2030

Нежность в «Тополях» только на экране. Доронина так и не простила Ефремова

«Три тополя на Плющихе» / / Кадр из фильма

55 лет назад, 29 апреля 1968 года, на экраны вышел фильм «Три тополя на Плющихе» режиссера Татьяны Лиозновой, где главные роли сыграли Татьяна Доронина и Олег Ефремов. Героиня Дорониной — деревенская жительница Нюра, приехавшая в Москву на несколько дней. Герой Ефремова — столичный таксист Саша. Жизнь сталкивает двух этих непохожих людей, чтобы высечь искру нежности. Искру, которой не суждено было вылиться во что-то большее, но которая останется у них в памяти на всю оставшуюся жизнь.

Aif.ru собрал интересные факты о фильме «Три тополя на Плющихе». Который, к слову, получил своё название вовсе не из-за трёх деревьев, как думают многие, а по названию кафе, что располагалось рядом с тем домом, где по сюжету остановилась в Москве героиня. Рассказ, по которому снимался фильм, назывался «Три тополя на Шаболовке», но улица Шаболовка к середине 60-х годов уже плотно ассоциировалась

с телевидением, поэтому Татьяна Лиознова придумала героям новый адрес.

Мороженое как повод для ссоры

На роль главной героини Лиознова собиралась пригласить Нонну Мордюкову. Но не нашла для нее подходящего партнера. А вот тандем Доронина — Ефремов, по замыслу режиссера, получался гармоничным. Впрочем, утвердив Доронину на роль Нюры без проб, Лиознова не представляла, сколько трудностей ждет ее при работе с актрисой. Две Татьяны — Лиознова и Доронина — схлестнулись на съемочной площадке.

Итак, главная героиня Нюра, замужняя деревенская женщина, мать двоих детей, приезжает в Москву, чтобы продать на Даниловском рынке домашнюю ветчину. С вокзала ей надо добраться до квартиры золовки (сестры мужа), которая расположена на Плющихе. Везет ее туда таксист Саша. По дороге между водителем и его пассажиркой неожиданно рождаются доверительные отношения, та самая «нежность», о которой поется в известной песне Пахмутовой и Добронравова. Во время поездки она звучит по радио. Именно эта песня и вдохновила режиссера на создание картины. Услышав «Нежность», Лиознова заболела этим произведением, искала историю, в которой оно могло бы стать лейтмотивом. И лишь когда прочитала «Три тополя на Шаболовке» Александра Борщаговского, поняла: так вот же она!

Доронина играет скромную и застенчивую Нюру, деревенскую жительницу, однако на площадке, в отличие от своей киногероини, Татьяна Васильевна вела себя порой вызывающе и чуть не довела режиссера до сердечного приступа. Члены съемочной группы позже вспоминали, например, такой эпизод. По сюжету по приезде в Москву Нюра на вокзале покупает и ест мороженое. Однако Доронина наотрез отказалась это делать, заявив Лиозновой: «Вы разве не знаете, что я не люблю мороженое?» И Лиознова, которую за глаза называли «железной леди советского кино», пошла на уступки. И не единожды. Ради конечного результата — фильма.

Обвинила Ефремова в запоях

Если на женскую роль Лиознова изначально планировала Нонну Мордюкову, то на на мужскую — популярного в те годы Николая Рыбникова, сыгравшего уже не в одной киноленте. И очень полюбившегося зрителям. Но в итоге химию на экране она увидела между Дорониной и Ефремовым. Они действительно блестяще сыграли это зарождение чувств, войдя в историю кино как образцовый лирический дуэт. А вот в жизни спустя 19 лет Ефремов и Доронина окажутся по разные стороны «баррикад» во время трагического раскола МХАТа. В одном из интервью Татьяна Васильевна обвинит именно Ефремова в разделении труппы, заявив, что так никогда и не смогла ему простить эту трагедию. В итоге в Москве появился второй МХАТ, но уже под руководством Татьяны Дорониной.

Есть несколько версий, почему именно Доронина тогда возглавила внутреннюю оппозицию Олегу Ефремову, который руководил еще не разделенным МХАТ им. Чехова. Якобы Татьяна Васильевна не могла простить главному режиссеру периодических запоев, из-за которых коллектив жил как на пороховой бочке. К тому же у Дорониной в тот период было мало ролей в театре, это также вызывало недовольство прославленной актрисы. Сохранились документальные кадры одного из собраний периода раскола, где Доронина резко выступает против Ефремова. От былой нежности не осталось и следа. При этом талант Ефремова как артиста Доронина никогда не оспаривала, отдавая ему должное.

Умер прямо на съемочной площадке

Когда пишут о фильме «Три тополя на Плющихе», редко вспоминают оператора картины Петра Катаева. А ведь в том, что картина нашла путь к миллионам сердец зрителей, есть его огромная заслуга. Любопытный факт — Катаев был женат на родной сестре Нонны Мордюковой Нине, которая всю жизнь проработала художником по костюмам. Татьяна Лиознова познакомилась с Катаевым на съёмках «Евдокии» и сразу же с ним сработалась. Найти своего оператора — великая удача для режиссера. На все последующие картины, включая знаменитые «17 мгновений весны», «Школьный вальс», Лиознова приглашала только его. В 1986 году во время работы над лентой «Конец света с последующим симпозиумом» Петр Катаев скоропостижно скончался на глазах Татьяны Лиозновой, которая, как и раньше, пригласила оператора на свою картину.

Нежность, к счастью, не перешла в горечь

Значительная часть истории Нюры и Саши развивается в салоне автомобиля. Это машина «Волга» ГАЗ-21. Причем машина-киноветеран. Именно этот автомобиль принимал участие в съемках «Берегись автомобиля» режиссера Эльдара Рязанова и «Бриллиантовой руки» режиссера Леонида Гайдая.

В фильме таксист Саша приглашает Нюру в кино. Приезжает в назначенное время во двор дома, где она остановилась. Элегантный, в костюме. Ждет несколько часов, она же робко выглядывает из окна, а потом и вовсе прячется в глубине квартиры. На свидание Нина так и не выйдет. Продаст выгодно домашнюю ветчину на рынке, вернется к мужу и детям в деревню с обновками и пачкой купюр. И лишь когда по радио вновь передадут «Нежность», Нюра застынет, и на глазах у нее появятся слезы. А муж так и не дождется ответа на вопрос, что из обновок она купила себе.

После демонстрации фильма на экранах мнения зрителей разделились: кто-то был разочарован, что Нюра не пошла на свидание с Сашей. Другие хвалили главную героиню, понимая, что мимолетные увлечения добром для матери двоих детей точно бы не закончились. Ведь реальная жизнь не кино. «Уж лучше пусть она вспоминает о своей поездке в Москву с нежностью, чем с горечью», — написал режиссеру один из зрителей.
 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно