1246

Неоконченная пьеса. Трагедии Елены Майоровой на сцене и за кулисами

"Аргументы и факты" в Беларуси № 24. Дайте почитать родителям 14/06/2022
«Мы были самая беззаботная и смешная парочка в глазах тех, кто нас знал».
«Мы были самая беззаботная и смешная парочка в глазах тех, кто нас знал». Public domain

Актриса Елена Майорова в кино редко играла в главных ролях - ее героини бывали чаще второстепенными, хотя и западали в душу надолго. Зато в театре за ее плечами были лучшие работы - от Чехова до Эсхила. Да и судьба Елены Владимировны достойна греческой трагедии, а ей, как известно, больше всего подобает траур.

Первый брак

Майорова покоряла зрителя с одного взгляда и жеста. Узнавать ее стали после фильма «Вам и не снилось» (1981 г.) - там она сыграла соседку главной героини. Потом были «34-й скорый», «Одиноким предоставляется общежитие», «Затерянный в Сибири» и другие работы. И каждый раз - новый образ, новая судьба, которую Елена проживала как свою собственную, по словам ее учителя Олега Табакова, «поразительно и последовательно собирая перламутр женской беды».

Все тот же Табаков, принявший Майорову на первый курс в ГИТИСе, вспоминал: «Лена была смешная. Но сразу заметная… Она читала не особенно по мысли, а больше по настроению, по чувству. Очень не актерские интонации, странные мысли о жизни навевающие. И одаренность была безусловная».

Ему же, Олегу Павловичу, Елена была обязана своим первым браком, о котором, впрочем, почти никогда не говорила: он оказался скоротечным, не особенно счастливым и к тому же, чего греха таить, ненастоящим. Майорова приехала в Москву с Сахалина, а о том, чтобы провинциалка сумела поступить на службу в столичный театр, да еще во МХАТ, о котором она всегда мечтала, не могло быть и речи: в труппу принимали только актеров с московской пропиской. Табаков посоветовал своим выпускницам выходить замуж за москвичей, и Елена воспользовалась его рекомендацией.

На помощь девушке пришел ее однокурсник Владимир Чаплыгин. Юноша, давно влюбленный в Елену, надеялся со временем завоевать ее сердце. Но для Майоровой этот брак так и остался фиктивным. Через три месяца она подала на развод и перебралась в театральное общежитие. Там-то к ней и нагрянула, в прямом смысле, любовь всей жизни.

Прима МХАТа и королева эпизодов в кино - ее героини западали в душу надолго.
Прима МХАТа и королева эпизодов в кино - ее героини западали в душу надолго. Фото: Public domain

«Вошел и сказал «здрасьте»

Встречу со своим вторым мужем - художником Сергеем Шерстюком - Елена предсказала сама себе. Сидела с подружкой в комнате того самого общежития и вдруг ни с того ни с сего произнесла: «Сейчас откроется дверь, и войдет Он...» Дверь действительно открылась. На пороге стоял Сергей и виновато объяснял, что ошибся дверью. Но одного взгляда на Майорову было достаточно, чтобы понять - он не ошибся.

Позднее он записал в дневнике: «Свет горел, я постучал в дверь, она была не закрыта, вошел, сказал «здрасьте» и увидел Лену. Я влюбился с первого взгляда. Когда я сообразил, что она не просто очень-очень талантливая, а гениальная актриса, было поздно - я уже вовсю надеялся на нашу счастливую звезду. Если честно - к тому времени я ставил нашу любовь выше ее и моей гениальности».

Сын высокопоставленного военного, блестяще одаренный, Сергей Александрович писал картины и прозу и слыл интеллектуалом. Их отношения были яркими, эмоциональными и страстными, какими они и должны быть у творческих натур, а их союз называли одним из самых неподражаемых в артистической Москве. Шерстюк вспоминал: «Мы были самая беззаботная и смешная парочка в глазах тех, кто нас знал. Казалось, что так будет всегда. Денег никогда не считали, не беспокоились о быте. Жили, как бог на душу положит».

Поговаривали, что однажды Майоровой предложил руку и сердце Олег Ефремов. Но она ответила: «Я мужа люблю...»

Это, конечно, задело мастера, и он потом гонял Елену в хвост и в гриву на репетициях «Трех сестер». Но этот инцидент не сделал Майорову и Ефремова врагами - Олег Николаевич прощал актрисе споры с ним на репетициях, хотя другим возражать мастеру было запрещено. Да и отношения с Шерстюком это ничуть не пошатнуло.

Странное время

А потом Елена показала Сергею сценарий фильма «Странное время», в которой ей предложили сниматься. Картина оказалась своеобразной, в ней содержалось много постельных сцен, и актрисе было важно мнение мужа. Но Шерстюк позволил ей самой решать, сниматься или нет. Позже он много раз корил себя за то, что не заставил жену отказаться от этой работы.

Как обычно, Майорова целиком отдавалась своей роли. По сюжету ее героиня влюбляется в молодого парня, которого играл Олег Васильков. Чувства, которые она изображала на съемочной площадке, вскоре просочились в реальную жизнь. Она без оглядки влюбилась в своего партнера.

Сергей изнывал от ревности, но точно знал: увлечение Елены пройдет сразу, как только закончится работа над фильмом. И терпеливо ждал.

Был ли влюблен в Майорову Васильков, остается загадкой. Коллеги утверждали, что партнеры по съемкам не скрывали чувств, но сам актер предпочитал говорить лишь о деловых отношениях и дружеской привязанности.

Но в последний день своей жизни она послала сообщения на пейджер двоим людям: мужу и Олегу. Их обоих она молила о помощи и просила приехать. Однако Сергей был на даче у родственников, а Олег - в командировке. Он получил сообщения от Елены, когда ее самой уже не было на свете.

Так и осталось неясным, случайно ли Майорова пролила керосин на платье или сделала это намеренно, но в подъезде, куда актриса вышла покурить, платье на ней загорелось, и она мгновенно превратилась в пылающий факел. Коллеги, друзья и родственники сходились во мнениях о том, что актриса была слишком жизнелюбива и не могла покончить с собой…

Шерстюк скончался от онкологического заболевания через 9 месяцев после ухода Елены, успев закончить картину «Ты и я», написанную как оду их любви.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно