Увы, но нечасто у нас снимают фильмы, про которые можно сказать: просто нормальное кино для нормальных людей. Новый фильм Авдотьи Смирновой «Два дня» (выходит в прокат в начале сентября) с Фёдором Бондарчуком и Ксенией Раппопорт в главных ролях как раз можно отнести к этой редкой категории. И смешно, и грустно, и про любовь, и про извечные русские вопросы… Герой Бондарчука - высокопоставленный чиновник, героиня Раппопорт - увлечённая своим делом работница музея-усадьбы, который тот самый чиновник хочет превратить в коммерческий объект.
«В отсутствие героя нашего времени, надеюсь, мой персонаж вполне может сойти на роль АНТИГЕРОЯ. Я страшно обрадовался, когда после показа фильма в Одессе один из зрителей сказал мне: «Спасибо вам за такого отвратительного типа!» Я говорю: «Правда ведь, он отвратительный?!» «Просто ужасно!» - отвечает. Но это больше мужской взгляд, с которым женщины категорически не согласны, так как вглядываются не в суть персонажа, а любуются моей лысиной», - смеясь, признаётся Бондарчук.
Крик души
- Фёдор Сергеевич, за любовными перипетиями в картине поднимается извечный народный вопрос, возможен ли конструктивный диалог между чиновничеством и интеллигенцией. А нужен ли этот диалог вообще?
- Именно у нас он и нужен, поскольку у нас велико участие государства в жизни культуры. А иначе никак - культура не выживет. Ну, кто будет помогать, если не власть? Меценаты? Да, институт меценатства у нас вырисовывается, но парадокс в том, что быть меценатом у нас - опасное, неблагодарное дело. Благотворительные фонды, акции регулярно подвергаются острой критике.
- Со стороны кого? С чего вы это взяли?
- Ну, я же не просто так это говорю. Посмотрите, к примеру, что пишут в Интернете по поводу любого крупного благотворительного события. В основном комментарии такие: «Наворовались, теперь откупаются жалкими подачками». Но есть у нас и честные бизнесмены, и даже чиновники. Я их знаю! Да, таких единицы, но они есть. Весь вопрос в том - и этот вопрос требует отдельного исследования, - что в нашей стране успешных, будь ты трижды честен, не любят. Я не понимаю отчего, но бить своих у нас стало чуть ли не правилом хорошего тона. Ну почему?! Огромный, талантливый, умный народ... Почему же мы так своих-то вечно кошмарим?!
- Мы не договорили про необходимость диалога власти и интеллигенции…
- Диалог нужен, но, опять же, все попытки вести его достойно и конструктивно обречены. Для интеллигенции разговор с властью, даже если ты просто сидишь с ней за одним столом, является символом пошлятины. Если ты находишься в диалоге с власть имущими, значит, ты недостоин носить гордое звание русского интеллигента. И эта позиция поддерживается обществом. На любого деятеля культуры, который выйдет с официальной или неофициальной встречи с властью, тут же выльется поток осуждения, вынуждающий его оправдываться. Для страны, в которой нет выстроенных рыночных отношений, подобная ситуация тупиковая.
Кроме прочего, чем ближе к выборам, тем больше накаляется общество. Сейчас любой эмоциональный комментарий кажется в разы острее и жарче, чем, скажем, год назад. С одной стороны, это закономерно, с другой - я давно не припомню такой критики власти, как сегодня. И в этой ситуации, как ни банально, необходим спор, дискуссия между властью и интеллигенцией. Но спора не предполагается, поскольку нет диалога.
- А вы себя к интеллигенции относите?
- Конечно. Насколько я понимаю, интеллигент - это человек, в первую очередь принадлежащий к культурному пространству. Другое дело, что русской интеллигенции всегда была свойственна некая либеральная революционность. Мне это совсем не чуждо, но мой революционный настрой, моё несогласие связано в первую очередь с нынешним устройством отрасли, которой я занимаюсь, - кино. Мой герой в фильме говорит: «Эту страну нужно взорвать!» В этих словах не призыв, не провокация, а крик души. И этот крик души знаком и понятен каждому, кто пытается хоть что-то сделать и изменить в народе в лучшую сторону.
«Гномы» при дворе
- А у вас нет ощущения, что за последние век-полтора сами понятия «интеллигент» и «чиновник» несколько поменяли свои значения, и, главное, изменилась роль их представителей в обществе?
- Абсолютно! Происходит полная девальвация и тех, и других. Люди, действительно имеющие отношение к культуре, оказались где-то на периферии общества. А в центре всего и вся у нас шоу-бизнес. Это так бросается в глаза, что не замечать уже просто нельзя. И самое печальное, что это политика государства. Посмотрите, например, во что сегодня превратилось звание «народный артист».
В советские годы этот титул был чем-то недостижимым. Масштаб личностей, которые его удостаивались, в разы отличался от масштаба сегодняшних «гномов». Это были настоящие глыбы! И что мы имеем сегодня? Когда раздаются звания «народных», я всякий раз вспоминаю фразу из известного анекдота: «Так мы скоро и до мышей дотрахаемся».
Произошла чудовищная подмена. Исторически всё было совсем иначе: люди с большими возможностями, властью у нас всегда собирали вокруг себя настоящих писателей, поэтов - в общем, художников с большой буквы. Сегодня же рядом с ними какие-то гомункулы. И это, в свою очередь, отражает их внутреннюю культуру, а точнее, её измельчание.
Деформируются какие-то общечеловеческие ценности, стремления. Выясняется вдруг, что самая популярная профессия среди молодёжи - профессия чиновника! Скажите, это интересная специальность? Нет. Большая зарплата? Тоже нет. Значит, этот путь выбирают потому, что он ведёт к быстрому обогащению - коррупции. С одной стороны, махинации, взятки, воровство появились в России не вчера и даже не позавчера. Достаточно вспомнить времена гоголевской сатиры. С другой стороны, масштабы чиновничьего беспредела в те времена кажутся смехотворными по сравнению с масштабами нынешними!
Беседовал Сергей ГРАЧЁВ
Фёдор БОНДАРЧУК родился в 1967 г. Окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Снял фильмы «9 рота», «Обитаемый остров». Снялся в картинах «Статский советник», «Гибель империи», «Жара», «Адмиралъ» и др. Женат. Есть сын и дочь.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть