У российских телеканалов есть традиция — каждое 31 декабря показывать трагикомедию Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром». Традиция, наверное, не самая плохая — пусть фильму не так давно исполнилось 40 лет, но он входит в «золотой фонд» отечественного кинематографа и по-прежнему любим зрителями. Во всяком случае картина до сих пор собирает заметную аудиторию, какой бы канал ее ни показывал в последний день года — например, в 2021 году «Иронию судьбы» посмотрели 5,8 млн человек, хотя «Россия 1» перенесла ее трансляцию на дневной эфир и показала задолго до вечерних посиделок у экрана за накрытым столом.
Триумфальное шествие «Иронии судьбы» по телеэкрану началось сразу после премьеры. Впервые его показали по ЦТ 1 января 1976 года, фильм посмотрели десятки миллионов человек, редакцию завалили письмами с просьбой о повторе — суммарная аудитория тогда составила невероятные 250 млн зрителей. Картину выпускали и в прокат — и хоть хитом она не стала, но все равно ее посмотрели внушительные по нынешним временам 7 млн человек.
Сюжет «Иронии судьбы» всем знаком, наверное, досконально. Московский врач Женя Лукашин (Андрей Мягков) после неумеренных возлияний в бане с друзьями случайно попадает в Ленинград, где оказывается в квартире у учительницы Нади (Барбара Брыльска) — их адреса совпадают во всем, кроме города. В этой истории уместилось множество забавных, грустных и драматических ситуаций, которые Рязанов показал с невероятным вниманием к мелочам, хотя пропустил опечатку во вступительных титрах («искЮчительно» вместо «искЛючительно») и не смог переснять сцену с фотографией Олега Басилашвили, который был сначала утвержден на роль Ипполита (его сыграл Юрий Яковлев). Но многие мелочи в кадре были очень узнаваемыми для зрителей из СССР — хотя сейчас и могут вызвать удивление.
Водка в бане
Сюжетообразующая сцена «Иронии судьбы» снималась, разумеется, не в настоящей бане. На «Мосфильме» оборудовали закуток, где Мягков, Александр Ширвиндт, Георгий Бурков и Александр Белявский играли удовольствие от традиционной встречи и пили пиво. Пиво они покупали у продавца, который торговал там же, в раздевалке, а вот бутылка водки, которую друзья и приговорили под самые разные тосты, имелась с собой у «непьянеющего» Миши. Ситуация для тех лет традиционная. Пиво часто продавалось «на розлив» — и не только в специальных пивных, но и из узнаваемых желтых бочек; в киношной бане их наливали из бутылок — марку не разглядеть, но обычно так распространялись самые массовые марки вроде «Жигулевского» или «Ячменного колоса». Водку же любители горячительного обычно приносили с собой и старались не слишком «светиться» при употреблении. Особо изобретательные доливали ее прямо в пиво и употребляли получившийся коктейль. Сейчас с этим попроще, хотя напиваться в общественных местах все равно не рекомендуется.
Билеты на самолет без паспорта
Когда крепко принявшие на грудь друзья оказались в аэропорту, то двое самых трезвых из них по ошибке загрузили в самолет Женю, которого дома ждала невеста. В наше время такая ситуация непредставима в принципе — чтобы попасть на борт, нужно пройти несколько контрольных точек с предъявлением паспорта. В билете также указывается фамилия пассажира, и другого человека просто не пустят в самолет; да и мертвецки пьяного пассажира авиакомпании могут снять с рейса — хотя и не всегда пользуются этим правом. Но в 1970-е для полета не нужен был паспорт, а в билете не было фамилии друга Жени (тогда бы и путаницы не было), которого в Ленинграде ждала жена. Билет из Москвы, кстати, тогда стоил 18 рублей.
Мебельный гарнитур
Для того чтобы путаница между Москвой и Ленинградом все-таки случилась, авторам пьесы «С легким паром! или Однажды в новогоднюю ночь...» (а это сам Рязанов и сценарист Эмиль Брагинский) пришлось добавить в сюжет немало «роялей в кустах». Это и одинаковые адреса (несуществующие 3-и улицы Строителей, 25, квартира 12), дома, построенные по типовым проектам (в фильме показаны дома с индивидуальными проектами), и, конечно же, почти одинаковая обстановка. И Женя, и Надя приобрели одинаковые польские мебельные гарнитуры за весомые по тем временам 830 рублей, да и еще и «сверху» дали: 25 – в Москве и 20 — в Ленинграде. Ситуация характерная для того времени, когда мебель «доставали», стояли за ней в многомесячных очередях, отмечаясь чуть ли не на ежедневной основе. Ну а с выбором модельного ряда было гораздо сложнее — все эти гарнитуры были похожи друг на друга до степени смешения и изготовлены из одинаковых материалов.
Бесплатная квартира
Стоимость этого гарнитура, кстати, превышала возможности обычного гражданина. Ставка врача — около 120 рублей в месяц, учитель получал примерно столько же. Конечно, мало кто работал на одну ставку, но если допустить подобное, то за мебельные гарнитуры Женя и Надя отдали около восьми своих зарплат — не учитывая вполне возможные премии и прочие прогрессивки. Зато квартиры им достались абсолютно бесплатно — это не кооперативное жилье, за которое приходилось платить (около 3 тысяч рублей). И, кстати, любопытная деталь — к моменту заселения (а герои сделали это совсем недавно) Женя и Надя как раз отстояли свои очереди на мебель. Сейчас ситуация совсем иная — получить бесплатное жилье очень трудно, а для большинства граждан и вовсе невозможно, зато с мебелью проблем нет никаких, причем найти две одинаковые модели еще надо постараться. Особенно после ухода ИКЕИ.
Женщины в шапках
Заглянувшие к Наде на новогодний огонек две ее подруги Таня (Лия Ахеджакова) и Валя (Валентина Талызина) снимают верхнюю одежду, но остаются в высоких меховых шапках. В них они подпевают песне «На Тихорецкую» и знакомятся с Женей, думая, что он — Ипполит.
Эта странная мода советского времени получала множество объяснений — мол, женщины просто буквально следовали правилам этикета или волновались за прическу, беспокоились за сохранность и прочее. Впрочем, самым верным, скорее всего, будет самое простое объяснение — это было что-то вроде показа своего достатка. Мода прошла вместе с самими шапками, сейчас они встречаются гораздо реже, чем в советское время. А у людей появились новые способы показать, что у них в жизни все хорошо: например, некоторое время назад для этого использовали сотовые телефоны определенных марок.

Секрет Жени и Нади. Почему у героев «Иронии судьбы» зеленые паспорта?
Полковник, трактирщик, адъютант. Кого играл Юрий Соломин
Андрейченко против Табакова. Как появилась советская Мэри Поппинс
«Это же Мачеха из “Морозко”!» Трудная судьба актрисы Веры Алтайской
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть