Минский клуб «Природа и фантазия» сегодня объединяет более 70 мастеров-любителей, которые работают в разных техниках: художественное творчество, ленточный и войлочный дизайн, лесная пластика и скульптура, батик, керамика, резьба по дереву и др. Это объединение берет начало в далеком 1968 году, когда несколько любителей-коряжников провели мини-показ в РДК профсоюзов в Минске , затем в Доме природы стала работать секция «Природа и творчество» под кураторством Белорусского общества охраны природы. Мастера-самоучки проводили постоянные выставки своих работ, привозили их в Москву на ВДНХ, в ГДР. После развала СССР из 150 мастеров клуба остались не больше десятка. Но пришли неравнодушные люди, которые благодаря своему рвению и репутации смогли возродить клуб: это нынешний руководитель объединения Александр Лейко и народная артистка СССР Стефания Станюта.
- Но сегодня, несмотря на то что Министерство культуры неоднократно высказывало Мингорисполкому свою точку зрения о необходимости оказания содействия в создании благоприятных условий для творческой и выставочной деятельности участников клуба, у нас до сих пор нет помещения, где мы могли бы на постоянной основе объединить мастеров-любителей, устраивать экспозиции, проводить мастер-классы, хранить многочисленные работы (более 600 экспонатов). У одного только нашего автора Анатолия Кривенко сотни полотен, в т.ч. портретов рода Радзивиллов. А мастер Ирина Кириллова владеет 25 видами искусств! - рассказывает руководитель объединения Александр ЛЕЙКО.
Пока все держится на его вдохновении и инициативе.Александр Александрович напрямую договаривается с музеями и библиотеками по всей стране о временных экспозициях творений своих подопечных. В итоге эти работы побывали уже в 33 городах Беларуси, в некоторых - даже повторно. Отзывы только положительные.
Это своя философия
Министерство культуры Беларуси называет творчество участников клуба «Природа и фантазия» инситным искусством (оно же «наивное», «иное», «искусство дилетантов»). С середины прошлого века в Европе, а с конца XX века и в СНГ, к нему приковано внимание. Мировой опыт свидетельствует о все более расширяющейся практике создания музеев примитива, наивного искусства и искусства аутсайдеров. Например, в Германии современное состояние наивного искусства репрезентируют музей Haus Cajeth (Гейдельберг), галерея наивного искусства (Кельн), Музей искусства аутсайдеров (Бенингхайм) и Галерея наивного искусства Марианны Кюн (Кельн). В России, в Москве, с 2003 года также действует государственный (!) Музей наивного искусства, задача которого – популяризация этого направления и укрепление международных контактов. Помимо экспозиций, здесь работает клуб, в котором любители проводят пленэры и мастер-классы. В Москве также действует Галерея наивного и аутсайдерского искусства JJDavies Gallerie. Здесь можно увидеть удивительные работы людей, которые никогда не учились живописи, навыкам декоративно-прикладного искусства, людей с поразительными судьбами. Например, Алевтине Пыжовой когда-то отказали в приеме в художественное училище, сказав, что «художник не может быть с необъёмным зрением»: она родилась с пороком сердца и невидящим левым глазом. Сегодня она знаменита, собирает персональные выставки. А бабушка из города Цюрупинска Полина Райко стала известна своей росписью дома. Она пережила гибель дочки и смерть мужа, несколько лет терпела избиения сына-алкоголика, а когда тот попал в колонию, в 70 лет начала рисовать на стенах опустевшего дома, тратя всю пенсию на краски. В 2005 году волонтеры издали каталог работ Полины Райко, они же сохранили дом от разрушения. Несмотря на тяжелую судьбу этой женщины, роспись поражает внутренним светом и радостью: у инситного искусства есть своя философия. В работах белорусских самоучек ее тоже можно увидеть.
В нашей стране есть несколько известных мастеров инситного искусства, но масштабы этого направления явно шире перечня нескольких раскрученных имен, о чем говорит хотя бы пример с клубом «Природа и фантазия». Но пока нет площадки, где можно было бы оценить и показать этот потенциал.
Корни Шагала
Как сказала известный искусствовед, эксперт по наивному искусству К. Богемская, «потенциал любительского творчества далеко не исчерпан, а его судьба в контексте культуры еще станет предметом многих исследований и дискуссий». Для Беларуси, жители которой сохранили живую связь с народным творчеством, природой, это особенно актуально. Тем более что весь мир знает о нас благодаря Марку Шагалу, связь творчества которого с поэтикой примитивного искусства неоспорима. А примитивизм, утверждают искусствоведы, как художественное явление родилось из примитива - народного искусства.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть