Чего народный артист еще не знает в профессии, в которую пришел 15-летним? Какую книгу принимался читать трижды, но так и не одолел? Почему завидует сыну-десятикласснику? Об этом и не только АиФ поговорил с Сергеем Гармашем.
Садовник с трудной судьбой
— Сергей Леонидович, до Нового года всего месяц. В спектакле «И Вас с наступающим...» вы играете Деда Мороза — точнее, профессионального артиста, который вынужден подрабатывать в Новый год, разнося подарки детям и танцуя с ними вокруг елки. А вам самому приходилось в молодости это делать?
Сергей Гармаш: — Один раз это было, в юности — в театральном училище Днепропетровска. Я участвовал в самодеятельном спектакле завода. За маленькие деньги. Мы ведь тогда искали всякую возможность заработать: и огороды копали, и на мясокомбинате работали. Второй раз это случилось в Москве, когда я уже служил в «Современнике». И все!
— У этого спектакля нелегкая судьба...
— Да, он шел в «Современнике» довольно долго. Хорошо продавался, замечательно принимался. После перерыва мы лет восемь играли его с Игорем Скляром. Но потом я из «Современника» ушел, театр восстанавливать спектакль не планировал, а вся материальная часть (сценография, декорации) лежала там мертвым грузом. Тогда мы с директором «Центра театра и кино под руководством Никиты Михалкова» Игорем Поповым решили восстановить спектакль на новой сцене. Что и было сделано. Я как режиссер занимался восстановлением спектакля. Главными исполнителями остались я и Игорь Скляр. История человеческая. Новогодняя. Достаточно серьезная, но рассказанная смешно.
— В последние лет 30 кинематографисты жалуются, что нет хороших историй, достойных сценариев. Поэтому и фильмов ярких не появляется. Согласны?
— Неправда! При всей сложности ситуации, в которой мы оказались во время пандемии, минимум одна-две картины уровень фестиваля класса «А» (Венеция, Канны, Москва, Сан-Себастьян) достигают.
Год назад я снялся в фильме «Чебурашка» той же компании и того же режиссера, что делали «Последний богатырь», который, как вы помните, «порвал» кассу. В «Чебурашке», который выйдет в прокат 1 января 2023 года, я играю Гену. Не крокодила, но человека. Там вообще все люди. Мой герой — садовник в дендрарии, у которого очень непростая судьба: жена погибла, дочь с ним не общается. Словом, семьи фактически нет. Он страшно одинок. Но как по волшебству в его жизни появляется принесенный ураганом Чебурашка...
Я люблю детское кино, обожаю «Морозко», но опыта съемок в сказках до сих пор не было. И вдруг — не поверите — сразу три детские картины встали в график: «Чебурашка», «Василиса и королева лайков» Павла Лунгина и «Летучий корабль» Ильи Учителя.
А какое количество сейчас телепродукции, сколько новых платформ!
— В отличие от многих коллег вы смотрите сериалы. Что-то зацепило в последнее время?
— На спектаклях бываю, но не так часто, как хотелось бы — в силу занятости. Сериалы же можно смотреть дома. Когда удобно. Допустим, «Вампиры средней полосы». Только из-за названия... не стал бы смотреть. Долго отказывался, но постоянно слышал восторги от одного, второго, третьего. Не выдержал — включил. И... не смог оторваться. Это же безусловная победа проекта, правда? Потрясающе интересная история! Представьте: живет в Смоленске маленькая тихая вампирская семья, которая никого не душит, но ворует и пьет донорскую кровь. Самое интересное: к концу сериала я оказался не на стороне людей, а на стороне вампиров. Уверяю: с вами было бы то же самое. Это и есть момент искусства.
Или вот Петя Тодоровский снял чудесный «Полет». Воистину: яблоко от яблони недалеко упало. Внук Петра Ефимовича, он сам написал сценарий и сам сделал сериал с прекрасными актерскими работами.
Недавно с огромным удовольствием посмотрел The Beatles: Get Back — документальную ленту о том, как спустя 60 с лишним лет появляются съемки молодых «Битлз». И мой сын-десятиклассник смотрел его с большим интересом. А год назад — я был на съемках — он звонит мне: «Папа, появилась “Игра в кальмара”. Ты должен посмотреть. Это очень здорово!»
«Для мужчины служба обязательна!»
— То есть у вас с сыном общие интересы?
— А как же! Ване было шесть лет, когда я начал приучать его смотреть кино, на котором вырос сам: советское, российское, потом — зарубежное...
— Насколько вы вникаете в его школьные дела? Что изучает по истории, по литературе?
— Достаточно вникаю. Недавно он читал мне свое сочинение по роману «Отцы и дети», который я не очень люблю и не считаю выдающимся произведением Тургенева. Мне нравятся «Записки охотника». Драматургия его недооцененная и не занимает в театре такого положения, как Островский, Горький или Чехов. У них более сильные пьесы. Но, например, «Нахлебник» Тургенева — безумно пронзительный. Хороши «Разговор на большой дороге», «Завтрак у предводителя»...
Так вот, Ваня написал сочинение на 6 страниц. Я даже позавидовал сыну. Надеюсь, мне удалось научить его читать не только то, что задают в школе. Он уже в оригинале одолел «1984» Оруэлла, «Портрет Дориана Грея» Уайльда. Программу по литературе вообще освоил раньше многих сверстников. Прошлым летом, к примеру, прочитал «Войну и мир». А в этом году, поменяв школу, заявил: «Наверное, придется перечитать “Войну и мир”».
— Несколько лет назад вы хотели, чтобы Ваня прошел армию...
— И сейчас могу это повторить. Если не поступит в институт, где есть военная кафедра, значит, пойдет служить. Считаю, мальчику это нужно обязательно.
«Сказал себе: “Хватит мучиться!”»
— Возвращаясь к теме литературы. Сами вы, кажется, очень уважаете Алексея Иванова.
— Люблю «Географ глобус пропил», «Общага на крови», «Золото бунта»... Иванов — писатель, который очень, очень в традициях русской литературы. Когда я взялся за «Географа», думал, это чернуха, которая попытается меня рассмешить, развлечь, будет ерничать. Оказалось, роман в середине повествования заставляет тебя сильно сменить объектив. Сначала хочется расстрелять ужасный класс, о котором, как в моей роли в спектакле «И Вас с наступающим...», ты рявкаешь: «Ужас, а не дети!» А потом смотришь с другого ракурса — и не просто сопереживаешь, а становишься на их сторону. Обожаю такие моменты. Это большое достоинство романа.
К слову, мне предлагали сниматься в картине «Сердце пармы», которая сейчас идет с большим успехом. Но не очень импонировала роль. Однако я записывал аудиокнигу и хорошо знаю материал. Замечательное эпическое произведение, хотя в нем очень много этноса. И увлекательнейшее чтиво, которое требует немалых усилий. Скажу честно: я трижды в жизни принимался читать «Улисса» Джойса. И после третьего раза сказал себе: «Хватит мучиться: это литература для филологов высочайшего полета».
— Бывает, и в кино не все можно понять. Вы вот до сих пор учитесь на просмотре русских и зарубежных киношедевров.
— Да. И все равно многого не знаю. Это не позерство, поверьте. Вот смотрю, как Майкл Корлеоне (Аль Пачино) после первого убийства сидит и молчит. И не понимаю, как он это делает. Как держит процесс, когда все мысли, что вертятся в голове, вырываются наружу. Как из него, молчащего, исходит текст. Могу бесконечно смотреть «Без вины виноватые», но так и не пойму, как Алла Тарасова произносит: «Мальчик мой, мальчик мой!..» И как Владимир Дружников говорит: «Давайте выпьем за матерей, которые бросали своих детей».
Есть огромное количество актеров, чье ремесло и способ существования можно изучить. Но есть и те, которые настолько загадочны и до такой степени индивидуальны, что понять их — за пределами возможного. Таким был, к примеру, Олег Даль.
— Есть у вас киноработы, которые хотели бы стереть из памяти?
— И не только стереть. Хотя... Нет ничего постыдного в том, что ты был неопытен, глуп, самоуверен и выполнил работу не так, как сделал бы сейчас. В моей фильмографии две сотни работ. Но это же ничего не значит! Если называть ленты, ставшие не только частью жизни, но и частью меня, хватит пальцев двух рук. В список войдет первый фильм, моя путевка в жизнь, — «Отряд». Здесь же будут «Любовник», «Дом», «Свои», «12», «Нежный возраст», «Русская игра», «72 метра», «Бедные родственники».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть