17704

Любвеобильная. Все мужчины Лидии Смирновой

№ 46 от 13 ноября 2013 года 13/11/2013

 

Смолоду Лидия Смирнова увлекалась спортом и однажды на лыжне встретилась взглядом с НИМ. Молодой человек немедленно «навострил лыжи» в направлении румяной барышни с ямочками на щеках. Он оказался журналистом, полиглотом и первым из мужчин, кто захотел на ней жениться. Всем хорош был Сергей, да только не оценил нового Лидочкиного увлечения. Та бросила работу экономиста и пошла учиться в студию при Камерном театре, но - увы! - муж неизменно засыпал, едва начинающая артистка принималась оттачивать на нем монолог Федры.

Между тем девушка была принята в труппу Таирова и сразу получила роль. А вскоре ее позвали сниматься в кино - в комической мелодраме белорусского режиссера Корш-Саблина «Моя любовь», музыку к которой написал знаменитый Дунаевский. Это было начало 40-х, надвигалась война. В 1941-м Сергей Добрушин ушел в ополчение. Его часть попала в окружение и была вынуждена срочно отступать. Позже друзья рассказали, что Сергей вернулся за забытым планшетом - и исчез. Пропал без вести... Перед отъездом на фронт он предупредил жену, что, если будет изувечен, она его не увидит. И на протяжении всей долгой жизни Лидию Николаевну преследовало чувство, будто ее первый мужчина где-то рядом и пристально наблюдает за творческими порывами и романтическими художествами милой женушки.

Несносный влюбленный

Пример Дунаевского показывает, сколь несносен истинный влюбленный в проявлениях своего возвышенного чувства. После съемок «Моей любви» композитор вернулся в родной Ленинград и оттуда подверг дебютантку массированной «бомбардировке»: ежедневно она получала письмо и одну-две телеграммы. Влюбленный требовал такого же количества ответных эпистол. Эта переписка так изматывала девушку, что порой, не в силах выжать из себя ни строки, она посылала на почту приятеля - артиста Шишкина, чтоб тот сам сочинил и отправил от ее имени любовные послания.

Смирновой нравилось получать от композитора цветы и навещать его в роскошной гостинице, когда тот наведывался в Москву. Но шанс стать женой живого классика она по легкомыслию недооценила. Когда маэстро решился сделать предложение, девушка отказала. Дунаевский невероятно оскорбился. Роман дал трещину и вскоре заглох.

Вечная любовь

Во время войны Смирнова уехала в эвакуацию в Алма-Ату, где снималась в фильме «Она защищает Родину». Режиссер Фридрих Эрмлер и оператор Владимир Рапопорт (бывший муж Зои Федоровой) соперничали в борьбе за благосклонность жизнерадостной хорошенькой актрисы. Между тем нетитулованным лицедеям жилось в казахской столице довольно скудно, одно время Лидия Николаевна даже голодала. А Эрмлер и Рапопорт получали лауреатские пайки. Однажды в комнату к Смирновой, которая соседствовала с Марецкой, пришел Эрмлер, принес коптилку и два отварных яйца в качестве подарка: «Вот вам свет и еда». Тут распахнулась дверь, влетел Рапопорт, выложил на стол все пятьдесят штук аналогичного продукта из пайка и молча удалился. После чего Марецкая многозначительно обронила: «И ты еще думаешь? Тот так и будет всю жизнь носить по два яйца всмятку, а этот отдаст все, что имеет».

К вопросу о любви истинной и мнимой добавим, что в Алма-Ате Смирнова едва не погибла от эпидемии тифа. А когда чудом выздоровела, Рапопорт заново учил ее ходить, пек яблоки, вывозил в горы, где клал голову любимой с остатками волос себе на колени, смазывал керосином и счищал мертвые гниды прямо ногтями (иначе было невозможно). При этом он не уставал твердить слова любви... Как ни странно, даже такие активные самодостаточные женщины, как Лидия Николаевна, нуждаются в чувстве защищенности. И Рапопорт оказался единственным из поклонников, кто обеспечил ей психологический комфорт. Недаром актриса уверяла, что второй муж стал для нее всем - папой, мамой, целым миром. Своими увлечениями Смирнова принесла Рапопорту немало боли, временами в глазах общественного мнения он выглядел безропотным страдальцем, она же - вероломной ветреницей. И все-таки в главном она его не предала. Когда муж смертельно заболел, Лидия Николаевна сделала невозможное: вместо трех лет, отпущенных ему медиками, ее стараниями Рапопорт прожил целых тринадцать.

46_47_02

Успела спастись

Если Лидия Смирнова влюблялась, то в большинстве случаев ухитрялась все же не терять головы и контролировать ситуацию. Но однажды она встретила некоего Льва Рудника. Это был прирожденный плейбой с задатками альфонса. Рудник прибыл из Ленинградского БДТ, где осчастливил своей благосклонностью не менее дюжины актрис и был уволен «за моральное разложение». После того как завязался громкий роман со Смирновой, та же участь постигла Льва Сергеевича и в Театре киноактера, где он служил главрежем. Шикарный мужчина вылетел из руководящего кресла, приземлившись в городе Ростове.

В театре Смирнову возненавидели, поскольку Рудник был профессионалом и артисты предвкушали перспективу, а тут - на тебе: аморалка. Преданный Рапопорт вернулся в родной Ленинград. Плюс ко всему Смирнова, которой Рудник клялся в вечной любви, узнала, что ее ненаглядный беззастенчиво ходит на сторону.

Вся эта фантасмагория закончилась разговором с его постоянной любовницей - та рассказала Лидии Николаевне, как Рудник в течение 30 лет регулярно к ней возвращался, она же продавала имущество, чтобы его содержать. Нашу героиню отрезвили слова этой женщины: «Пока не погибли, спасайтесь». И она спаслась.

«Свой» режиссер

В середине 50-х Смирнова наконец встретила «своего» режиссера. И, конечно, уже не отпустила. Это был Константин Воинов, в чьей дебютной короткометражке «Сестры» (в прокате – «Две жизни») Лидия Николаевна проявилась совершенно по-новому. После череды трепетных героинь она сыграла вульгарную буфетчицу, которая приезжает в родную деревню прихвастнуть перед родственниками красивой городской жизнью да пофлиртовать с чужими мужьями. И с изумлением начинает догадываться, что ее существование никчемно, что деревенские ее жалеют. Словом, состоялась безусловная победа, наметился новый поворот в карьере актрисы. И хотя в дальнейшем Воинов снимал Смирнову отнюдь не в каждом своем фильме, шесть-семь раз она у него сыграла.

Воинов увлекся Смирновой, да и ей самой нравилось состояние влюбленности - казалось, оно придает особый стимул и очарование творчеству. Одна беда: Константин Наумович не переносил лжи, не умел жить двойной жизнью. И рассказал обо всем Рапопорту.

Однако возлюбленная не собиралась покидать мужа. И хотя всю дальнейшую жизнь режиссер и актриса поддерживали добрые отношения. Воинов, похоже, ее отказа так и не простил...

Расплата за ошибки

Любвеобильность, свойственная актрисе, возможно, связана с тем, что ребенком Смирнова испытала шок, узнав, что ее родители - не родные, а приемные. Родственники держали Лидочку в черном теле, подвергая выволочкам и тотальной системе запретов. Сиротская потребность в родительской любви и ласке сублимировалась в бессознательное желание нравиться всем подряд. Любой ценой (прежде всего кокетством) девочка стремилась «заслужить» внимание, нежное отношение посторонних людей. Характерно, что всякий, на кого не удавалось произвести впечатление, ее глухо раздражал. Возможно, именно поэтому, даже разлюбив в свое время Рапопорта, Смирнова его не покинула...

По материалам Интернета

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно