aif.ru counter
248

С песней по жизни. «Марш веселых ребят» полюбили и запели всей страной

"Аргументы и факты" в Беларуси № 28. Как отдохнуть этим летом, не выезжая из Беларуси 14/07/2020
«Марш веселых ребят» стал полноценным героем фильма - одним из самых узнаваемых и любимых.
«Марш веселых ребят» стал полноценным героем фильма - одним из самых узнаваемых и любимых. © / Кадр из фильма

В 30-х годах ХХ столетия советское звуковое кино делало первые шаги, и создатели картин с большим энтузиазмом брались за работу. Так, в 1933 году перед режиссером Григорием Александровым поставили задачу снять первый советский музыкальный комедийный фильм – это были «Веселые ребята», которые вышли на экраны через год.

Главным действующим лицом решено было сделать артиста Леонида Утесова - руководителя первого (и тогда чуть ли не единственного) советского джаз-оркестра. В те времена к джазу в Стране Советов относились по разному - его часто называли чуждым для советского человека музыкальным направлением. Тем не менее, задание было дано, и съемочная группа приступила к созданию музыкальной комедии.

Заглавная композиция в фильме – задорный «Марш веселых ребят». Когда песня была еще на стадии идеи, режиссер Александров обрисовал ее для композитора Исаака Дунаевского: мелодия должна быть жизнеутверждающей, в лучших традициях строителей коммунизма. Профессионал Дунаевский с поставленной задачей справился на отлично. За это время уже даже начались съемки картины. А слов к песне все не было…

Первые неудачи

Первые попытки написать к музыке текст оказались неудачными, поэтому съемочная группа обратилась к печатным изданиям, которые тогда были главным источником информации. И вот на газетных страницах вышло объявление: «Готовится фильм, есть музыка, нужны слова. В конкурсе могут участвовать все желающие». Между прочим, ноты в газете напечатаны не были - поэты должны были явиться на киностудию и прослушать музыку. На объявление откликнулись многие творцы, были среди них и известные личности, которые предложили свои варианты. Однако написанные ими стихи не соединялись с музыкой.

Время поджимало, и создателям фильма было не до смеха: съемочный процесс проходил активно, вот-вот надо приступать к работе над сценой исполнения «Марша», а у центральной песни до сих пор нет слов!

Помог… «Крокодил»!

На конкурс пришло более трех десятков текстов. Среди них выделялся один – его автора Александров и Дунаевский пригласили на встречу. Так состоялось их первое знакомство с сотрудником журнала «Крокодил», известным доселе как автор острых сатирических стихов Василием Лебедевым, писавшим под псевдонимом Кумач. За плечами у Василия Ивановича была работа в Бюро печати Революционного военного совета в годы Гражданской войны, «Окнах РОСТА» (специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.). Прим.) и газетах.

Лебедев-Кумач предложил свой вариант «Марша веселых ребят», точнее, его наброски. Композитор и режиссер обрадовались строкам:

И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет.
 

Началась кропотливая работа над созданием целостного произведения. Не раз приходили Александров и Дунаевский в маленькую комнатку коммунальной квартиры, где мучился над рождением стихотворных строк новый участник коллектива, перед которым была поставлена наиважнейшая задача — снять первую советскую музыкальную комедию. Все они были молоды, придирчивы, упрямы. Песня то казалась уже готовой, то могла вновь разонравиться композитору, или режиссеру, или исполнителю. Поэтому Василию Ивановичу покой только снился.

А задача была трудная – чтобы получилась не бездумная песенка в джазовой обработке, а легкокрылая формула жизни молодого поколения, комсомольского племени. Поэтому оттачивалась каждая фраза, на каждую строфу ложилась большая смысловая нагрузка.

Не обошлось без критики

Наконец песня сложилась и прозвучала в фильме. Ее полюбили и запели сразу всей страной. Надо сказать, нападки на эту композицию тоже были - один из неудачливых участников конкурса, в то время весьма известный поэт, поднял большую «бучу» в печати, нагромоздил вздорных обвинений против авторов песни. Но композиция легко перенесла эти «атаки». Более того, она даже в чем-то оказалась пророческой. Помните строки:

Всё добудем, поймем и откроем:
Холодный полюс и свод голубой.
 

В те годы полюс еще не был открыт, а освоение «голубого свода» пока оставалось мечтой – лишь через четверть века Юрий Гагарин увидел голубое сияние в космосе…

Александров вспоминал: «Мы долго бились над маршем. Жизнерадостный, призывный, он должен был, по нашему замыслу, служить словно вывеской фильма, его девизом». Так и случилось. Песня стала полноценным героем фильма, действующим лицом – одним из самых узнаваемых и любимых.

ФАКТЫ О КОМЕДИИ «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА»

  • Рабочим названием фильма было «Джаз-комедия». А основой для сценария стал успешный джазовый спектакль Леонида Утёсова «Музыкальный магазин». Все 15 музыкантов ансамбля Утёсова исполняли не только музыкальные номера, но и комедийные сценки… Навык этот им очень пригодился на съёмочной площадке.
  • Работу поэта Лебедева-Кумача Утёсов оплачивал из собственного кармана.
  • Во время съёмочного периода были арестованы (по политическим обвинениям) сценаристы фильма Николай Эрдман и Владимир Масс.
  • Натурные съёмки проходили на побережье Чёрного моря – в Гаграх.
  • Во время съемок буйным цветом расцвел роман между Григорием Александровым и Любовью Орловой. Благодаря этому относительно небольшая роль Орловой значительно расширилась.
  • Влюблённая в режиссёра Орлова была готова выполнить любые приказы Александрова. Для пущего комического эффекта она прокатилась на быке задом наперёд. Правда, после падения с этого животного была вынуждена два месяца залечивать травму спины.
  • Овечку в фильме сыграла «переодетая» собака, а мебель, которую с аппетитом уплетают в кадре коровы и козы, была специально изготовлена мастерами-бутафорами из макаронных изделий и соломы (заметно увеличив смету фильма).
  • Александров заключал с Кукрыниксами договор о разработке последних эскизов костюмов и грима к комедии «Весёлые ребята». Но работа с карикатуристами не заладилась, и «заказ» выполнил Сергей Эйзенштейн.
  • Четырёхминутную сцену драки музыкантов Александров снимал 10 дней. Было отснято 250 фрагментов… При этом режиссёр «держал в голове» мультипликационные произведения Диснея.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Подписка в 2020 году



Топ 5 читаемых