры БГАИ Виталий КОТОВИЦКИЙ, признавшийся, что на данный момент уже не преподает, подчеркнул, что в БГАИ «еще остается преподавание 1956 года»:

- К сожалению, в Академии ничего не меняется. Театральные знания нужно постоянно обновлять, освежать, чтобы они не превращались в штампы. Но для этого нужен по крайней мере колоссальный внутренний педагогический интерес.

Художественный руководитель курса, доцент кафедры театрального творчества БГУКИ Вячеслав САЩЕКО видит проблему театральной школы в следующем:

- Мне кажется, что в нашем театре нет потребности в очень качественном специалисте. Наверное, у студентов теряется мотивация быть лучше, искать что-то новое, развиваться, крутиться… Главная сверхзадача студента - попасть в хоть какой-то театр! Это сделать, конечно, тяжело…

Сравнивая методики обучения БГАИ, БГУКИ и творческих вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Вячеслав Сащеко сказал о колоссальном отставании наших вузов и о том, что они не очень соответствуют современному театру и потребностям сцены:

- Если говорить об обучении речи, сценическому движению, что, собственно, является хлебом актера, то это 30-е годы, даже не середина прошлого века. Я это точно знаю, потому что неоднократно ездил на стажировки. Проблема в том, что надо не просто поехать, посмотреть - это надо понять, надо иметь потенциал, чтобы попытаться что-то перенять. Мне кажется, что у нас этот потенциал пока не зарождается, потому что всякую методику, как всякое искусство, надо передавать из рук в руки - тут книжку не прочитаешь, фильм не посмотришь…

Не конкуренты?

Режиссер, художественный руководитель «KorniagTHEATRE», преподаватель кафедры мастерства актера БГАИ Евгений КОРНЯГ категоричен:

- Преподавание полностью соответствует театру, который мы имеем. Зачем к этому готовить? Наши актеры неконкурентоспособны по сравнению с актерами из Москвы, Санкт-Петербурга, с которыми я работал. У них другая психология.

На реплику из зала: «Но вы же, Евгений, тоже учились в БГАИ - и конкурентоспособны!» - Корняг ответил:

- Мне кажется, всему «виной» Алексей Лелявский (главный режиссер театра кукол): я бы его закрыл в БГАИ и никуда не выпускал. Все! Он умеет вправлять мозг. Хочешь - пой, хочешь - ставь, хочешь - играй… Алексей Анатольевич много вывозил нас на фестивали, мы ставили экспериментальные спектакли прямо в Академии, мы пробовали другие формы, поэтому был какой-то стимул.

Но мне действительно не хочется ходить в БГАИ. Я задавал себе вопрос: «Имею ли я право преподавать, что-то объяснять?» Но вдруг вижу человека с курса, бездарный экзамен которого я видел, а теперь он преподает… Я ездил на стажировку, получил магистерскую степень, пытался разобраться, что такое тело: оказывается, не надо. Можно сразу после учебы идти преподавать: ты ничего не знаешь и умножаешь свои незнания.

По мнению режиссера Екатерины АВЕРКОВОЙ, проблема заключается в том, что бездарность преподавания прогрессирует из года в год:

- Принимают людей без отбора… Мне сейчас сложно о чем-то говорить, потому что я сама стала преподавать в БГАИ сразу после окончания Академии. Меня точно так же взяли без отбора… На мой взгляд, проблема - в преподавателях с улицы. У нас преподают по системе 50-х ученики учеников, которые учились в то время. И даже эта система 50-х выцветает. Как решать проблему? Может, насобирать много денег и поехать к какому-нибудь великому педагогу, который не откажет, - позаниматься у него, получить опыт, потом устроиться в БГАИ работать за 20 евро в месяц и передавать свои знания студентам?

Екатерина Аверкова призналась, что, начав преподавать в БГАИ, была возмущена: «Сколько всего я не знаю после окончания вуза! Страшно подумать: я пришла преподавать, сама не умея!»

- Посещая зарубежные театры и фестивали, я увидела многое, чему меня просто не научили, - продолжает режиссер. - Это подвигло к самокопанию, самообразованию, поиску мастер-классов, книг и вообще - путей реализации. Со студентами первого курса я старалась делать то, чего мне не дали в БГАИ. Так не должно быть.

А когда меня отправили на курсы повышения квалификации, там мне преподавали, как сокращать учебные программы. Мое обучение закончилось на том, что я вступила в конфликт с преподавателем, объясняя ему: нельзя сокращать индивидуальные занятия со студентами и объединять две группы в одну, уменьшая таким образом количество часов, чтобы государство тратило меньше денег на преподавателя.

Похожую точку зрения высказала актриса, хореограф, художественный руководитель театра танца «SKVO’s Dance Company» Ольга СКВОРЦОВА:

- Когда на международных фестивалях видишь совершенно другой уровень творчества, сознания и осознания современного искусства в мировом масштабе, - это стимул двигаться дальше. Я задалась вопросом: могу ли назвать себя специалистом международного класса? Категорически - нет! Не могу назвать себя специалистом вообще.

Несколько лет назад в Минск из Москвы приезжали продюсеры для поиска артистов в мюзикл «Кошки». Мюзикл - не самый удачный пример, но тем не менее когда на кастинг пришли белорусские актеры, им сказали: «Кто танцует - проходите туда, кто поет - сюда». И студенты БГАИ, которые не умеют ни того, ни другого, не знали, в какую сторону им податься. Ни от кого не требовалось садиться на шпагаты, летать под куполом… Проблема - в глубокой неинформированности, царящей у нас уже много лет.

Пути выхода

Екатерина Аверкова акцентировала внимание на важном аспекте: когда сегодняшним студентам, поступающим на специальность «Актер театра драмы и кино», задают вопрос о любимых актерах, фильмах, спектаклях, - хорошо, если в школе с классом они ходили в театр.

- Это очень страшно, - говорит режиссер. - По телевизору мы видим только сериалы. Счастье, что сейчас есть Интернет и возможность скачать фильмы и спектакли выдающихся мастеров. Но как эта проблема решается, например, в России при огромном засилии всевозможного ТВ-ширпотреба? В российских вузах еще существует система, которая может быть путем спасения: когда курсы набирают художественные руководители театров. У поступивших к ним студентов есть мотивация: если они хорошо зарекомендуют себя во время учебы, у них будет возможность поступить служить в театр к этому мастеру.

В свою очередь Ольга Скворцова предложила объединиться в «какую-то альтернативную арт-базу»:

- Это пока звучит абстрактно. Возможно, надо собрать молодых амбициозных людей, которые могут заниматься организационной, менеджерской работой, отвечать за креатив. Людям, которым не хватает знаний, получаемых в БГАИ, нужна альтернативная школа, база для экспериментов.

Присутствующие на дискуссии студенты актерского отделения рассказали о ситуации, когда, недовольные преподаванием, они написали заявление, чтобы им заменили педагога. Просьбу выполнили частично, потому что на замену никого не нашли.

- Действительно, кого можно поставить взамен? - задается вопросом Екатерина Аверкова. - Мне кажется, ситуация в Беларуси сегодня такова, что нужно приглашать преподавателей из других театральных школ - западных, восточных…

А Евгений Корняг посоветовал студентам, которые посетовали, что их никто не вывозит на фестивали:

- Никто и не вывезет - надо самим что-то делать. Ставьте спектакли, показывайте их на экспериментальных фестивалях, тем более студенческих театральных форумов в мире очень много. Я на 4-м курсе поставил 2 спектакля и один из них показал на фестивале в Магдебурге.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно