6284

Компьютер вместо холста? За каким искусством будущее?

№ 24 от 9 июня 2015 года 09/06/2015

 

Digital-арт, или цифровое искусство, - феномен последнего десятилетия. Практически все крупные галереи современного искусства уже не обходятся без аудио- и видеоинсталляций, компьютерной живописи, гипертекстовой литературы, дигитальной поэзии и других уникальных творческих работ, созданных при использовании IТ-технологий. В середине мая известные коллекционеры и меценаты современного искусства Пойю и Анита Заблудовичи запустили новый портал Daata Editions, созданный специально для продажи произведений цифрового искусства. Но в принципе - зачем покупать файл, если его можно скачать? Сколько стоят объекты цифрового искусства? Неужели «цифра» в конце концов вытеснит холсты, кисти, краски, скульптуры?..

Искусство 2.0

Сайт Daata Editions появился в результате сотрудничества четы Заблудовичей и куратора Дэвида Грина с целью продвигать цифровое искусство и создать конкуренцию порталам Artspace или Paddle8, которые специализируются на продаже обычных произведений искусства. В обывательском сознании нередко бытует стереотип: мол, коллекционирование современного искусства - это привилегия или, если хотите, прихоть самых богатых людей. С появлением цифрового искусства можно утверждать смело: это по карману гораздо более широкому кругу ценителей прекрасного. Молодые или уже опытные художники (кто-то пробует себя сначала в «классике», потом - в высокотехнологичных сферах) продают свои арт-сайты, видеоинсталляции, JPG-изображения, 3D-объекты, анимированные GIF-ки, литературные гипертекстовые экзерсисы и т.д. значительно дешевле, чем их коллеги, работающие с физическими объектами - красками, кистями, карандашами, камнем и т.д.

Недавно в одной из московских галерей прошла выставка Константина Худякова - этот художник считается основателем нового вида цифрового искусства - «Мультитач арт». Экспозиция получила название «Искусство глубокого погружения»: его «картины» интерактивны, они взаимодействуют со зрителем при контакте - реагируют на движение руки или тела зрителя, меняют форму, цвета, композицию. По словам Константина Худякова, к созданию сложных цифровых объектов он пришел через понимание и изучение новых возможностей компьютерных и мобильных устройств, в частности, планшетов и смартфонов, тачскрин которых позволяет художнику воплотить свои замыслы на принципиально новом уровне взаимодействия с аудиторией. Иначе говоря, при помощи сложных компьютерных программ художник становится намного ближе к зрителю.

Новое поколение

Цифровая живопись несколько ближе по восприятию к своей «классической» предвественнице: в конечном итоге речь идет о картине, изображении, рисунке. Более того, наблюдается даже некое жанровое смешение: понятие «компьютерное искусство» включает в себя произведения традиционного искусства, перенесенные в цифровую среду, имитирующую первоначальный материальный носитель (например, за основу нового художественного digital-арт - объекта берется отсканированная фотография или цифровая фотокопия произведения искусства, которая дорабатывается при помощи графических редакторов и другого ПО). Среди ярких представителей этого направления цифрового искусства - поляки Марта Дахлиг и Марек Окон, британец Даниель Конвэй, шведка Линда Бергквист и другие. Большинство из них - совсем еще молодые люди, в возрасте 22-30 лет, - новое поколение художников, которое уже не представляет себе жизни без компьютеров. Канадская художница Крис де Лара, например, начала работать в традиционной манере и писала картины маслом на холсте, однако после переквалифицировалась в «цифру» и теперь создает великолепные сложнейшие иллюстрации для комиксов и телепроектов, видеографику и т.д.

«Цифра» в цифрах

Меценаты Пойю и Анита Заблудовичи недаром решили заняться продажей и раскруткой цифрового искусства - их бизнес-чутье и предпринимательская хватка говорят, что расчет верный. Пару лет назад первым крупным аукционным домом, который начал продавать цифровое искусство, стал Philips. В рамках сотрудничества с Tumblr и куратором Линдси Ховард он организовал аукцион Paddles On!, где были успешно распроданы работы молодых авторов. Стоимость лотов на первом аукционе начиналась с нескольких сотен долларов, а самым дорогим произведением стал принт Александры Горчински под названием PLUR - за него покупатель отдал 9500 долларов. Самым дорогим цифровым объектом, проданным на аукционе Philips, стала скульптурная работа Кена Прайса, оцененная в 509 тыс. долларов. Средняя цена лотов, как правило, составляет 2-5 тыс. долларов.

Зачастую цифровые художники сами находят способы продажи своих работ без помощи аукционистов и галеристов. Знаменитый художник Рафаэль Розендаль, который специализируется на создании арт-сайтов (ifnoyes.com - первый сайт, проданный на арт-аукционе, - именно его работа) разработал соглашение Art Website Sales Contract, позволяющее покупателю приобретать доменное имя, на котором размещена работа художника. Контракт, правда, накладывает на покупателя определенные обязательства: ежегодно обновлять домен, делать все возможное для того, чтобы работа сохранялась и была доступна в Сети. Кстати, вопрос хранения - отдельная головная боль для владельца digital-арт коллекции. Основная проблема в том, что форматы, в которых создавались цифровые произведения, постепенно устаревают, а при переводе их в новые форматы данные могут измениться так, что их невозможно раскодировать. Консервацией цифровых объектов, к слову, занимаются некоторые музеи - например, американские Новый музей и Музей Уитни.

Перспективы

Для Беларуси цифровое искусство - сфера пока совершенно новая, нишевая, малопопулярная в массовом сознании. Однако аудитория у этого перспективного направления уже определенно есть. С 2009 по 2012 г. в республике проходил ежегодный международный фестиваль цифрового искусства «Terra Nova», главным куратором которого был известный белорусский художник, галерист, руководитель выставочного комплекса Национальной библиотеки Беларуси, председатель Международной гильдии живописцев Федор Ястреб. Его не стало в 2014 году, и с тех пор «Terra Nova» - в бессрочном отпуске. Хотя проект был очень перспективным: привлекал внимание к развитию компьютерной графики, мультимедиаискусства в Беларуси, стремился активизировать творческие контакты между художниками разных стран, привлекать в художественный процесс новое поколение авторов. На «Terra Novа» приезжали десятки художников из 10 стран мира, которые представляли свои работы в нескольких номинациях - «Компьютерная графика», «Цифровая живопись», «Видео-арт», «Анимация» и др.

Приверженцы старой школы, классической живописи, искусства в его традиционном понимании до сих пор не признают за digital-артом права войти в пантеон истинного искусства. И на профильных форумах, конференциях, мастер-классах и симпозиумах продолжают спорить. «Я начинал с фотографии, потом углубился в цифровую фотографию, теперь еще рисую кистями и красками. Искусство - это выражение человеком своих идей и мыслей, своего «Я». Неважно, какими средствами это сделано - любой, даже самый мощный компьютер без участия человека не нарисует ничего, - убежден один из оппонентов «олдскульной» темы, цифровой художник Аркадий УСИКОВ (псевдоним arcus). - Мы же называем музыкой то, что записано без единого музыкального инструмента на компьютере. Называем фильмом то, что было создано в 3D-рендеринге. Придет время, и «компьютерная» живопись встанет в один ряд с холстом и кистью, потому что у них есть и всегда будет одно объединяющее начало - Человек».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно