Советская Мерилин Монро, муза и кумир нескольких поколений Татьяна Доронина была одной из первых красавиц Москвы и родного Ленинграда. И вообще - Советского Союза.
Во времена ее молодости в стране не было понятия «икона стиля», но именно ее героиням подражали тогда миллионы зрительниц. А в реальной жизни Татьяне Дорониной выпала роль волевой и царственной особы, роковой женщины, вдохновлявшей лучших мужчин своего поколения.
Татьяна Васильевна Доронина родилась 12 сентября 1933 года в Ленинграде. К театральной среде родители Татьяны не имели отношения: они были рабочими, в Ленинград переехали незадолго до рождения Татьяны, жили в коммуналке. Никогда не скандалили, называли друг друга на «вы»: «Анна Ивановна» и «Василий Иванович».
Еще не окончив школу, после восьмого класса Татьяна Доронина тайком от родителей поехала в Москву и прошла по конкурсу сразу в несколько театральных училищ. Но тут выяснилось, что у нее еще нет аттестата о среднем образовании. Татьяне пришлось вернуться домой доучиваться. Спустя два года упорная девушка вновь приехала в Москву и подала заявления во все театральные училища: в ГИТИС, в Щепкинское училище, в «Щуку», в Школу-студию МХАТ. Она всюду сдавала экзамены и всюду была принята! В конце концов Татьяна выбрала Школу-студию МХАТ. Курс Павла Массальского был одним из самых сильных: на одном курсе с Дорониной учились Евстигнеев, Козаков, Басилашвили. Но уже тогда Татьяна выделялась своим талантом. В 1955 году состоялся дебют Дорониной в кино: она сыграла Зою в мелодраме Михаила Колатозова «Первый эшелон».
Свадьба по-комсомольски
На своем курсе Татьяна сразу поразила мужские сердца, но была независима и горда. Сердце красавицы смог покорить обаятельный Олег Басилашвили. По воспоминаниям друзей, в Школе-студии МХАТ Олег Басилашвили считался самым красивым, интеллигентным и талантливым студентом. Их роман был бурным и вскоре завершился свадьбой. «Скромную свадьбу Таня и Олег праздновали в его квартире, - вспоминал педагог Иван Тарханов. - Свадебного платья и обмена кольцами не было. Шел 55-й год, а они были комсомольцами!»
По окончании в 1956 году Школы-студии Татьяну Доронину пригласили сразу в несколько театров. А вот Басилашвили, тогда еще никак не проявившего себя, согласился принять лишь Сталинградский драматический театр. И Доронина как примерная жена укатила из столицы вслед за супругом. Однако прожили они там недолго. Не было ролей, не было перспектив... Режиссер драмтеатра отпустил молодых актеров, и они поехали в Ленинград, на родину Татьяны Дорониной.
Сначала супруги устроились в Театр имени Ленинского комсомола и несколько месяцев жили в гримерке театра. Но спустя три года, в 1959-м, самобытный талант Дорониной был замечен художественным руководителем ленинградского БДТ Георгием Товстоноговым, который и пригласил ее в свой театр. Татьяна Васильевна поставила условие: зачислить в труппу и ее мужа и дать ему роль в первой же постановке БДТ. Товстоногов согласился. Диктовать свою волю она умела уже тогда.
После дебюта в «Варварах» к Татьяне Дорониной пришла слава. В театре ей стали давать исключительно главные роли. Публика просто ломилась на спектакли с ее участием…
Доронина и Басилашвили разошлись в 1963 году. Олег Басилашвили отмечал, что его поразила совсем не красота Дорониной: «Нас объединяло что-то другое, более глубокое... Когда мы разошлись, я вдруг понял, что освободился от этого гнета. Я очень благодарен Татьяне Васильевне, что она была инициатором развода».
Другая сторона таланта
Вторым мужем Дорониной стал театральный критик Анатолий Юфит. Однажды он пришел в театр и был сражен ее красотой. Юфит был старше нее почти на 10 лет. Он заведовал кафедрой истории русского театра в Ленинградском театральном институте. Его обожали студентки и сотрудницы за остроумие, веселость, импозантность.
В 1966 году Татьяна Доронина покинула БДТ и перебралась в Москву - в Московский художественный театр им. М.Горького. Однако работа в МХАТе не принесла ей удовлетворения. Впоследствии актриса признавалась: «Уход из БДТ - это моя ошибка. Нельзя было предавать режиссера, который выстраивал репертуар под меня».
Масштаб личности
Со своим будущим четвертым мужем, актером Борисом Химичевым, Доронина познакомилась на пробах к фильму Георгия Натансона «Еще раз про любовь» (1968), который снимался, между прочим, по пьесе Эдварда Радзинского. Картина ставилась «под Доронину», которой предстояло сыграть главную роль бортпроводницы Наташи. Химичева пригласили попробоваться на главную мужскую роль. В гримерной Доронина приняла его снисходительно-небрежно, менторски, оценивающе... Химичев вспылил и от проб отказался.
Не найдя счастья во МХАТе, Доронина перешла в театр имени Маяковского. Там она вновь встретилась с Борисом Химичевым, и… оба сделали вид, что той первой встречи не было. Вдобавок судьба свела Химичева и Доронину, сделав их любовниками в спектакле «Да здравствует королева. Виват!».
После гастролей театра в Новосибирске Доронина и Химичев оформили свои отношения официально. «В 73-м нам обоим было по сорок лет, у каждого за плечами семейный опыт, потому шумную «комсомольскую свадьбу» устраивать не стали. Просто пошли в районный загс и довольно буднично расписались… Свадебной поездкой стал проведенный вдвоем отпуск на Рижском взморье», - вспоминает Борис Химичев.
Брак с Борисом Химичевым, как и все предыдущие, оказался недолговечным. «Я был под прессингом уже состоявшейся личности, - признается Борис Петрович. - В наших отношениях доминировала она. Меня это держало в напряжении. Скорее всего, я был не в состоянии обеспечить ей ни душевный комфорт, ни профессиональный масштаб».
Пятым мужем Дорониной стал Роберт Тохненко, работавший в Главке нефтепромышленности и в ЦК комсомола. С ним Татьяна Васильевна познакомилась в садоводческом товариществе «Актер». Здесь Тохненко купил участок, а Доронина стала председателем. А потом они вместе вели дачные дела и сами не заметили, как стали друг в друге нуждаться. Все 10 лет супружества Тохненко жил ради Дорониной, забросив свою карьеру. Но она не замечала его жертвенности, и их отношения пошли на спад.
Удивительно, но со всеми своими бывшими мужьями Доронина всегда сохраняла добрые отношения. В свою очередь все они с огромным восторгом вспоминали ее и как актрису, и как женщину.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть