598

Человек-постоянство. Женщина и театр, которым Игорь Кваша хранил верность

"Аргументы и факты" в Беларуси № 8. Ремни опасности 21/02/2023
«Он был очень обаятельный, а главное - умный, этим и покорил меня...»
«Он был очень обаятельный, а главное - умный, этим и покорил меня...» Public domain

Советский актер Игорь Кваша вошел бы в историю уже благодаря тому, что стоял у истоков знаменитого театра «Современник». А еще на его счету больше сотни ролей в кино и театральных спектаклях. Но для многих телезрителей Кваша - в первую очередь ведущий передачи «Жди меня», которой он посвятил почти 14 лет. Артист вообще отличался редким постоянством в жизни.

Личная боль

В программе «Жди меня» Кваша каждую историю (а их были тысячи и десятки тысяч!) пропускал через себя. Во время съемок он пытался скрывать слезы, просил операторов не показывать его в такие моменты крупным планом. Актер все принимал близко к сердцу и даже, бывало, вообще подумывал уйти с телевидения.

Одной из причин таких переживаний была личная боль, которую Игорь Владимирович носил в себе всю жизнь. Актер помог множеству людей найти близких спустя многие годы после войны, а ведь всю жизнь мечтал узнать, что случилось с его отцом, которого он не видел с девяти лет…

Когда началась Великая Отечественная война, Кваша-старший ушел на фронт добровольцем и в 1942 году пропал без вести. Игорь и сам пытался бежать на фронт вместе с друзьями - ему казалось, что там, на передовой, он наконец узнает, что стало с отцом. Но мальчишек отыскали и вернули домой, и до конца жизни Игорь Владимирович так и не узнал, как погиб его отец. Знала об этом его мать - ей сообщили в 1945-м. Знала жена Кваши - от свекрови. Но самого Игоря женщины предпочли не травмировать правдой.

Ведя передачу «Жди меня», Игорь Владимирович надеялся, что кто-нибудь из тех, кто воевал вместе с отцом, откликнется. Но не дождался…

Самый модный театр

В тяжелое послевоенное время юный Кваша примерным поведением не отличался - он шатался по улицам, прогуливал уроки. Чтобы направить сына на правильный путь, мама начала водить его в театр. Решение оказалось удачным: искусство не просто заинтересовало подростка - отныне он грезил сценой.

Юноша начал с драмкружков, а затем поступил в школу-студию МХАТ. Там Кваша познакомился с Олегом Ефремовым, и вместе артисты решили создать новый театр - и их детище, «Современник», стало самой модной сценой в столице. В кино Кваша в основном играл роли второго плана, особенно яркими получались у него комедийные герои - всенародную любовь ему принесли бургомистр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен» и пастор из «Человека с бульвара Капуцинов». За всю жизнь Кваша снялся в 80 фильмах - их могло быть и больше, но сам он называл себя человеком театра, а не кино.

Праздник и будни

В «Современнике» актер провел всю жизнь - он был занят почти во всех спектаклях и сыграл около 50 ролей. В труппу театра вошла и Светлана Мизери - первая жена Кваши и по совместительству первая любовь, с которой он познакомился еще в школьные годы. Светлана с детства мечтала стать актрисой - в пятом классе она вместе с Квашой, своим соседом, отправилась записываться в театральный кружок в Доме пионеров.

Уже во время занятий между Мизери и Квашой возникла взаимная симпатия. На пороге 16-летия Игорь явился в дом к возлюбленной и попросил у родителей ее руки. Конечно, тогда пожениться юным влюбленным не разрешили, а посоветовали дождаться совершеннолетия. Что они и сделали.

Вместе они поступили в Школу-студию МХАТ, а на первом курсе сыграли свадьбу. Но, как оказалось, молодые люди совсем не подходили друг другу. Личная жизнь для Кваши была на втором плане - на первый он всегда ставил театр и друзей. В их доме постоянно бывали гости, а Светлана, любившая тишину, не хотела жить в атмосфере бесконечного праздника. Она даже несколько раз уходила от мужа, но неизменно возвращалась назад. А спустя год после женитьбы супруги все-таки поняли, что не могут быть вместе, и подали на развод.

Некоторое время актеры продолжали выступать вместе в «Современнике». Но через два года Светлана ушла из труппы, и с тех пор они с бывшим мужем почти не виделись. Кваша же прослужил в театре до конца жизни.

Одна из самых «народных» ролей - тот самый бургомистр из «Того самого Мюнхгаузена» (1980).
Одна из самых «народных» ролей - тот самый бургомистр из «Того самого Мюнхгаузена» (1980). Фото: Public domain

 

Чужая фамилия

Со второй женой Игоря Владимировича свела близкая подруга - еще одна «современница», впоследствии главный режиссер и худрук театра Галина Волчек. Она относилась к коллеге как к брату и часто пыталась подыскать ему «невесту». Однажды Волчек попросила Игоря навестить ее на съемках в Коктебеле - туда же должна была приехать на отдых подруга Волчек Татьяна Путиевская. Роль свахи, как и все прочие, отлично удалась Галине Борисовне.

Игорю понравилась симпатичная студентка мединститута, да и Татьяна была очарована молодым актером. «Он был очень обаятельный, а главное - умный, этим и покорил меня, - вспоминала Татьяна. - Я сразу и не поняла, что он еще хорош собой, не разглядела его ярко-голубых глаз...»

Возвращаясь на поезде домой, на каждой станции девушка получала трогательную телеграмму от влюбленного Игоря. В Москве он встретил ее на вокзале и, недолго думая, прямо в метро сделал предложение. Татьяна согласилась и не прогадала - супруги прожили вместе 55 лет и воспитали сына Владимира, который по примеру матери стал медиком.

А вот страсть к курению, к которому Кваша пристрастился еще в детстве, семья побороть не смогла. Сначала Татьяна не захотела брать фамилию супруга, сославшись на то, что пациенты не поймут, кто это - Кваша: это мужчина или женщина. Но позже, поняв, что иначе с вредной привычкой Игоря Владимировича не справиться, пообещала: «Бросишь курить - возьму твою фамилию». Не помогло и это.

Актер говорил, что у него было четыре большие любви: «Современник», Татьяна, кино и «Жди меня». Но работать становилось все труднее из-за болезни легких. Съемки и спектакли приходилось отменять, а самому Кваше - ложиться в больницу. В последние годы жизни, когда артист уже был тяжело болен, Татьяна неизменно находилась рядом - не спала ночами, когда мужа душили приступы кашля, подносила ему таблетки и ингаляторы.

В последний раз Игоря Владимировича госпитализировали летом 2012 года. 30 августа стало известно о смерти 79-летнего артиста. После этого Путиевская сильно сдала: она не представляла себе жизни без любимого мужа. Пережила Татьяна Квашу всего на пару лет - ее не стало в 2015-м.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно