Фильмы о Великой Отечественной войне по определению не могут быть лёгкими. Большинство военных фильмов советского времени — это драмы, которые снимали те кинематографисты, кто сам был на фронте, воевал и хорошо знал, как перенести на экран пережитое.
Смотреть такие фильмы очень тяжело, но необходимо — чтобы новые поколения не забывали, какой ценой досталась Победа.
«Баллада о солдате», 1959
Фильм Григория Чухрая с виду очень простой. Молодой боец Алёша Скворцов (первая роль Владимира Ивашова) за два подбитых немецких танка получает возможность съездить в небольшой отпуск к матери. Но дорога оказывается очень длинной, Алёша встречает самых разных людей, помогает им — и в итоге оказывает в родной деревне очень поздно, времени ему хватает лишь на то, чтобы обнять мать и запрыгнуть в попутную машину. Судьбу этого солдата зрители знают из начальных титров — после возвращения из отпуска он продолжил воевать, погиб и похоронен в чужой стране. А его мать снова и снова выходит на ту дорогу, по которой от неё навсегда уехал сын.
Эту картину в год выхода посмотрели более 30 млн человек только в СССР. «Баллада о солдате» участвовала в конкурсе нескольких международных кинофестивалей, в Каннах ей присудили специальный приз жюри.
«Судьба человека», 1959
Экранизация одноименного рассказа Михаила Шолохова и режиссёрский дебют Сергея Бондарчука. Судьба у героя этой картины похожа на судьбу многих советских людей, переживших войну. В 1941-м Андрей Соколов (его роль сыграл сам Бондарчук) ушёл на фронт, в 1942-м попал в плен, прошёл ужас концлагеря, бежал. После побега узнал, что его жена и дочь погибли от немецких бомб. Продолжал воевать до Победы — и в последний день войны узнал, что и его сын, офицер, тоже погиб. В финале Соколов становится «отцом» мальчишки-сироты — и они оба получают надежду на то, что их жизни снова будут нормальными. Картина получила Большой приз ММКФ, в прокате её увидели 39 млн зрителей.
«Живые и мёртвые», 1964
Фильм снят по роману Константина Симонова, в котором тот описал свой военный опыт первого года Великой Отечественной. Главный герой — корреспондент армейской газеты Иван Синцов (Кирилл Лавров), который после начала войны пытается вернуться в свою часть, расположенную в Беларуси. Но немцы наступают, Синцов попадает в несколько окружений, и под Могилёвом, встретив комбрига Серпилина (драматическая роль Анатолия Папанова), понимает, что «солдатами не рождаются» (это название второй части книги) — и идёт рядовым в окопы. Картину посмотрели более 40 млн человек, она стала лидером проката 1964 года, а режиссёр ленты Александр Столпер позже снял и продолжение — фильм 1967 года «Возмездие».
«А зори здесь тихие...», 1972
Экранизация повести Бориса Васильева, поставленная режиссёром Станиславом Ростоцким. Ростоцкий и Васильев (как и Бондарчук, Симонов и Чухрай) прошли через войну, и, наверное, именно поэтому локальный эпизод огромного противостояния на огромном фронте — сражение старшины Васкова и пятерых девушек-зенитчиц с немецкими диверсантами где-то в Карелии в 1942 году — получился настолько пронзительным и масштабным. Этот фильм был лидером советского проката 1973 года — 66 млн зрителей; его очень ценили в Китае — и даже сняли в 2005-м свой собственный 19-серийный фильм. Современный российский ремейк Рената Давлетьярова 2015 года таких эмоций, как оригинал, всё же не вызвал.
«Они сражались за Родину», 1975
Шолохов работал над романом с 1942 года, но незадолго до смерти уничтожил рукопись — так что в печати были лишь отдельные главы. Но писатель умер в 1984-м, Бондарчук свой фильм снимал в середине 1970-х, так что картина полностью передает дух книги, рассказывающей об отступлении советских войск летом 1942 года в донских степях. Актёрский состав ленты — на высшем уровне. Роли в ней исполняли сам Бондарчук, Вячеслав Тихонов, Георгий Бурков, Юрий Никулин, Иван Лапиков, Николай Губенко, Иннокентий Смоктуновский; для Василия Шукшина роль бронебойщика Лопахина стала последней — он умер во время съёмок, и в некоторых сценах и на озвучке его заменяли дублёры.
«Иди и смотри», 1985
Фильм Элема Климова, на который в середине 80-х в обязательном порядке водили всех советских школьников — чтобы они тоже увидели, какой ценой досталась Победа. Картина снята на основе «Хатынской повести» белорусского писателя Алеся Адамовича — о партизанской борьбе против немцев, о том, как немцы и их прислужники-полицаи мстили мирным жителям. Кульминация сюжета — сожжение заживо людей, которые ни в чем не виноваты, а в центре повествования — судьба подростка Флёры (Алексей Кравченко), который сумел выжить.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть