Этой осенью Эльдару Рязанову могло бы исполниться 95 лет. В богатой фильмографии мэтра особняком стоит фильм «Жестокий романс» — экранизация пьесы Александра Островского «Бесприданница». Ни до, ни после режиссер не обращался к русской классике. В фильме Рязанов, как всегда, собрал звездный состав артистов: своего любимого Андрея Мягкова, которого он снимал в большинстве картин, не менее любимую Алису Фрейндлих, Никиту Михалкова. А Ларису Гузееву режиссер этим фильмом открыл для зрителей. И хотя актеры по возрасту далеко не всегда совпадали со своими героями, это не помешало им создать очень глубокие образы.
Михалков не скупился на банкеты
Начнем с самого яркого персонажа «Жестокого романса» — Сергея Сергеевича Паратова, сердцееда и мота. Сам Островский писал про Паратова: «Блестящий барин, из судохозяев». Ему лет за 30, он дворянин. Никите Михалкову же на момент окончания съемок исполнилось 38 лет. И вспоминал он работу над фильмом с особой теплотой: «Снималась картина на Волге, в Костроме, и это было чудесное время. В тех местах я впервые почти физически ощутил свои корни по отцовской линии, и вместо отведенных трех недель я, отложив все дела, провел там два месяца».
На съемочной площадке в Костроме, где шла работа над картиной, атмосфера за кадром не уступала событиям на экране. Во многом благодаря Михалкову. Он не скупился на банкеты для съемочной группы. Делал он это с размахом, достойным своего персонажа — участники киноэкспедиции пели и плясали под цыганские песни до утра. А когда актерам задержали зарплату и не было возможности сходить в ресторан, Михалков отправился на охоту, убил медведя и потом неделю кормил всех медвежатиной.
«Опять жеребцует!» — говорил про Михалкова Рязанов.
Существует легенда, что однажды на один такой затянувшийся до поздней ночи банкет местные жители вызвали милицию. Приехали два служителя порядка, которые робко спросили Михалкова: «А можно мы с вами посидим?»
Когда режиссер еще только собирался экранизировать «Бесприданницу», в роли Паратова он не видел никого, кроме Михалкова, а в роли Карандышева — только Мягкова. Он заранее получил их согласие и утвердил на роль без проб. Это же касалось и Алисы Фрейндлих, которая сыграла Хариту Огудалову, мать бесприданницы Ларисы.

Мягков чуть не утонул
Про официального жениха Ларисы — Юлия Капитоновича Карандышева из пьесы известно, что он — молодой человек, который служит чиновником. Карандышев — обедневший дворянин, у него небольшое имение. Скорее всего, Карандышев моложе Паратова, ему менее 30 лет либо максимум 30. Что же до артиста Мягкова, то к моменту выхода фильма ему исполнилось 46 лет. Из всех актеров у него самая большая разница в возрасте со своим персонажем.
Для Мягкова съемки в «Жестоком романсе» стали самыми опасными в его жизни. Его герой бросается на лодке в погоню за пароходом «Ласточка». Мягков так увлекся, что, сам того не заметив, подплыл к пароходу слишком близко. Лопасть винта — пароход был колесный — ударила по носу лодки, она сразу же перевернулась. Актер ушел под воду. К счастью, трагедии удалось избежать. Мягков сумел выплыть. Правда, без парика — по задумке режиссера, у его героя должна была быть густая шевелюра. «А дядя-то лысый!» — воскликнул кто-то из мальчишек, которые на берегу наблюдали за тем, как снимали кино. Позже артист вспоминал, о чем он в первую очередь подумал, оказавшись под водой. «Ведь во всем обвинят съемочную группу, и в частности Рязанова, — рассказывал артист. — А мне этого не хотелось. Я сразу же вспомнил жену, дом в Москве». Эти мысли помогли ему не паниковать и грамотно действовать.

Гузеева пришла в рваных джинсах
А вот с поиском главной героини пришлось помучиться. Гузеева позже в интервью признавалась, что с героиней Островского у нее не было ничего общего. Актриса курила «Беломор», ругалась матом, увлекалась движением хиппи и на пробы пришла в рваных джинсах и с разноцветным маникюром. Но Рязанов сумел разглядеть в ней Ларису, хотя позже признавался: «Не все в ней, конечно, устраивало, не во всем я был уверен, когда утверждал Гузееву на роль. Но все актеры-партнеры проявили великолепную солидарность, доброе отношение к молодой артистке, поддерживали ее, ободряли, делились своим опытом... Поначалу ее профессиональное невежество было поистине безгранично, но, когда снимались последние эпизоды, работать с ней стало значительно легче».
На момент съемок Гузеевой было 25 лет. Возраст ее героини в пьесе не уточняется. Лишь сказано, что она ходила в невестах уже несколько лет. С учетом того, что во времена Островского возраст невесты наступал в 16-17 лет, можно предположить, что героине пьесы было примерно 20 лет.

Пощечина от Фрейндлих
Про мать Ларисы, которую сыграла Фрейндлих, сказано, что она вдова средних лет. Значит, ей было порядка сорока – сорока с небольшим лет. Самой же Алисе Бруновне к моменту выхода картины исполнилось 50. Гузеева позже признавалась, что самой яркой сценой в ее памяти осталась пощечина от Фрейндлих, которую она вспоминает с благодарностью. Когда несколько лет назад Алиса Бруновна праздновала 85-летие, Гузеева написала ей: «Благодарю тебя, что по Судьбе прошла».
На съемках «Жестокого романса» Гузеева должна была пустить слезу, но у нее никак не получалось это сделать. И Фрейндлих нашла нужное решение: заранее попросив прощения за свои действия, она влепила молодой актрисе пощечину. От неожиданности та действительно расплакалась. И сцена была снята. Рязанов остался доволен результатом. А фильм после выхода на экраны сделал из Гузеевой «звезду» экрана. И по сей день многие помнят ее именно по этой картине. Правда, мало кто знает, что за кадром Гузееву озвучила другая артистка — Анна Каменкова. Возможно, причина была в том, что у Гузеевой низкий, грудной голос, который не вязался с нежным экранным образом Ларисы, который так старательно лепил из актрисы Рязанов.
Эльдар Рязанов на съемочных площадках своих легендарных фильмов













Эльдар Рязанов на съемочных площадках своих легендарных фильмов













Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть