78

Несметные тысячи? Сколько зарабатывал Леонид Гайдай и его актеры

Александр Демьяненко, Леонид Гайдай, Юрий Никулин, Евгений Моргунов и Георгий Вицин, Нина Гребешкова.
Александр Демьяненко, Леонид Гайдай, Юрий Никулин, Евгений Моргунов и Георгий Вицин, Нина Гребешкова. Коллаж АиФ

Тысячи за «Бриллиантовую руку» и «12 стульев», немного за сценарий, а также гонорар за съемочные дни для Нины Гребешковой — сколько получал за свои фильмы Леонид Гайдай и его актеры.

Про актерские зарплаты в советское время ходили настоящие легенды, но на самом деле всё было очень просто — почти так же, как и в любом другом виде деятельности. Тем актерам, которые попали в штат театра или киностудии, полагалась зарплата, не зависевшая от их занятости и сыгранных ролей; к этой зарплате плюсовались гонорары за роли и выход на сцену, а иногда — и за работу в кино. Ещё они могли участвовать в различных плановых мероприятиях, основными из которых считались так называемые встречи со зрителями — это тоже оплачивалось.

У режиссеров всё было ещё проще — они могли числиться в штате киностудий, но зарплата им не полагалась, только гонорар за работу над фильмом. Правда, этот гонорар действительно составлял «несметные тысячи» — так, постановщик мог получить до 7,5 тыс. рублей за односерийный фильм. Сергею Бондарчуку за четыре части «Войны и мира» выплатили 30 тысяч — но он к тому времени уже был народным артистом СССР, так что его гонорар за эту эпопею рассчитывался по высшей категории. Впрочем, говоря об этих «тысячах», следует помнить — Бондарчук работал над поразившей весь мир картиной более шести лет, так что в пересчете на один месяц выходит не так уж и много — чуть больше 400 рублей. Конечно, это выше средней зарплаты по СССР в те годы (примерно 150 рублей), но и о несметных богатствах речи не идет.

При этом ставки почти не зависели от успеха фильма в кинотеатрах. Самым кассовым советским режиссером считается Леонид Гайдай — у него две картины в топ-5 проката СССР («Бриллиантовая рука» с 76,7 млн зрителей и «Кавказская пленница» с 76,5 млн). Но своей супруге, актрисе Нине Гребешковой, он оставил после смерти в 1993 году очень скромное наследство — двухкомнатную квартираув «кинодоме», кооперативе киношников у метро «Аэропорт», и дачу в садовом товариществе «Мосфильм-2» под Звенигородом. Это же наследство после смерти Гребешковой перешло их дочери.

Так сколько получал Гайдай и его актеры?

Леонид Гайдай

Первый кассовый хит режиссер выдал в 1965 году — комедию «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» посмотрели почти 70 млн человек (это седьмое место в общем рейтинге советских фильмов). За него Гайдай получил всего 2375 рублей, ещё 1,5 тысячи ему добавили как соавтору сценария; работа над картиной от заявки до сдачи заняла год и два месяца. Потом, правда, он стал получать больше — за «Кавказскую пленницу» ему выдали 4140 рублей и 2 тысячи за сценарий, за «Бриллиантовую руку» — 4949 рублей (и 2 тысячи за сценарий). Самые большие гонорары он получил за фильм «12 стульев», который был двухсерийным (7853 рубля и 2000 за сценарий) и за позднесоветский «Частный детектив, или Операция „Кооперация“» (8 тысяч рублей).

Отметим, что народным артистом РСФСР Гайдай стал только в 1974 году, а звание народного артиста СССР получил уже в 1989-м, поэтому до ставки по высшей категории не дотягивал. Но приведенные выше выплаты всё равно неполные, например, в них не учитываются потиражные, которые полагались сценаристам. Кроме того, за хорошие показатели в прокате съемочную группу могли и премировать — а успех у Гайдая всегда был.

Нина Гребешкова

Свою супругу Гайдай если и снимал, то чаще всего — в очень небольших ролях, как, например, врач из «Кавказской пленницы». Поэтому и за «Пленницу» Гребешкова получила всего около 280 рублей — но она и была занята на съемках пять дней и ещё неделю озвучания. В «Бриллиантовой руке» роль у актрисы была побольше — всё же жена главного героя, так что и гонорар оказался выше — 792 рубля. Но в то время (до 1990 года) Гребешкова работала в театре-студии киноактера, снималась и в других фильмах, не только у мужа, так что с полным правом могла говорить, что в месяц получает больше, чем он.

Александр Демьяненко

Актер, к которому с легкой руки Гайдая навсегда «прилип» образ Шурика, получал за работу в этих комедиях, в принципе, неплохие деньги. Так, за «Операцию «Ы» Демьяненко заработал 3376 рублей — больше, чем режиссерский гонорар самого Гайдая. То же самое было и на «Кавказской пленнице» — актеру досталось 5220 рублей, что было больше зарплаты режиссера. Лишь в ленте «Иван Васильевич меняет профессию» Демьяненко «обделили» — заплатили 1663 рубля; впрочем, у него и роль там была не главной.

Трус, Бывалый и Балбес

Знаменитое комическое трио в составе Георгия Вицина, Евгения Моргунова и Юрия Никулина было придумано Гайдаем для короткометражки «Пёс Барбос и необычный кросс» в 1961 году. Троица с преступными наклонностями потом появлялась в ещё одной короткометражке — «Самогонщики», а также в «Операции «Ы» и «Кавказской пленнице». Но платили им по-разному. Так, за «Операцию» Вицин и Никулин получили по 1620 рублей, а Моргунов — ровно вдвое меньше, 810 рублей; зависело это, разумеется, от съемочных дней. За «Кавказскую пленницу» больше всех заработал Никулин — 4238 рублей, Вицину досталось чуть меньше — 3389 рублей, а Моргунову — лишь 1979 рублей. Напомним, что именно на «Пленнице» у Моргунова с Гайдаем случился конфликт, после которого актер был уволен из фильма; оставшиеся сцены с ним были сняты с дублером или сокращены. После этого конфликта трио больше в фильмах Гайдая не появлялось, хотя режиссер работал и с Никулиным — за «Бриллиантовую руку» тот получил 5188 рублей, — и с Вициным («12 стульев», «Не может быть», «За спичками»).

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно