В своих воспоминаниях Эльдар Рязанов часто рассказывал о том, как он сдавал свои фильмы советским киночиновникам. Какие-то проходили проверку на благонадежность легко, с другими были сложности, причём не обязательно из-за содержания, но в целом у него отношения с цензурой сложились, можно сказать, дружеские. Даже «Человек ниоткуда» был вполне допущен до центральных экранов — и пропал оттуда лишь после того, как на эту непритязательную комедию обратил внимание всемогущий идеолог Суслов. И свой «Гараж» Рязанов сдал легко — и лишь потом узнал, что это случилось благодаря Брежневу, который в очередной речи призвал всемерно развивать сатиру. А уж чего-чего, а сатиры в «Гараже» было хоть отбавляй.
Кто «продаст родину»?
По словам Рязанова, поводом для создания сценария «Гаража» послужило обычное вроде бы собрание пайщиков гаражно-строительного кооператива на киностудии «Мосфильм», которое превратилось в натуральную склоку, потому что было необходимо исключить несколько членов из-за уменьшения отведённого под строительство участка. Собрание продолжалось очень долго и происходило бурно, а разошлись участники уже затемно. Вскоре Рязанов пересказал эту историю постоянному соавтору Эмилю Брагинскому, вместе с которым они и приняли решение — сделать из неё пьесу или сценарий.
Формат пьесы, очевидно, не подошёл, поскольку предполагалось огромное даже по кинематографическим меркам количество действующих лиц — около тридцати. Но сценарий был создан, и Рязанов предложил его киностудии после завершения работы над «Служебным романом». Никаких вопросов, кстати, тогда не возникло — сатира так сатира, комедия так комедия. И он начал подготовку к съёмкам.
Рязанов вспоминал, что «населённость сценария» исключала какие-либо пробы, так что актёров он подбирал заранее — из тех, кого хорошо знал и в ком был уверен. Например, роль Фетисова писалась специально под Георгия Буркова. «Какому ещё артисту можно было доверить такую непростую реплику, как: „Я за машину родину продал!“?» — спрашивал сам себя Рязанов.
Точно также в картине мог появиться, например, Олег Басилашвили — но не сложилось — его не удалось отпросить из театра, в котором он был ведущим актёром, занятым в большинстве спектаклей текущего репертуара.
Две версии одного Мягкова
Андрей Мягков тоже был вне конкуренции — он с Рязановым работал уже дважды — в «Иронии судьбы» и в «Служебном романе», его и открыл Рязанов — как раз после «Иронии...» Олег Ефремов позвал Мягкова в МХАТ и сделал там звездой. И вдруг в их третьем совместном фильме актёру достаётся «немой» персонаж, который вынужден всё время молчать. Причин такого подхода сейчас уже и не разобрать — а сам Рязанов путался в показаниях: то ли сам забыл, то ли старался выдумать версию поинтереснее для очередной встречи со зрителями. По одной версии это было испытание для актёрских талантов Мягкова: мол, зрителей ты уже покорил, а теперь попробуй сыграть без своего самого сильного «средства выразительности».
Другая версия не такая романтичная, хотя в ней задействована поэзия. Во время работы над «Служебным романом» текст для одной из песен — «У природы нет плохой погоды...» — Рязанов сочинил сам, но выдал стихи за творчество английского поэта конца XVIII — начала XIX века Уильяма Блейка. Все — в том числе и композитор Андрей Петров — в это безоговорочно поверили и стихотворение похвалили. Лишь Мягков недовольно пробурчал, что нужно что-то «повыразительнее».
«За отсутствие интуиции он был наказан. В следующем фильме, „Гараж“, я предложил ему „немую“ роль — роль человека, потерявшего голос. Надеюсь, в следующий раз он будет подогадливее...» — писал Рязанов.
Какую именно версию принимать на веру — неизвестно; скорее всего, первую, но и вторую исключать нельзя. Сам Мягков, похоже, на Рязанова не обиделся — и спустя четыре года сыграл в его фильме «Жестокий романс». К тому же и Рязанов «Гараже» пошёл навстречу Мягкову — по его просьбе он дал роль «блатного» члена кооператива и директора рынка супруге актёра, актрисе Анастасии Вознесенской.
Вовсе не старый хлам
«Гараж» Рязанов снял за 24 рабочих дня — срок очень короткий для такой работы, но другого выхода у него не было. Дело в том, что после подбора актёров ему пришлось обходить худруков московских театров и упрашивать их отпустить актёров на полтора месяца. Как писал Рязанов, он «уговаривал, уламывал, упрашивал, заискивал, обещал». В большинстве театров ему пошли навстречу.
Сам фильм снимался тремя камерами — и актёры не знали, план с какой из них войдёт в фильм. По мнению Рязанова, это помогло избежать «театральных переборов», сделать картину более приближенной к жизни. Фильм был закончен летом 1979-го, а потом началась сдача...
Приёмка в Госкино прошла буквально с лёту. Правки были, но несерьёзные — попросили кое-что переозвучить. Например, героиня Ии Саввиной вместо «звонили из высокой организации» должна была сказать «из весомой организации».
Рязанов потом узнал, с чем это было связано — в Госкино решили откликнуться на речь Брежнева во время очередного пленума ЦК КПСС, на котором тот призвал нещадно критиковать недостатки. Такое тогда было в порядке вещей — партия сказала, творческие организации тут же отчитались о выполнении. Но вскоре после этого начались проблемы.
Из уже утвержденной картины хотели выбросить то один кусок, то другой — причём без «настоятельных рекомендаций». Рязанов вспоминал, что в какой-то момент даже приостановили печать тиража — видимо, в надежде, что режиссёр всё же пойдет на уступки и уберёт из фильма самые острые моменты. Это не было правилом — например, МИД по распоряжению Андрея Громыко выписал под собственные нужды сразу 120 копий «Гаража». А вот в Украинской ССР фильм вызвал настолько серьёзное негодование у руководства, что его не выпустили в прокат даже после того, как всё было согласовано и утверждено на союзном уровне. В итоге зрители из Харькова, например, ездили смотреть «Гараж» в Белгород — и писали режиссёру письма, чтобы он предпринял хоть что-то. Но сделать так ничего и не удалось.
Мало того — картину старались не показывать и в центральных кинотеатрах Москвы, где афиши фильма могли попасть на глаза партийным функционерам. Рязанову это живо напомнило ситуацию 18-летней давности с «Человек ниоткуда» и Сусловым.
В прокат «Гараж» вышел 10 марта 1980 года. Хитом он, разумеется не стал — 28,5 млн зрителей по итогам года и 17 место в общем рейтинге. Но в тот год в кинотеатрах царили «Пираты XX века» и «Москва слезам не верит», «Экипаж» и «Петровка, 38» — куда до них скромной сатирической комедии. Но Рязанов остался доволен своей работой как режиссёра. Огорчало его другое.
Много позже, уже в середине 90-х, он пересмотрел фильм — и понял, что «Гараж» вовсе не устарел, а его сатирический заряд остался на прежнем уровне. Рязанов признавался, что как гражданину ему было бы более лестно, если бы его сатира превратилась в «старый хлам» и перестала бы быть актуальной.

Пожар, забвение, болезнь. 5 красавиц-актрис СССР, которые погибли молодыми
«Сделать вид, что она не злодейка». Ирина Алферова могла бы сыграть Миледи
Кто стал победителем кинопремии BAFTA в 2025 году?
«Болконским швыряется!» Чем запомнился народный артист СССР Олег Стриженов
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть