Моисей Наппельбаум прошел путь от подмастерья в портретной студии в Минске до участника международных фотовыставок, владельца собственной студии фотографии и автора международного бестселлера «От ремесла к искусству». Его работы — учебные пособия для молодых фотопортретистов, а его карьере может позавидовать любой фотограф.
Моисей Соломонович Наппельбаум родился в Минске в 1869 году. В возрасте 14 лет мальчик устроился работать в фотоателье известного на весь город фотографа Осипа Боретти. Здесь юный Наппельбаум получил должность ученика копировщика (человека, который печатает снимки. — Ред.), однако спустя всего год уже занимался ретушированием фотографий, а еще через три года получал жалованье фотографа, что, конечно же, вовсе не означало, что он стал им на самом деле. Наппельбаум прекрасно понимал, что ему предстояло еще многому научиться.
В конце XIX века мастера фотографии не особенно делились друг с другом профессиональными секретами, так как выдержать острейшую конкуренцию можно было лишь одним способом — тщательно скрывая собственные открытия в области печати, ретуши, освещения, использования реактивов. Поэтому, изучив основы фотографии у своего первого учителя Боретти, Моисей Наппельбаум решил постигать тонкости фотографического ремесла самостоятельно, методом проб и ошибок.
«Наша жизнь беспрерывно обогащается, обновляется, движется вперед. И фотоискусство должно развиваться, духовно созревать, иначе оно захиреет, обретет застывшую форму, растеряет все, что с таким трудом добыто, — писал Моисей Наппельбаум в своей книге «От ремесла к искусству». — Чтобы этого не случилось, необходимо учиться не только технике фотодела, законам изобразительного искусства, композиции, освещения — надо изучать жизнь, людей, их характеры и лица».
Чтобы посмотреть мир, узнать больше сторон жизни и набраться профессионального опыта, Наппельбаум в 1888 году уехал за границу. Путешествуя, он работал фотографом в Смоленске, Москве, Козлове, Варшаве, Вильнюсе, Одессе, Евпатории, Нью-Йорке, Филадельфии и Питсбурге, пока в 1895 году не вернулся на родину и не открыл в Минске собственное фотоателье.
Однако слава к Наппельбауму пришла не сразу. Лишь после принятия православия, переезда в Санкт-Петербург и открытия собственного фотосалона на Невском проспекте имя молодого фотопортретиста стало известным во всей стране.
Литературный кружок
После переезда в столицу Наппельбаум начал сотрудничать с известным журналом «Солнце России», делая портреты известных людей искусства. Тогда же в литературных кругах Петрограда стали популярны «понедельники у Наппельбаумов» — вечера, которые устраивали старшие дочери фотографа Ида и Фредерика.
Постоянными гостями квартиры в 72-м доме на Невском были Анна Ахматова, Михаил Зощенко, Юрий Тынянов, Осип Мандельштам и Николай Тихонов. Из Москвы к Наппельбаумам приезжал сам Борис Пастернак, а Ида и Фредерика стали ученицами Николая Гумилева в поэтической студии Дома искусств. Здесь же собирался и поэтический кружок Гумилева «Звучащая раковина».
После того как в 1918 году Моисей Наппельбаум сделал ряд исторических портретов В. И. Ленина, по которым многие сегодня и узнают вождя, фотограф по просьбе властей открыл в Москве, в здании гостиницы «Метрополь», первую государственную фотостудию при ВЦИКе. В том же году по распоряжению Луначарского в Аничковом дворце прошла первая фотовыставка Наппельбаума, которая обеспечила известному фотопортретисту признание наравне с прославленными художниками.
Начиная с 1920-х Наппельбаум активно участвовал как в международных, так и в национальных выставках и в возрасте 66 лет получил звание «заслуженный артист республики», став единственным советским фотографом, удостоившимся этой почетной награды.
СПРАВКА
Моисей Наппельбаум разработал собственную технику фотопортрета. В отличие от традиционной для начала XX века съемки с тремя источниками света, Наппельбаум всегда снимал всего с одним источником, чтобы получить известное в живописи «рембрандтовское освещение». Также для обработки негатива в процессе проявки фотограф применял живописные кисти («наппельбаумская ретушь»).
Знаменитые фотоработы Моисея Наппельбаума.
Знаменитые фотоработы Моисея Наппельбаума.
Кроме того, Наппельбаум был одним из немногих фотографов во всем мире, работавших в редкой технике печати гуммидрук, благодаря которой фотопортрет получался похожим на рисунок, сделанный от руки углем или сангиной.

Пришла бедуля - ушёл Бедуля. История «заслуженного хулигана БССР»
Беларусь 100 лет назад. История страны в фотографиях 1916 года
Беларусь на цветных фотографиях 1912 года
История победителей. Война и послевоенные тяготы в фотографиях читателей
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть