Моисей Наппельбаум прошел путь от подмастерья в портретной студии в Минске до участника международных фотовыставок, владельца собственной студии фотографии и автора международного бестселлера «От ремесла к искусству». Его работы — учебные пособия для молодых фотопортретистов, а его карьере может позавидовать любой фотограф.
Моисей Соломонович Наппельбаум родился в Минске в 1869 году. В возрасте 14 лет мальчик устроился работать в фотоателье известного на весь город фотографа Осипа Боретти. Здесь юный Наппельбаум получил должность ученика копировщика (человека, который печатает снимки. — Ред.), однако спустя всего год уже занимался ретушированием фотографий, а еще через три года получал жалованье фотографа, что, конечно же, вовсе не означало, что он стал им на самом деле. Наппельбаум прекрасно понимал, что ему предстояло еще многому научиться.
В конце XIX века мастера фотографии не особенно делились друг с другом профессиональными секретами, так как выдержать острейшую конкуренцию можно было лишь одним способом — тщательно скрывая собственные открытия в области печати, ретуши, освещения, использования реактивов. Поэтому, изучив основы фотографии у своего первого учителя Боретти, Моисей Наппельбаум решил постигать тонкости фотографического ремесла самостоятельно, методом проб и ошибок.
«Наша жизнь беспрерывно обогащается, обновляется, движется вперед. И фотоискусство должно развиваться, духовно созревать, иначе оно захиреет, обретет застывшую форму, растеряет все, что с таким трудом добыто, — писал Моисей Наппельбаум в своей книге «От ремесла к искусству». — Чтобы этого не случилось, необходимо учиться не только технике фотодела, законам изобразительного искусства, композиции, освещения — надо изучать жизнь, людей, их характеры и лица».
Чтобы посмотреть мир, узнать больше сторон жизни и набраться профессионального опыта, Наппельбаум в 1888 году уехал за границу. Путешествуя, он работал фотографом в Смоленске, Москве, Козлове, Варшаве, Вильнюсе, Одессе, Евпатории, Нью-Йорке, Филадельфии и Питсбурге, пока в 1895 году не вернулся на родину и не открыл в Минске собственное фотоателье.
Однако слава к Наппельбауму пришла не сразу. Лишь после принятия православия, переезда в Санкт-Петербург и открытия собственного фотосалона на Невском проспекте имя молодого фотопортретиста стало известным во всей стране.
Литературный кружок
После переезда в столицу Наппельбаум начал сотрудничать с известным журналом «Солнце России», делая портреты известных людей искусства. Тогда же в литературных кругах Петрограда стали популярны «понедельники у Наппельбаумов» — вечера, которые устраивали старшие дочери фотографа Ида и Фредерика.
Постоянными гостями квартиры в 72-м доме на Невском были Анна Ахматова, Михаил Зощенко, Юрий Тынянов, Осип Мандельштам и Николай Тихонов. Из Москвы к Наппельбаумам приезжал сам Борис Пастернак, а Ида и Фредерика стали ученицами Николая Гумилева в поэтической студии Дома искусств. Здесь же собирался и поэтический кружок Гумилева «Звучащая раковина».
После того как в 1918 году Моисей Наппельбаум сделал ряд исторических портретов В. И. Ленина, по которым многие сегодня и узнают вождя, фотограф по просьбе властей открыл в Москве, в здании гостиницы «Метрополь», первую государственную фотостудию при ВЦИКе. В том же году по распоряжению Луначарского в Аничковом дворце прошла первая фотовыставка Наппельбаума, которая обеспечила известному фотопортретисту признание наравне с прославленными художниками.
Начиная с 1920-х Наппельбаум активно участвовал как в международных, так и в национальных выставках и в возрасте 66 лет получил звание «заслуженный артист республики», став единственным советским фотографом, удостоившимся этой почетной награды.
СПРАВКА
Моисей Наппельбаум разработал собственную технику фотопортрета. В отличие от традиционной для начала XX века съемки с тремя источниками света, Наппельбаум всегда снимал всего с одним источником, чтобы получить известное в живописи «рембрандтовское освещение». Также для обработки негатива в процессе проявки фотограф применял живописные кисти («наппельбаумская ретушь»).
Знаменитые фотоработы Моисея Наппельбаума.
Знаменитые фотоработы Моисея Наппельбаума.
Кроме того, Наппельбаум был одним из немногих фотографов во всем мире, работавших в редкой технике печати гуммидрук, благодаря которой фотопортрет получался похожим на рисунок, сделанный от руки углем или сангиной.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть