Однажды кто-то спросил Фридерика Шопена, каким словом тот мог бы описать настроение своих произведений. Композитор подумал и ответил, что лучше всего здесь подойдет выражение «żal» из его родного польского языка, имеющее целую гамму значений: скорбь, тревога, раскаяние… Говорил вроде бы о музыке, но, конечно, и о своей судьбе тоже. И прежде всего - о любви.
Виртуоз жанра
Прославленный пианист Станислав Рихтер описывал Шопена как «таинственного и дьявольского», писатель Оноре де Бальзак, наоборот, называл его «славянским ангелом»… Иными словами, композитор был личностью противоречивой и неприкаянной: по матери - поляк, по отцу - француз, первую половину жизни провел на родине, вторую - за границей. Из-под его пера выходили и бойкие мазурки, вдохновленные народными танцами, и меланхоличные ноктюрны (в переводе с французского «ночной»)… Минорной музыки у Шопена, впрочем, было больше, а темнота всегда помогала ему настроиться на нужную волну: на концертах он неизменно просил погасить все свечи и играл в полумраке, сколько бы людей его ни окружало.
К слову, музицировать Шопен предпочитал не в просторных залах, а в маленьких салонах, да и вообще не любил публичных выступлений - за всю свою карьеру дал от силы три десятка концертов. А еще, как ни странно, великий композитор так и не сочинил ни одного по-настоящему крупного произведения - оперы или симфонии. Зато нашел себя в миниатюрах для фортепиано - и уж в этом жанре, как известно, достиг поистине непревзойденного мастерства.
Гениальные люди, как бы ими ни восхищались современники и потомки, чаще всего совершенно невыносимы в частной жизни, и к Шопену это относилось в полной мере. Однако на пути маэстро встретилась не менее выдающаяся женщина, судьба которой переплелась с его собственной на десять лет. Причем этот роман никого не задвинул в тень, а, напротив, послужил для обоих неиссякаемым источником вдохновения, хотя и страданий тоже. Речь, конечно, идет о любви Шопена к писательнице Жорж Санд…

«Женщина ли она?»
…Которая, кстати, отнюдь не возникла с первого взгляда. Встретив на светском приеме эксцентричную особу в мужском костюме и с сигарой в зубах, шокированный Шопен задавался вопросом: «Что это за отвратительная женщина - Жорж Санд? Да и женщина ли она вообще?».
В самом деле, «возмутительница спокойствия» была незаурядным явлением в жизни парижского общества. К моменту встречи с Шопеном она успела пожить в женском монастыре, выйти замуж за барона, родить сына и дочь, оставить супруга, сменить нескольких любовников и написать изрядное количество романов.
Музыкант же был на 6 лет моложе новой знакомой, чувствителен и впечатлителен. Да еще влюблен в юную аристократку Марию Водзинскую - светскую кокетку (полную противоположность Санд), которой даже сделал предложение. Правда, помолвка довольно скоро сошла на нет. Ничего удивительного: композитор не мог похвастать знатным происхождением, зато имел слабое здоровье и вряд ли был способен составить Марии завидную партию. А тут еще до девушки стали доходить слухи об отношениях жениха с Жорж Санд, на которую Шопен, оправившись от первого нелестного впечатления, взглянул другими глазами…
Лагерь противника
Спустя несколько месяцев после знакомства композитор и писательница начали открыто жить вместе и даже поселились вместе с ее детьми в поместье Ноан. Там Санд сочинила знаменитый роман «Консуэло», где главной героиней стала певица, а Шопен помогал возлюбленной как консультант по музыкальной части. В свою очередь и сам композитор написал лучшие произведения именно в Ноане, в пору расцвета их романа.
Однако счастье в этой странной семье оказалось недолгим: Шопен постоянно болел, повзрослевший сын Морис ревновал Жорж к чужому мужчине, а дочь Соланж, наоборот, настраивала «отчима» против матери. В 1847 году Шопен тихо, без лишних скандалов ушел от Санд - та не стала его останавливать…
Поначалу они еще пытались поддерживать связь по переписке, но хрупкое перемирие рухнуло из-за Соланж, которая в подробностях рассказывала Шопену об изменах собственной матери. «Я предпочитаю видеть вас во враждебном лагере, чем защищаться от противницы, которая вскормлена моей грудью и моим молоком», - признавалась композитору сама Жорж.
В последний раз Шопен и Санд встретились случайно, за полтора года до смерти композитора, и даже не нашли в себе сил завязать светскую беседу. Тем не менее до конца жизни маэстро поддерживал теплые отношения с дочерью писательницы. А перед кончиной вспомнил и про саму бывшую возлюбленную: «Она обещала, что я умру в ее объятьях…»
Этого не произошло - о смерти Шопена Санд узнала из газет и даже не прислала цветов на его могилу. Она пережила композитора на 27 лет и еще не раз заставила общество говорить, судачить и перешептываться о себе. «Жизнь чаще похожа на роман, чем роман - на жизнь», - сказано в одном из ее последних писем.

Разлученные портреты
В годы своего романа Шопен и Жорж Санд вдохновляли на творческие свершения отнюдь не только друг друга - так, знаменитый французский художник Эжен Делакруа благодаря им написал один из самых известных парных портретов в истории живописи.
Делакруа очень дорожил общением с Санд, которая по праву считалась одной из самых прогрессивных и незаурядных женщин ХІХ века. Что же до Шопена, то перед его талантом художник преклонялся, называя композитора в письмах «божественным и гениальным». Летом 1838 г., во время одного из визитов в Ноан, когда пара была еще в самом начале своих отношений, он запечатлел их обоих на совместном портрете. На картине Жорж увлеченно слушает играющего на фортепиано Шопена, причем в руках у нее не что иное, как вышивание, в котором она тоже знала толк…
Судьба у полотна оказалась не менее сложной, чем у послужившего для нее вдохновением романа. По неизвестным причинам Делакруа так и не закончил портрет, пролежавший в его мастерской вплоть до смерти художника в 1863 году. Затем холст оказался у другого живописца, Констана Дютийе. Пару лет спустя скончался и он, и его наследники вырезали из картины два отдельных изображения - Шопена и Санд, решив, что за два полотна можно будет выручить больше денег. Впрочем, существует версия, что это было сделано по просьбе самой Санд после расставания с Шопеном... Как бы то ни было, портрет композитора теперь украшает стены Лувра, а изображение Санд хранится в музее Копенгагена. Возможно, однажды на какой-нибудь выставке влюбленные наконец-то встретятся вновь…
Счастливый билетик. Как Иннокентий Смоктуновский «вытянул соломинку»
«Если любишь – забирай». Зинаида Кириенко – о том, как нашла мужа
Принцы из «бальной книжки». История любви Людмилы Сенчиной
«Зимний человек». История любви Виталия Соломина
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть