3712

Искусство наива. Найдёт ли оно площадку для самовыражения?

№ 28 от 9 июля 2014 года 09/07/2014

Минский клуб «Природа и фантазия» сегодня объединяет более 70 мастеров-любителей, которые работают в разных техниках: художественное творчество, ленточный и войлочный дизайн, лесная пластика и скульптура, батик, керамика, резьба по дереву и др. Это объединение берет начало в далеком 1968 году, когда несколько любителей-коряжников провели мини-показ в РДК профсоюзов в Минске , затем в Доме природы стала работать секция «Природа и творчество» под кураторством Белорусского общества охраны природы. Мастера-самоучки проводили постоянные выставки своих работ, привозили их в Москву на ВДНХ, в ГДР. После развала СССР из 150 мастеров клуба остались не больше десятка. Но пришли неравнодушные люди, которые благодаря своему  рвению и репутации смогли возродить клуб: это нынешний руководитель объединения Александр Лейко и народная артистка СССР Стефания Станюта.

- Но сегодня, несмотря на то что Министерство культуры неоднократно высказывало Мингорисполкому свою точку зрения о необходимости оказания содействия в создании благоприятных условий для творческой и выставочной деятельности участников клуба,  у нас до сих пор нет помещения, где мы могли бы на постоянной основе объединить мастеров-любителей, устраивать экспозиции, проводить мастер-классы, хранить многочисленные работы (более 600 экспонатов). У одного только нашего автора  Анатолия Кривенко сотни полотен, в т.ч. портретов рода Радзивиллов. А мастер Ирина Кириллова владеет 25 видами искусств! - рассказывает руководитель объединения Александр ЛЕЙКО.

Пока все держится на его вдохновении и инициативе.Александр Александрович  напрямую договаривается с музеями и библиотеками по всей стране о временных экспозициях творений своих подопечных. В итоге эти работы побывали уже в 33 городах Беларуси, в некоторых  - даже повторно. Отзывы только положительные.

vaschuk-03
«Вкус зимы» Аэлита Михалевич (ленточный дизайн)

Это своя философия

Министерство культуры Беларуси называет творчество участников клуба «Природа и фантазия» инситным искусством (оно же «наивное», «иное», «искусство дилетантов»). С середины прошлого века в Европе, а с конца XX века и в СНГ, к нему приковано внимание. Мировой опыт свидетельствует о все более расширяющейся практике создания музеев примитива, наивного искусства и искусства аутсайдеров. Например, в Германии современное состояние наивного искусства репрезентируют музей Haus Cajeth (Гейдельберг), галерея наивного искусства (Кельн), Музей искусства аутсайдеров (Бенингхайм) и Галерея наивного искусства Марианны Кюн (Кельн).  В России, в Москве, с 2003 года также действует государственный (!) Музей наивного искусства, задача которого – популяризация этого направления и укрепление международных контактов. Помимо экспозиций, здесь работает клуб, в котором любители проводят пленэры и мастер-классы. В Москве также действует Галерея наивного и аутсайдерского искусства JJDavies Gallerie. Здесь можно увидеть удивительные работы людей, которые никогда не учились живописи, навыкам декоративно-прикладного искусства, людей с поразительными судьбами. Например, Алевтине Пыжовой когда-то отказали в приеме в художественное училище, сказав, что «художник не может быть с необъёмным зрением»: она родилась с пороком сердца и невидящим левым глазом. Сегодня она знаменита, собирает персональные выставки. А бабушка из города Цюрупинска Полина Райко стала известна своей росписью дома. Она пережила гибель дочки и смерть мужа, несколько лет терпела избиения сына-алкоголика, а когда тот попал в колонию, в 70 лет начала рисовать на стенах опустевшего дома, тратя всю пенсию на краски. В 2005 году волонтеры издали каталог работ Полины Райко, они же сохранили дом от разрушения. Несмотря на тяжелую судьбу этой женщины, роспись поражает внутренним светом и радостью: у инситного искусства есть своя философия. В работах белорусских самоучек ее тоже можно увидеть.

В нашей стране есть несколько известных мастеров инситного искусства, но масштабы этого направления явно шире перечня нескольких раскрученных имен, о чем говорит хотя бы пример с клубом «Природа и фантазия». Но пока нет площадки, где можно было бы оценить и показать этот потенциал.

Корни Шагала

Как сказала известный искусствовед, эксперт по наивному искусству К. Богемская, «потенциал любительского творчества далеко не исчерпан, а его судьба в контексте культуры еще станет предметом многих исследований и дискуссий». Для Беларуси, жители которой сохранили живую связь с народным творчеством, природой, это особенно актуально. Тем более что весь мир знает о нас благодаря Марку Шагалу, связь творчества которого с поэтикой примитивного искусства неоспорима. А примитивизм, утверждают искусствоведы, как художественное явление родилось из примитива - народного искусства.

vaschuk-03
Кресло работы народного мастера Вячеслава Тарасова
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно