26 января исполняется 100 лет со дня рождения кинорежиссера Юрия Озерова, автора киноэпопеи «Освобождение», показанной в 115 странах. Именно картина Озерова стала для многих зарубежных зрителей киноучебником Великой Отечественной.
Ушел на фронт студентом
Юрий Николаевич родился в семье певца Большого театра Николая Николаевича Озерова и Надежды Ивановны Сахаровой. Предки Юрия по отцовской линии были священниками, а по материнской — врачами. Младший брат будущего режиссера Николай в будущем станет одним из самых известных спортивных комментаторов в стране. Надежда Ивановна училась в Государственном институте кинематографии, но после рождения детей оставила карьеру киноактрисы и посвятила себя семье.
В доме родителей Юры часто гостили выдающиеся певцы, артисты и режиссеры — Константин Станиславский, Антонина Нежданова, Василий Качалов, Сергей Лемешев, Леонид Собинов. Сохранилось фото, где маленький Юра сидит на коленях у Константина Станиславского. Юра с младшим братом благодаря родителям был частым гостем в Большом театре и МХАТе.
В 1939 году Юрий успешно сдает экзамены в Московский театральный институт (ГИТИС). Однако молодой человек не успел толком начать учебу, поскольку в том же году был призван на срочную службу, а в 1941 г. попал на фронт в звании командира взвода.
Слово, данное в пекле сражения, сдержал
Во время взятия Кенигсберга Юрий, тогда еще лейтенант, дал себе слово, что если вернется живым, то снимет о войне кино. Крепость, которую объявили неприступной, была взята за 4 дня. Для этого наша авиация совершала по 8 тысяч самолетовылетов в день. Почти непрестанно работала советская артиллерия. Юрий остался тогда жив. И слово свое сдержал. После войны сначала вернулся в ГИТИС, чтобы продолжить обучение. Затем перевелся на режиссерский факультет ВГИКа, где был зачислен сразу на второй курс. Правда, для этого 25-летнему майору запаса Озерову в течении месяца пришлось сдать 23 экзамена и зачета. Юрий попал на курс педагога Игоря Андреевича Савченко, вместе с ним учились Александр Алов, Марлен Хуциев, Сергей Параджанов. Хуциев потом вспоминал, что завидовал тому, как умеет держаться Озеров — он никогда не повышал голоса, говорил мало и по делу.
Став дипломированным режиссером, Озеров не сразу обратился к теме Второй мировой войны. Толчком стал американский фильм 1963 года «Самый длинный день». Картина рассказывает о создании американцами и англичанами Второго фронта. По версии авторов, основную роль в победе над фашизмом сыграл именно Западный фронт. О том, что происходило на Восточном фронте, о героической борьбе нашего народа, о его жертвах по имя Победы в киноленте попросту умалчивалось. Картина произвела оглушительно тягостное впечатление на Озерова. Он понял, что настало время данного обещания снять фильм о войне. И он берется за создание киноэпопеи под названием «Освобождение», которая соединила в себе черты как документального, так и художественного кино.
Пять фильмов за пять лет
В «Освобождение» вошло пять фильмов, на съемки которых ушло пять лет. Логика требовала начать эпопею с битвы под Москвой, но цензура это отвергла. Ведь первые месяцы войны речь шла о катастрофическом поражении Красной Армии. Режиссеру посоветовали начать с первой крупной победы — с Курской битвы. По мысли Озерова, главным консультантом картины должен был стать маршал Советского Союза Георгий Жуков, но этому не суждено было случиться. Кандидатура маршала Победы, как это цинично ни прозвучит, также не была одобрена начальством. Жуков находился в опале. Тем не менее Георгий Константинович пусть косвенно, но всё же принял участие в работе — мемуары, которые он смог передать Озерову, легли в основу сценария. А ещё опальный маршал, сам того не ведая, изменил судьбу одного из самых ярких советских артистов — Михаила Ульянова. Его Жуков предложил Озерову как исполнителя роли Георгия Константиновича в фильме. А вот сам Ульянов себя в роли Жукова не видел совсем — переубедили его слова дочери маршала о том, что отец, посмотрев фильм «Председатель», заявил: раз такую роль вытянул, то и Жукова осилит.
Костюмы, техника, реквизит создавались по образцам времен 40-х годов. Все это делалось с документальной точностью. Был создан штаб съемок, утверждены карты, на которых обозначались направление движения пехоты. По секундам синхронизировалось начало движения пеших частей и авиации. Саперы закладывали взрывы на три дубля. Да-да, Озеров, сидевший на вышке и руководивший съемками, требовал досконального исполнения плана батальных сцен. И потому редко какая сцена снималась с одного дубля.
Киноэпопея «Освобождение» с успехом был встречен зрителями в 125 странах, его посмотрели более 400 млн человек. На премьере в Берлине сразу после финальных титров картины в зале воцарилась гробовая тишина. Озеров, сидевший среди зрителей, раздумывал, стоит ли выходить в такой ситуации на сцену. Оказалось, стоит. Спустя несколько минут раздались оглушительные аплодисменты. Немецких зрителей в картине особенно поразила сцена с затоплением берлинского метро и утонувшими людьми. Никто их них не знал, что именно Гитлер отдал такой приказ.
В «Освобождении» Озеров сначала делал ставку исключительно на документальность происходящего на экране. Но затем ввел и лирическую линию. Сюжетная линия была позаимствована из произведения Юрия Болдырева «Батальоны просят огня».
Спустя время Озеров вновь вернется к теме Великой Отечественной войны — в 1977 г. на экраны выйдут «Солдаты свободы». А в 1985 году, когда ослабли тиски цензуры, он смог снять то, с чего надо было начинать, а именно «Битву за Москву». В 1989 году на экраны вышел «Сталинград». В 1993-94 годах режиссер смонтировал из перечисленных фильмов сериал «Трагедия века».
Не оставит Озеров и фигуру Жукова. Он подготовит к выходу фильм «Великий полководец Георгий Жуков», где уже без цензуры партийного начальства, которое ревностно относилось к роли Жукова в Победе, смонтирует вместе кадры документальной кинохроники и кадры из своих предыдущих фильмов, снабдив фильм новыми комментариями.
Большое место в жизни Юрия Николаевича занимала преподавательская деятельность. С 1979 г. он передавал свой опыт молодежи в родном ВГИКе.
Юрий Озеров ушел из жизни в 2001 г. Ему было 80 лет.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть