12207

Театр главнее всех семей. Одна любовь и 5 браков Татьяны Дорониной

Народная артистка РСФСР актриса МХАТа имени А. М. Горького Татьяна Доронина. 1968 г.
Народная артистка РСФСР актриса МХАТа имени А. М. Горького Татьяна Доронина. 1968 г. / Юрий Иванов / РИА Новости

«Проста, да не спроста», — так когда-то говорили про Татьяну Доронину. И вся ее жизнь говорит об этом тоже.

По рождению она ленинградка. Появилась на свет в Северной столице в 1933 году. Родители — действительно простые люди, жили долгое время в городе Данилове Ярославской области. До рождения Тани перебрались в Ленинград. Когда Дорониной было всего 8 лет, началась война. Мама увезла ее обратно в Данилов, тем самым избежав блокады и сохранив жизнь себе и дочке. Вернулись они в Ленинград только после Победы. А чтобы жить там было не так страшно, чтобы всегда стабильно были на столе молочные продукты, привезли из Данилова с собой козу…

Таня, вернувшись из провинции, начала преображаться. Увлеклась кино и театром. Еще будучи восьмиклассницей, пошла поступать в Школу-студию МХАТ. Конечно, ей отказали: «Вырастешь — приходи». И она пришла. Правда, после школы понесла документы сразу в несколько театральных вузов: «Щепка», «Щука», ГИТИС, МХАТ. Везде прошла и поступила. Но выбор свой она давно сделала, остальные вузы были просто подстраховкой. В Школе-студии МХАТ она училась вместе с Михаилом Козаковым, Евгением Евстигнеевым и Олегом Басилашвили.

Всюду за мужем

Последний молодой человек казался очень перспективным. Не в плане актерском, а в плане романтическом. Красивый, статный, интеллигентный, скромный… Таня выбрала его. Свадьба была очень скорой. Ни фаты, ни смокинга, ни колец. Пошли и расписались.

Вскоре состоялся выпускной в Школе-студии МХАТ. Гуляли всем курсом. Только сам Басилашвили немного приуныл: единственный театр, куда его пригласили играть, был в Сталинграде. Таня совершенно не переживала, ведь она собиралась следовать всюду за своим мужем, несмотря на то, что у нее самой был целый список предложений от столичных театров. Но она уехала в Сталинград. Играла там на одной сцене с мужем, до тех пор пока в город не приехал руководитель ленинградского БДТ Георгий Товстоногов. Он увидел ее на сцене и был поражен красотой, плавностью движений, напевным голосом. Товстоногов долго уговаривал Доронину переехать в Ленинград. Она сначала отказывалась, а потом поставила условие: «Перееду, только если возьмете со мной в театр и мужа». Товстоногов согласился.

Актрисы Ленинградского драматического театра им. М. Горького Татьяна Доронина и Елена Немченко в роли сестер в спектакле Георгия Товстоногова «Моя старшая сестра» по пьесе Александра Володина. 1962 г.
Актрисы Ленинградского драматического театра им. М. Горького Татьяна Доронина и Елена Немченко в роли сестер в спектакле Георгия Товстоногова «Моя старшая сестра» по пьесе Александра Володина. 1962 г. Фото: РИА Новости/ Чепрунов

 

Звезда и поклонник

В Ленинграде жизнь забурлила. Крупный театр, новые роли и… новый муж. Говорят, Олег Басилашвили сильно ценил в Дорониной ее простоту, такую немножко провинциальную, но очень женственную. С переездом в Ленинград к простоте добавился столичный лоск, что актеру совсем не понравилось. Видя, что муж уже не так боготворит ее, Татьяна ушла от него и очень быстро вышла за театрального критика Анатолия Юфита. Это был брак звезды и поклонника. Юфит, впервые увидев Доронину на сцене БДТ, влюбился без оглядки. Ухаживал, посылал цветы. Конечно, ей это нравилось. Но к такому поклонению быстро привыкаешь. Татьяну постепенно что-то стало раздражать. Рассказывают, что второго супруга она бросила после сущего пустяка: он забыл встретить ее на вокзале после гастролей.

«Три тополя» и Радзинский

Никто не знает, это ли было истинной причиной. Но вскоре Татьяна Доронина, собрав все свои вещи, уже переезжала в Москву к третьему супругу: драматургу и писателю Эдварду Радзинскому. Ради переезда даже БДТ, где весь репертуар главный режиссер ставил только под нее, Доронина променяла на МХАТ.

В Москве в жизнь актрисы ворвалось кино. Конечно, ее снимали и раньше, но эти роли не принесли ей большой славы. Однажды Татьяне Дорониной передали сценарий. Назывался он как-то странно: «Три тополя на Плющихе». История простая, героиня — тоже: деревенская женщина, попавшая в столицу, таксист влюбленный… Доронина даже сначала не хотела играть колхозницу, но под напором режиссера все-таки согласилась. Такого успеха, такой любви публики, как после выхода на экран картины Татьяны Лиозновой, Татьяна Доронина раньше не знала. Фильм стал открытием года, а актриса, исполнившая главную роль, — лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран».

«Еще раз про любовь»

Предложения из кино посыпались градом. Позвали сняться в главной роли в картине «Еще раз про любовь»: история тоже простая, но уже городская. Да еще и сценарий к фильму муж написал. Доронина шла на пробы с удовольствием. Сидела, готовилась, вдруг к ней зашел какой-то парень, симпатичный, но, судя по всему, очень наглый. Она смерила его уничижительным взглядом, а он стремглав выскочил из ее гримерки. Это был актер Борис Химичев. Он вспоминал, как тоже пришел на пробы, хотел заранее представиться «приме», но она так посмотрела на него, что он убежал с площадки, категорически отказавшись играть вместе с Дорониной. Роль досталась Александру Лазареву.

В следующий раз Татьяна Доронина встретилась с Химичевым уже на сцене Театра им. Маяковского, куда актриса перешла их МХАТа. Это была новая любовная история, которая со сцены перешла в жизнь. Борис Химичев стал четвертым мужем Татьяны Дорониной. 10 лет брака, по воспоминаниям Химичева, пролетели как один бурный день. По словам актера, Татьяна была прекрасной хозяйкой, но очень вспыльчивой женой, которая могла не только приревновать, но и руку поднять на мнимую соперницу. Химичев признавался, что именно Татьяна была главой семейства, больше знала, больше работала, больше зарабатывала… Этот брак снова распался.

Однажды Татьяна Васильевна решила приобрести себе дачу в садоводческом товариществе «Актер». Так получилось, что приобрела она там не только домик на природе, но и последнего, пятого, мужа. Им стал нефтепромышленник Роберт Тохненко. Он, как и все его предшественники, тоже увидел в Дорониной частичку той самой Нюры из «Трех тополей на Плющихе» -  женственную, домашнюю, теплую. Но муж напрасно ждал, что семья станет для Татьяны Дорониной центром всей ее жизни, напрасно просил родить ребенка. Татьяна давно, еще в школе, сделала свой выбор. И хотя всех своих мужей, по ее признанию, она искренне любила, главной любовью и центром всей ее жизни всегда был театр. Она снова осталась одна в своей квартире, но вдвоем со своей единственной вплоть до сегодняшнего дня любовью: МХАТом им. Горького. Вот уже 21 год Татьяна Доронина является главой, художественным руководителем и директором театра. Это самая долгая, искренняя и взаимная история из всех, которые были в жизни актрисы.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно