Быть понятыми
- Мы никого не бомбим, не навязываем свою идеологию, не ставим на уши Ближний Восток. Но при этом нас сегодня ненавидят сильнее, чем в своё время СССР.
ДОСЬЕ |
Никита МИХАЛКОВ, актёр, режиссёр, сценарист. Лауреат премии «Оскар». Председатель Союза кинематографистов России. Окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Свою первую ленту «Свой среди чужих, чужой среди своих» снял в 28 лет. |
- Знаете, почему?
- Нет!
- Первое: потому что мы не вписываемся в систему глобализации. Мы не хотим быть понятными - мы хотим быть понятыми. А они хотят, чтобы мы были понятными. Чтобы мы превратились в интеллектуальный «Макдоналдс» - во всех смыслах.
А во-вторых... Ребята, ресурсов таких нет нигде!
- Это сильно раздражает?
- Не только раздражает - делается всё, чтобы эти ресурсы откусить. Смотрите, как поступают китайцы. Они приходят на наш Дальний Восток, работают на грядках по 24 часа в сутки. У них утром вот такой огурчик (чуть раздвигает пальцы), а вечером уже во-о-от такой! Они грядки поливают чем-то, что позволяет им чуть ли не за сутки выращивать гигантские огурцы. Но земля эта после них больше не родит. И они идут дальше. Мы говорим об этом с возмущением. Но почему нет никого, кто заинтересует, заставит в конце концов людей вернуться к земле? Я сейчас буду говорить банальные вещи, к сожалению. Но та ситуация, которая сложилась сегодня в нашем сельском хозяйстве, - это катастрофа! Более того, это вопрос национальной безопасности - когда оказалось брошено столько деревень! Мы сейчас делаем картину «Чужая земля» и достаточно поездили по стране. Да, можно заботиться об имидже своего родного города, чистить улицы, строить новые дома - это всё хорошо. Но когда самое дорогое, что есть у человечества, - земля, и земля плодородная, - оказывается в запустении, это никакими новостройками не компенсируешь. А самое страшное знаете что?
- Что?
- Долго ничейной земля быть не может. Она взывает: «Дайте хозяина!» В итоге на севере на наши брошенные земли придут финны, на востоке - китайцы.
Когда люди уходят из деревни в города, они, в общем-то, поступают правильно, потому что в деревне делать нечего. А чтобы они там остались, должна быть ясная государственная политика. Может, я ошибаюсь, но сейчас огромные деньги надо тратить на воспитание и образование. И на освоение заново своих же территорий. Потому что миллионы гектаров земли взывают о помощи. Их вспахивали сотни лет, а сейчас они заросли бурьяном и березняком. Мы же не можем не понимать: кормить нас никто не будет! «Ножки Буша» нас не выручат. И когда у нас закончится нефть и выяснится, что теперь нам нечем торговать, а значит, нечего есть, мы будем готовы на всё. Вот проблема!
- Но как вернуть молодёжь на землю, если им 24 часа в сутки не про важность возрождения деревни рассказывают по радио, по ТВ, а про то, что от жизни надо брать всё и сразу?
- Вы мне так укоризненно говорите, будто именно я этим занимаюсь. Согласен, идеологии сегодня в стране нет никакой, за исключением лозунга «Завтра ты должен съесть больше, чем сегодня». Я об этой проблеме говорю везде и постоянно. Посмотрите мою телевизионную картину о великом философе Ильине, о Петре Столыпине.
Сейчас, если Бог даст, сделаю картину о земле. Я делаю то, что могу, на своём уровне. Я не хожу на Болотную и не взываю с трибуны. Я работаю. И уже 25 лет продолжаю продвигать с маниакальным упорством мысль - надо прибрать в стране. Физически прибраться.
Дело должно быть общее. Государственное. Равно как и разработка государственной программы по воспитанию молодого поколения, которое сейчас из общества вынули совсем. Нет больше такого понятия в школе - «воспитание». Есть теория о том, что ребёнок должен сам определяться с выбором в этой жизни.
- В фильме, который вы сейчас снимаете, вы решились соединить два столь непохожих произведения Бунина: «Солнечный удар» и «Окаянные дни»...
- 37 лет я думал над этим! И всё не мог приступить к этой картине. Понимаете, в чём дело. У моего героя в этом фильме один вопрос: как это случилось? Почему солнечный удар 1907 года, когда жизнь дворянства была спокойна, закончился ноябрём 1920-го, портом в Одессе (именно там, в Одессе, Бунин переживал ужасы Гражданской войны), бегством во Францию? Этот вопрос и меня мучает. Я пока не знаю, как соединить 1907 год с 1920-м. Но если всё это правильно соединится, получится абсолютно современное кино про сегодняшний день.
Надо мной издевались, когда я говорил, что наводнение в Японии произошло не просто так. А я пытался объяснить простейшую вещь (как, собственно, пытался сделать это и в картине «Утомлённые солнцем-2»): всё живое связано друг с другом, а мы теряем это ощущение - естественного соединения того, кто ты, и того, что вокруг тебя. Когда ты проходишь шлюз, набирается вода и вместе с твоим пароходом подымается трёхметровый слой мерзости. Люди смотрят на это, говорят: «Да, кошмар какой!» Потом шлюзы открыли, поплыли дальше - и всё забыли... Почему я говорю про уборку страны? Мы теряем уважение - к жизни, к смерти, к природе, к человеку. И за это получаем то, что получаем. Наводнение в Японии, цунами в Таиланде - это всем нам наказание, предупреждение. Знаете, когда ты в пустой деревне видишь таксофон - новый, красивый, который работает через спутник, на установку которого были потрачены сумасшедшие деньги... Тебя охватывает странное чувство. И мы сняли там финальные кадры фильма «Чужая земля»: я позвонил в МЧС, в «скорую помощь» и в полицию и всем сказал одно и то же: «Помогите! Умирает!» - «Кто?» - «Деревня наша!» Знаете, что я услышал в ответ? «Тьфу, с ума сошёл, пьяная рожа!» Вот так-то!
Я вообще стараюсь не рассуждать - я делаю то, что умею: снимаю кино. И другие мои коллеги делают. Людям надо предоставить возможность быть услышанными властью, а не чтобы в очередной раз говорить в воздух правильные вещи. И все будут кивать головой, но ничего не будет меняться.
Юлия ШИГАРЕВА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть