8983

Чего же ты хочешь? Владимир Бортко - о достоинстве и патриотизме

№ 18 от 28 апреля 2015 года 28/04/2015

18_03_02- Я искренне пытался это понять, но ответа так и не нашёл. Для меня вся эта ситуация - абсолютнейшая загадка, - говорит Владимир БОРТКО. - А уж то, что уважаемые продюсеры, которые работали над картиной, убрали не только свои имена из титров, но и логотипы своих компаний, оставив только мою фамилию... Это что-то совершенно невероятное! Может быть, я снял плохое кино, которое и показать стыдно? Кто его знает… Но плохие фильмы выходят десятками, и ничего страшного. А может быть, я снял что-то крамольное, не ко времени? В конце концов, многие уважаемые люди, в том числе уполномоченные властью, фильм смотрели и ничего в нём крамольного не нашли. В итоге вроде бы дали «зелёный свет», и если 13 мая он выйдет в прокат - то слава богу.

Где вера в будущее?

- Владимир Владимирович, несколько лет назад в нашем с вами интервью вы сказали: «В любой стране исторические сдвиги возможны только через жертвы». Те жертвы, которые наша страна несёт сегодня, достаточны для исторических сдвигов?

- Я бы поставил вопрос по-другому: достаточны ли исторические сдвиги для тех жертв, которые несёт сегодня наша страна? Достаточны. Да, за это придётся платить. И, может быть, дороже, чем за исчезновение сыра пармезан и рост цен. Жертвы ли это? Будем надеяться, что до настоящих жертв - войн и революций - дело не дойдёт. Но платить надо, и именно за то, чтобы не произошло войн и революций.

- У нас всегда надеются ещё и на сильную руку...

- Почему у нас всегда был царь-батюшка, а потом генеральный секретарь? Потому что и тот, и другой объединяли страну. Должна существовать идеология, разделяемая большинством населения, которая призвана объединять и скреплять этот гигантский механизм. Иначе неизбежен распад страны на национальные государства. После 1917 г. такой идеологией, цементирующей многонациональную страну, стало построение справедливого общества.

Общий язык

ДОСЬЕ

Владимир БОРТКО. Родился в 1946 г. в Москве. Режиссёр, сценарист. Лауреат Госпремии РСФСР за фильм «Собачье сердце». Снял фильмы «Мастер и Маргарита», «Идиот» и др. Депутат Госдумы от КПРФ.

- При всех многочисленных изменениях можно ли говорить, что мы по-прежнему живём в стабильной стране?

- Объясните мне: что такое стабильность?

- Наверное, уверенность в завтрашнем дне. Просто раньше было ощущение какой-то надежды!

- А сейчас её нет?

- Не знаю…

- Могли бы хотя бы набраться смелости и сказать, что у вас лично нет этой надежды, а не юлить: знаю - не знаю…

Когда-то был такой роман писателя Кочетова - «Чего же ты хочешь?». С точки зрения тогдашней «прогрессивной общественности», символ советского мракобесия. Вот и я вас хочу спросить: «Чего вы хотите?!» Всё время объявляется некая часть городского населения, которая решает вдруг: «Мы будем жить как французы!» Ну попробуйте… Посмотрим, что у вас получится. Но могу вас уверить, что не получится никогда, а если и получится, мы развалимся и как минимум утратим язык. А родной язык, лично для меня, - это куда важнее, чем жизнь как во Франции либо где-то ещё…

- А вы верите в искренность этого всплеска патриотизма, который мы наблюдаем сегодня?

- Конечно, верю! Против страны идёт война. Это абсолютно точно. Информационная, экономическая, моральная - какая хотите… Что есть война? Навязывание противнику своей воли военными методами. Какая разница, каким способом навязывать эту волю? Мы защищаемся - это нормально! Происходит естественный всплеск патриотизма. Народ каким-то странным, непонятным мне образом такие вещи всегда очень точно чувствует. Чувствует и почти на инстинктивном уровне объединяется. Объединяется - потому что на нас, по сути, напали. Так всегда бывает во время войны. Что вы тогда удивляетесь естественным процессам?!

- О том, что народ сплотился, нам говорят прежде всего цифры всевозможных социсследований. Почему же при этой сплочённости нам зачастую так сложно найти общий язык друг с другом?

- С кем мне сложно найти общий язык, например, чтобы я понимал, о чём вы говорите?

- Зайдите в метро, в магазин или в социальные сети - хамства и агрессии огребёте столько!

- Увы, хамство, похоже, - наша национальная черта, уж извините. От этого враз никуда не деться. Когда у нас крепостное право отменили? Не так давно, по сути. Кстати, советская власть с хамством боролась, а сейчас наплевали на это, и никто не борется.

Иду на «Вы»

- Так, может, и не надо бороться, а возвести её в статус национального достояния?

- Бороться, естественно, надо. Надо повышать образованность и культуру народа. Я, например, предложил законопроект, обязующий, чтобы педагоги с первого класса называли детей на «вы». На первый взгляд подобный закон может показаться несерьёзным, наивным и популистским. Но я абсолютно уверен, что он способен коренным образом поменять менталитет народа. Поймите: человеком, к которому с детства обращались на «вы», в дальнейшем будет очень сложно помыкать, относиться к нему как к холопу.

- То есть вы предлагаете решение одной из главных проблем: «выдавливание по капле из себя раба»?

- Даже не столько выдавливание из себя раба, сколько воспитание в себе чувства самоуважения, собственного достоинства, которых нам так не хватает.

Такого количества грязи, такого количества покосившихся заборов и облезлых фасадов я не видел нигде в мире! А по миру я поездил достаточно, разве что в глубь Африки не заезжал… И вот с этим нашим «Ай, и так сойдёт! Не упало - значит, стоит!» - вот с этим надо бороться. А откуда вся эта грязь? Это отсутствие элементарного самоуважения! Вековое рабство проявляется в наследовании традиций: ты начальник - я холоп. Как скажу - так и будет. Отсюда и отношение ко многим каким-то простым, бытовым вещам…

Сергей ГРАЧЁВ

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно