Археологи регулярно становились героями фильмов — правда, чаще всего они становились виновникам страшных событий, с которыми вынуждены были справляться другие люди. Но и о самой профессии, которая подарила человечеству замечательные находки вроде «Золота Шлимана» или мумии Тутанхамона, киношники не забывали. Так что придуманный Джорджем Лукасом образ — университетский профессор, который регулярно выходит из пыльных кабинетов, чтобы добыть очередной ценный артефакт — упал на уже хорошо удобренную почву. Кроме того, вмешались «Звездные войны» и киносага про Джеймса Бонда.
Бонд без шпионов
Как и во многих случаях, от задумки до реализации прошло очень много лет. В 1973 году мало кому известный Лукас, который только что снял «Американское граффити», размышлял над своим следующим проектом. Ему хотелось снять фильм категории «B», похожие на киносериалы 1930-40-х годов вроде «Бака Роджерса» или вестернов про Зорро, и в эту концепцию хорошо легла история про удачливого археолога; первоначально тот носил имя Индиана Смит. Правда, дальше идеи дело не пошло; Лукас увлекся космической тематикой, пытался выкупить права на космооперу «Флэш Городон», не преуспел — и в итоге придумал собственные «Звездные войны». Этот амбициозный проект был реализован первым — и в случае провала мог поставить крест на будущем Лукаса. В мае 1977-го, незадолго до премьеры «Новой надежды», он уехал на Гавайи, чтобы отвлечься от тревожных ожиданий, а заодно позвал с собой Стивена Спилберга, который не так давно прославился с «Челюстями» и уже почти доделал «Близкие контакты третьей степени». Спилберг раздумывал над Джеймсом Бондом — ему предлагали снять один из фильмов этой серии. Но Лукас предложил другу нечто получше — того же Бонда, только без шпионов. Ну почти без шпионов.
Спилберг или Кауфман
Лукас и до встречи со Спилбергом раздумывал над своей давней идеей, которая окончательно оформилась при помощи режиссера Филипа Кауфмана («Вторжение похитителей тел», «Невыносимая лёгкость бытия»). Именно Кауфман предложил убрать из Индианы некоторые «бондовские» черты — например, тот мог бы стать завсегдатаем ночных клубов и любителем женщин, — и именно он подсказал сюжет с поисками Ковчега Завета, а также нацистами, разыскивающими древние реликвии. Кауфман мог бы стать и режиссером этого проекта, но не смог. Вместо него эту роль взял на себя Спилберг.
Спорный археолог
В принципе, Индиана Джонс — весьма спорный археолог. Его подвиги на экране смотрятся эффектно, но вот результативность у него низкая; впрочем, тот же Ковчег в итоге оказался на гигантском правительственном складе и, возможно, пропал не бесследно. Но прообразами Индианы Джонса (смена фамилии — уже заслуга Спилберга) называются ведущие археологи, оставившие заметный след в развитии исторической науки — Хайрам Бингем (нашел город инков Мачу-Пикчу), Рой Чепмен Эндрюс (путешествовал по Монголии и пустыне Гоби), Леонард Вулли (раскапывал древности Ближнего Востока и Египта). Иногда одним из прототипов Джонса считают и немецкого археолога и штурмбаннфюрера СС Отто Рана, который работал в организации Аненербе и разрабатывал различные теории (в том числе связанные с Граалем). Впрочем, сам Лукас ничего об этом не говорил, хотя связь приключений Индианы Джонса и деятельностью Аненербе просматривается во всех фильмах франшизы. Правда, в фильмах они находятся по разные стороны баррикад.
Немного от «Звездных войн»
«Зеленый свет» для фильма про «Индиану Джонса» включился после грандиозного успеха «Звездных войн». «Новая надежда» и сейчас остается весьма кассовым фильмом, а по меркам 70-х это был блокбастер с невероятной выручкой (тогда это было $775 млн, в сегодняшнх деньгах — примерно $2,5 млрд). Так что определенный кредит доверия у Джорджа Лукаса был; про Спилберга и говорить нечего — после «Челюстей» ему можно было всё, и даже не очень удачный фильм «1941» ситуацию не изменил. Впрочем, даже таким покорителям кассовых вершин пришлось походить по студиям в поисках тех, кто решится ещё на один эксперимент. Согласилась кинокомпания Paramount Pictures, которая воспользовалась ситуацией и заказала сразу четыре продолжения. Ну а с остальным помогли «Звездные войны». Так, сценарий писал Лоуренс Кэздан (автор сценария пятого и шестого эпизодов космической саги), а на главную роль позвали сыгравшего Хана Соло актера Харрисона Форда.
В американский прокат «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» вышел 12 июня 1981-го. Тот год считался не слишком удачным — стоимость производства фильмов росла, а выручка падала; фаворитом тогда считался «Супермен II» — вторая часть кинокомикса с Кристофером Ривом. В принципе, опасения поначалу оправдывались. В свой первый уикенд «Потерянный ковчег» легко занял 1-е место в бокс-офисе США, но уже через неделю уступил второму «Супермену»; они так и шли рядом несколько недель, но уже через полтора месяца «Ковчег» вернулся в лидеры. И итоговый счет оказался именно в пользу фильма Спилберга и Лукаса — он заработал в мировой прокате $390 млн, а «Супермен II» — лишь $190 млн. Успех был однозначным.
Что было дальше
Образ археолога в кожаной крутке, шляпе и с хлыстом подошел Харрисону Форду так же хорошо, как и образ космического контрабандиста Хана Соло; впрочем, его карьера уже развивалась независимо от этих двух персонажей, хотя далеко от них он отходить не мог по условиям контрактов. Со «Звездными войнами» всё понятно — Форд снялся и в седьмом эпизоде, который вышел в 2015-м. А вот обещанные Paramount четыре продолжения пришлось делать очень долго.
В 1984-м был выпущен приквел к «Ковчегу» — «Индиана Джонс и храм судьбы»; в 1988-м — сиквел «Последний крестовый поход». Затем был сериал про молодые годы Индианы Джонса, в котором Форда не было, но уже в новом веке, в 2008-м, появилась четвертая часть с его участием — «Королевство хрустального черепа». Ну а сейчас ожидается выход пятого фильма — её премьера запланирована на июль 2022 года. И в нем, видимо, зрители увидят Индиану Джонса в последний раз.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть