1690

Принц из «Золушки» с болью в сердце. О чем молчал актер Алексей Консовский?

Алексей Консовский в фильме «Золушка». 1947 год.
Алексей Консовский в фильме «Золушка». 1947 год. Кадр из фильма

Из огромного массива иностранного фольклора в нашей стране больше всего прижились две сказки – о Золушке и о Красной Шапочке. Идея экранизировать сказку Шарля Перро, придав ей новое звучание, появилась в СССР, когда еще шли бои с нацистами.

«Когда-нибудь спросят: а что вы, собственно говоря, можете предъявить?»

На художественном совете «Ленфильма» сценарий драматурга Евгения Шварца читали 29 мая 1945 года, в обстановке невероятного счастья и огромных надежд на будущее. Текст утвердили без единой правки и отправили на утверждение в Москву. В декабре того же года решение о постановке было утверждено окончательно.

Вышедшая на экраны в 1947 году «Золушка» вошла в золотой фонд советского кино. Ее полюбили и в других странах, где считают советскую постановку одной из лучших.

А ведь «Золушка» получилась весьма нетривиальной, местами хулиганской и даже провокационной. Чего стоит одна только фраза, ставшая вечно актуальной: «Когда-нибудь спросят: а что вы, собственно говоря, можете предъявить? И никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым».

Актерский состав фильма никоим образом не соответствует привычным канонам данной сказки. Многие знают, что Янине Жеймо, сыгравшей Золушку, было 37 лет. В мужья ей отлично подходил сам король  Эрасту Гарину на тот момент исполнилось 44 года. Василий Меркурьев, сыгравший отца Золушки, был всего на пять лет старше Жеймо.

Еще один убойный факт: знаете ли вы, что Золушку в советском фильме на бал отправляет Анка-пулеметчица? Да-да, актриса Варвара Мясникова, блеснувшая в бессмертном «Чапаев», в «Золушке» превратилась в Фею-крестную.

Варвара Мясникова в фильме «Золушка», 1947 год
Варвара Мясникова в фильме «Золушка», 1947 год. Кадр из фильма

Смертный приговор для таланта

Принц в «Золушке» выглядит по-настоящему юным и сказочным, но и здесь скрывается подвох  партнеру Янины Жеймо Алексею Консовскому на момент съемок было 34 года.

Когда Жеймо и Консовский спустя много лет встречались где-нибудь, окружающие неизменно начинали улыбаться  Принца и Золушку искренне любила вся страна.

Но у человека, создавшего романтический образ, была весьма непростая жизнь. Над ним многие годы довлела трагическая судьба брата.

Консовский родился 28 января 1912 года в Москве. Родители Алеши не имели отношения к искусству, и первым в семье по этой стезе пошел его старший брат Дмитрий. Актером Консовский-старший решил стать, увидев однажды спектакль Мейерхольда. Потрясенный новизной революционного театра, Дмитрий захотел творить сам. И преуспел  к началу 1930-х годов стал одним из ведущих актеров театра Вахтангова, сыграл в целом ряде кинокартин, среди которых «Земля жаждет», «Дезертир», «Восстание рыбаков».

В декабре 1934 года Дмитрия Консовского арестовали по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде. Приговор  5 лет лагерей. Три года спустя актера вновь обвинили по той же статье. Как потом выяснится, на Дмитрия написал донос коллега, вместе с которым они играли в лагерном театре. В январе 1938 года Консовского приговорили к расстрелу. До казни он не дожил  не выдержало сердце.

Алексей Консовский дебютировал в фильме «Последняя ночь», 1936 г.
Алексей Консовский дебютировал в фильме «Последняя ночь», 1936 г. Кадр из фильма

«Лермонтова жалко»

Когда брата осудили, Алексей делал в театре свои первые самостоятельные шаги. В том самом театре Мейерхольда, когда-то потрясшем Дмитрия, его брат стал одним из любимцев режиссера, прочившего ему большое будущее. Но сразу после ареста Димы Алексей пишет заявление об уходе: «Я принял решение уйти из театра на следующий день после ареста брата. Я постоянно бывал у него дома на Дмитровке, забегал к нему на студию, мы говорили, и я знал многое из того, что волновало его. Не было сомнений, будет и мой черед».

Даже спустя многие годы Алексей Консовский очень неохотно говорил о том, что пережил в те дни, недели, месяцы. Он действительно ждал, что за ним тоже придут.

Однако стука в дверь не раздалось. Он вернулся на театральную сцену, правда, уже не у Мейерхольда, а в 1936 году дебютировал в фильме «Последняя ночь», получившем Гран-при на Международной выставке в Париже.

Карьера развивалась, ролей становилось все больше  «Семья Оппенгейм», «Член правительства», «Принц и нищий».

В 1943 году была снята лента «Лермонтов», в которой Консовский сыграл главную роль. Фильм получил отрицательную оценку и до широкой публики не дошел. К самому актеру претензия была довольно странной: «Лермонтова в фильме жалко».

Алексей Консовский в фильме «Лермонтов». 1943 год.
Алексей Консовский в фильме «Лермонтов». 1943 год. Кадр из фильма

За кулисами «Золушки»

Когда встал вопрос о постановке «Золушки», Консовский оказался одним из первых кандидатов на роль Принца. Его юная внешность, не соответствовавшая возрасту, была ему в помощь. И хотя скептики из худсовета поначалу морщились, но затем согласились, что лучше Консовского Принца не найти.

А вот вокруг кандидатур на роль Золушки разгорелась настоящая война. Кандидаток было много, и Жеймо поначалу оказалась среди аутсайдеров. Консовский же, глядя на некоторых претенденток, внутренне содрогался  некоторые барышни в перерывах курили, аки бывалые моряки, и представить их в роли сказочных героинь можно было только в кошмарном сне.

Кстати, сам актер бросил курить как раз на съемках «Золушки»  просто поймал себя на мысли, что Принц с сигаретой выглядит максимально неромантично.

Однажды на пробы привели юную балерину, которая по внешним данным подходила просто идеально. Но тут выяснилось, что драматических способностей у девушки не было от слова совсем. Лишь после этого худсовет согласился более пристально присмотреться к Жеймо.

Когда актерский состав был утвержден, встал вопрос о костюмах и декорациях  с этим в послевоенной стране дело обстояло крайне напряженно. Многое съемочная группа приносила из дома. Например, материал для бального платья Золушки принесла Фаина Раневская.

Основные сцены снимали весной в павильоне «Ленфильма», где царил жуткий холод. Поэтому в паузах актеры закутывались в теплые вещи и стучали зубами. А после команды «Мотор!» сбрасывали тулупчики и изображали радость и веселье.

Народная любовь

Интересно, что «Золушка» в советском прокате 1947 года заняла только 4-е место. Зато фильм получился по-настоящему бессмертным, он любим до сих пор.

Несмотря на успех картины, новых главных ролей в кино у Консовского не было без малого два десятка лет. Можно сказать, что сказочный образ, закрепившийся за ним, поставил настоящий барьер у режиссеров.

Да и как иначе, если его даже на улице воспринимали как Принца. Консовский со смехом вспоминал один случай: он возвращался после спектакля, когда за ним увязался некий громила не самой дружелюбной внешности. Незнакомец преследовал его так настойчиво, что артист решил: сейчас его будут грабить. Наконец, громила пошел в атаку. Настигнув Консовского, он хлопнул его по плечу и громко произнес:

 Принц?

 Что, простите?  опешил артист.

 Да, принц же, — радостно заявил громила, добавив еще некоторые непечатные слова. Пожав руку Консовскому, он с детским восторгом в глазах удалился.

Артисты Московского драматического театра им. Моссовета (ныне Государственный академический театр имени Моссовета) - Алексей Консовский, Ростислав Плят и Вера Марецкая (справа налево) поздравляют с 70-летним юбилеем советского поэта, драматурга и переводчика Самуила Маршака. 1957 год.
Артисты Московского драматического театра им. Моссовета — Алексей Консовский, Ростислав Плятт и Вера Марецкая (справа налево) поздравляют с 70-летним юбилеем советского поэта, драматурга и переводчика Самуила Маршака. 1957 год. Фото: РИА Новости/ Михаил Озерский

Другой Волшебник

В 1964 году Консовский получил новую главную роль. Снова сказка, снова Шварц, и снова Гарин в роли короля. Но на сей раз Гарин выступил не только в амплуа актера, но также стал сценаристом и режиссером.

Фильм «Обыкновенное чудо» стал экранизацией пьесы, которая к тому времени уже много лет успешно шла в театре, поэтому Гарин многих актеров приглашал на те же самые роли.

Консовский стал Волшебником, превращающим медведя в прекрасного юношу.

Сегодня лента 1964 года находится в тени постановки Марка Захарова с Олегом Янковским, Александром Абдуловым, Евгенией Симоновой и Евгением Леоновым. Однако зрители постарше считают, что гаринское «Обыкновенное чудо» было ничуть не слабее. Особенно публике запомнился дуэт Олега Видова (Медведь) и Нелли Максимовой (Принцесса).

Если сравнивать Волшебников, то герой Консовского мягче, добрее и проще, чем мрачноватый и более погруженный во внутренних демонов персонаж Янковского.

Алексей Консовский в фильме «Обыкновенное чудо». 1964 год.
Алексей Консовский в фильме «Обыкновенное чудо». 1964 год. Кадр из фильма

Голос за кадром

Больших работ в кино у Алексея Консовского больше не было. С поправкой  если говорить о появлении на экране. В действительности он незримо оставался в лучших лентах, выступая в качестве актера дубляжа.

Он озвучивал коллег из Прибалтики (например, во «Всаднике без головы» говорил за Аарне Юкскюлу), иностранцев (голос Питера Финча в «Красной палатке») и, конечно, за сказочных героев.

Во множестве радиопостановок, киносказок, мультфильмов он брал на себя роль рассказчика. В «Приключениях Буратино» голосом Консовского говорит мудрый сверчок, и, кажется, в этого персонажа актер вложил весь собственный опыт пережитого. Сверчок говорит с Буратино так, как может говорить тот, кто лично испытал, насколько несправедливой и жестокой бывает жизнь.

Алексей Консовский в роли Петра в спектакле Московского драматического театра имени Моссовета «Третье желание» Вратислава Блажека. 1961 год.
Алексей Консовский в роли Петра в спектакле Московского драматического театра имени Моссовета «Третье желание» Вратислава Блажека. 1961 год. Фото: РИА Новости/ Владимир Минкевич

Долгая дорога к счастью

Свое личное счастье он искал долго. О женщинах, которых любил и с которыми расстался, всегда говорил уважительно и спокойно, вне зависимости от того, как те с ним поступали.

С актрисой Верой Алтайской они прожили около десяти лет, в браке родилась дочь Светлана. Алтайскую запомнили как Асырк из «Королевства кривых зеркал», Тетушку-Непогодушку из «Марьи-искусницы» и, конечно, как вредную старуху из «Морозко».

Вера Владимировна любила снимать стресс алкоголем, а для Консовского, человека почти непьющего, подобное было невыносимо. Поняв, что справиться с этим не сможет, Алексей решил расстаться с женой. Затем был брак с актрисой Центрального детского театра Антониной Елисеевой, который также не принес большого счастья.

Еще в 1930-х годах начинающий актер познакомился с дочкой директора Дома отдыха Малого театра Мариной Колумбовой. Тогда ни о какой романтике речи не шло — ему 20 лет, а ей всего 10, на уме куклы и игры со сверстниками. Но почему-то Марине из всех артистов, среди которых она росла, запомнился именно Алексей.

Она выросла, сама стала актрисой, вышла замуж, родила сына, но потом поняла, что супруг  это не тот человек, с которым она хотела бы провести всю оставшуюся жизнь.

Консовский был постоянно где-то рядом, но о любви речи не шло, у каждого был свой круг интересов. Но однажды в середине 1960-х будто кто-то щелкнул тумблером в голове, и они по-новому взглянули друг на друга. Алексей стал часто бывать у Марины, и вскоре они поняли, что никого другого им не надо.

Тихое прощание

Когда они пришли в ЗАГС, Консовскому было 58 лет, а Колумбовой  48. Но судьба подарила им 21 год совместной счастливой жизни. Сыну Марины Владимиру Михайлову было уже под 30, когда у него появился отчим, но он признавался, что Алексей Анатольевич очень серьезно на него повлиял. Консовский научил его тонкостям профессии артиста дубляжа, собранности и ответственности.

Владимир первым обратил внимание на тревожные симптомы. В конце 1980-х актер все чаще начал жаловаться на усталость, отказывался от прогулок с женой, которые прежде очень любил. Врачи говорили, что ничего страшного не происходит, просто возраст, но симптомы очень напоминали онкозаболевание.

Актер ни на что не жаловался и очень не хотел расстраивать любимую жену. Он ушел из жизни летом 1991 года. Коллег на похоронах было немного, поскольку артисты к тому времени разъехались по отпускам.

Последним приютом для народного артиста РСФСР стало Ваганьковское кладбище.

Марина Колумбова пережила мужа на 28 лет, ее не стало в 2019-м.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно