Когда речь заходит о фильмах про Великую Отечественную войну, в первую очередь вспоминаются две драмы Сергея Бондарчука — его режиссерский дебют «Судьба человека» и «Они сражались за Родину», которую он снял уже после многолетней работы над «Войной и миром» и «Ватерлоо» и будучи одним из самых авторитетных постановщиков СССР. Его дочь, актриса и режиссёр Наталья Бондарчук, считала, что военные фильмы её отца до сих пор берут зрителя за душу потому, что он вкладывал в них сердце. Исследователи уверены — дело в боевом опыте, ведь Бондарчук воевал, он с 1942-го четыре года отдал армии и лишь после этого получил актерское образование.
Наверное, дело сразу и в том, и в том. В 1960-70-е в советском кинематографе ярко отметилась когорта прошедших войну режиссеров. Григорий Чухрай снял проникновенную «Балладу о солдате», Станислав Ростоцкий — и сейчас вызывающую слезы драму «А зори здесь тихие...», Юрий Озеров отметился масштабной эпопеей «Освобождение», снимая которую «снова освободил Европу». Но и у них бы не получилось создать эти полотна без души, которую они вкладывали в свои фильмы полностью, без остатка. И даже в этом ряду «Они сражались за Родину» стоит особняком.
Сожженный роман
Первые два года Великой Отечественной в кино долгое время попадали только в контексте битвы за Москву; окружения и отступления первых месяцев войны кинематографисты старались обходить стороной — то ли сами, то ли по указанию партийного руководства. Но в 1960-е и эта установка была забыта. В 1964-м Александр Столпер снял фильм «Живые и мертвые» по Константину Симонову, где как раз рассказывалось о том, как выглядела война изнутри в самые первые дни и недели. Правда, тот же Озеров начал «Освобождение» с 1943 года, а к 1941-му он вернулся лишь в восьмидесятые, когда пали последние запреты. Сергея Бондарчука, который собрался снимать картину к 30-летию Победы, тоже уговаривали взять за основу парадную книгу маршала Андрея Гречко «Битва за Кавказ». Но режиссер пошел на принцип — и выбил себе право экранизировать роман Михаила Шолохова «Они сражались за Родину».
Судьба у этой книги очень извилистая. Во время войны уже знаменитый писатель был фронтовым корреспондентом, с Красной армией он прошел путь от Волги до Германии, демобилизовался в звании полковника. И свою книгу о войне Шолохов начал писать в самый разгар боев под Сталинградом — первые главы были опубликованы в 1943 году в «Правде» и в «Красной звезде». После Победы он несколько раз возвращался к работе над этой книгой, но при его жизни она так и не вышла отдельным изданием; считается, что рукопись романа была сожжена Шолоховым незадолго до смерти.
Почти как «Война и мир»
Любопытно, что, помимо киночиновников, Бондарчуку пришлось уговаривать и самого Шолохова — тот поставил условие, чтобы съемки прошли в тех самых местах, где и действуют герои книги. Это была излучина Дона, а описанные события — отступление Красной армии летом 1942 года к Сталинграду. Бондарчук согласился; место выбирали вместе — станица Клетская и небольшой хутор, которому по сценарию было суждено сгореть. Конечно, не просто так — дома выкупали, жителям помогали с переселением и обустройством на новом месте. С учетом применения техники и статистов из действующей армии бюджет «Они сражались за Родину» оценивают в 4 млн тогдашних рублей — но Бондарчук всегда снимал с размахом.
К тому же в кадре были одни звезды — тоже воевавший Юрий Никулин, который давно доказал, что он не только клоун и комик, но и очень талантливый трагический актер, Вячеслав Тихонов, только-только снявший форму Штирлица, Василий Шукшин, Георгий Бурков, Иван Лапиков, Николай Губенко, Иннокентий Смоктуновский, Лидия Федосеева-Шукшина... Это, кстати, ещё один фактор, который помог сделать очень правдивый фильм о великой войне.
Цена Победы
«Они сражались за Родину» в любом случае вошел бы в золотой фонд советского кино. Но так распорядилась судьба, что съемки этой картины были омрачены трагедией — в самом финале, не доиграв нескольких сцен, скоропостижно скончался Василий Шукшин. В фильме он играл главную роль — рядового-бронебойщика, бывшего шахтера Лопахина, был душой съемочной группы, и его смерть серьезно повлияла на настроения коллег и режиссера: вспоминали, что фильм доделывали в каком-то ступоре. Вырезать Шукшина, разумеется, не стали — да Бондачук и не пошел бы на это, но не потому, что пришлось бы переснимать почти с нуля. «Они сражались за Родину» стал своего рода памятником актеру и режиссеру, которому так и не удалось исполнить свою мечту и снять фильм о Стеньке Разине, который ему обещали за Лопахина. Сейчас на месте съемок стоит часовня и памятник, посвященные Шукшину.
Лента «Они сражались за Родину» была показана 26 мая 1975 года. В советском прокате того года фильм посмотрели 40,6 млн зрителей; он уступил «Афоне» и «Любви земной» — и ещё мексиканской мелодраме «Есения», которая как раз в 1975-м собрала невероятную по советским меркам аудиторию — 91,4 млн человек. Фильм Бондарчука представлял СССР на Каннском фестивале — правда, не взял там призов, потому что члены жюри ждали «Зеркало» Андрея Тарковского. Но время всё расставило на свои места. Наверное, «Зеркало» действительно могло привезти из Франции награды, но было важно, чтобы и европейские зрители увидели, какой ценой досталась Победа советскому народу.
Флагман русского кино. 10 самых успешных фильмов Сергея Бондарчука | Фотогалерея










Флагман русского кино. 10 самых успешных фильмов Сергея Бондарчука | Фотогалерея










Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть