Советский актер Игорь Кваша вошел бы в историю уже благодаря тому, что стоял у истоков знаменитого театра «Современник». А еще на его счету больше сотни ролей в кино и театральных спектаклях. Но для многих телезрителей Кваша - в первую очередь ведущий передачи «Жди меня», которой он посвятил почти 14 лет. Артист вообще отличался редким постоянством в жизни.
Личная боль
В программе «Жди меня» Кваша каждую историю (а их были тысячи и десятки тысяч!) пропускал через себя. Во время съемок он пытался скрывать слезы, просил операторов не показывать его в такие моменты крупным планом. Актер все принимал близко к сердцу и даже, бывало, вообще подумывал уйти с телевидения.
Одной из причин таких переживаний была личная боль, которую Игорь Владимирович носил в себе всю жизнь. Актер помог множеству людей найти близких спустя многие годы после войны, а ведь всю жизнь мечтал узнать, что случилось с его отцом, которого он не видел с девяти лет…
Когда началась Великая Отечественная война, Кваша-старший ушел на фронт добровольцем и в 1942 году пропал без вести. Игорь и сам пытался бежать на фронт вместе с друзьями - ему казалось, что там, на передовой, он наконец узнает, что стало с отцом. Но мальчишек отыскали и вернули домой, и до конца жизни Игорь Владимирович так и не узнал, как погиб его отец. Знала об этом его мать - ей сообщили в 1945-м. Знала жена Кваши - от свекрови. Но самого Игоря женщины предпочли не травмировать правдой.
Ведя передачу «Жди меня», Игорь Владимирович надеялся, что кто-нибудь из тех, кто воевал вместе с отцом, откликнется. Но не дождался…
Самый модный театр
В тяжелое послевоенное время юный Кваша примерным поведением не отличался - он шатался по улицам, прогуливал уроки. Чтобы направить сына на правильный путь, мама начала водить его в театр. Решение оказалось удачным: искусство не просто заинтересовало подростка - отныне он грезил сценой.
Юноша начал с драмкружков, а затем поступил в школу-студию МХАТ. Там Кваша познакомился с Олегом Ефремовым, и вместе артисты решили создать новый театр - и их детище, «Современник», стало самой модной сценой в столице. В кино Кваша в основном играл роли второго плана, особенно яркими получались у него комедийные герои - всенародную любовь ему принесли бургомистр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен» и пастор из «Человека с бульвара Капуцинов». За всю жизнь Кваша снялся в 80 фильмах - их могло быть и больше, но сам он называл себя человеком театра, а не кино.
Праздник и будни
В «Современнике» актер провел всю жизнь - он был занят почти во всех спектаклях и сыграл около 50 ролей. В труппу театра вошла и Светлана Мизери - первая жена Кваши и по совместительству первая любовь, с которой он познакомился еще в школьные годы. Светлана с детства мечтала стать актрисой - в пятом классе она вместе с Квашой, своим соседом, отправилась записываться в театральный кружок в Доме пионеров.
Уже во время занятий между Мизери и Квашой возникла взаимная симпатия. На пороге 16-летия Игорь явился в дом к возлюбленной и попросил у родителей ее руки. Конечно, тогда пожениться юным влюбленным не разрешили, а посоветовали дождаться совершеннолетия. Что они и сделали.
Вместе они поступили в Школу-студию МХАТ, а на первом курсе сыграли свадьбу. Но, как оказалось, молодые люди совсем не подходили друг другу. Личная жизнь для Кваши была на втором плане - на первый он всегда ставил театр и друзей. В их доме постоянно бывали гости, а Светлана, любившая тишину, не хотела жить в атмосфере бесконечного праздника. Она даже несколько раз уходила от мужа, но неизменно возвращалась назад. А спустя год после женитьбы супруги все-таки поняли, что не могут быть вместе, и подали на развод.
Некоторое время актеры продолжали выступать вместе в «Современнике». Но через два года Светлана ушла из труппы, и с тех пор они с бывшим мужем почти не виделись. Кваша же прослужил в театре до конца жизни.
Чужая фамилия
Со второй женой Игоря Владимировича свела близкая подруга - еще одна «современница», впоследствии главный режиссер и худрук театра Галина Волчек. Она относилась к коллеге как к брату и часто пыталась подыскать ему «невесту». Однажды Волчек попросила Игоря навестить ее на съемках в Коктебеле - туда же должна была приехать на отдых подруга Волчек Татьяна Путиевская. Роль свахи, как и все прочие, отлично удалась Галине Борисовне.
Игорю понравилась симпатичная студентка мединститута, да и Татьяна была очарована молодым актером. «Он был очень обаятельный, а главное - умный, этим и покорил меня, - вспоминала Татьяна. - Я сразу и не поняла, что он еще хорош собой, не разглядела его ярко-голубых глаз...»
Возвращаясь на поезде домой, на каждой станции девушка получала трогательную телеграмму от влюбленного Игоря. В Москве он встретил ее на вокзале и, недолго думая, прямо в метро сделал предложение. Татьяна согласилась и не прогадала - супруги прожили вместе 55 лет и воспитали сына Владимира, который по примеру матери стал медиком.
А вот страсть к курению, к которому Кваша пристрастился еще в детстве, семья побороть не смогла. Сначала Татьяна не захотела брать фамилию супруга, сославшись на то, что пациенты не поймут, кто это - Кваша: это мужчина или женщина. Но позже, поняв, что иначе с вредной привычкой Игоря Владимировича не справиться, пообещала: «Бросишь курить - возьму твою фамилию». Не помогло и это.
Актер говорил, что у него было четыре большие любви: «Современник», Татьяна, кино и «Жди меня». Но работать становилось все труднее из-за болезни легких. Съемки и спектакли приходилось отменять, а самому Кваше - ложиться в больницу. В последние годы жизни, когда артист уже был тяжело болен, Татьяна неизменно находилась рядом - не спала ночами, когда мужа душили приступы кашля, подносила ему таблетки и ингаляторы.
В последний раз Игоря Владимировича госпитализировали летом 2012 года. 30 августа стало известно о смерти 79-летнего артиста. После этого Путиевская сильно сдала: она не представляла себе жизни без любимого мужа. Пережила Татьяна Квашу всего на пару лет - ее не стало в 2015-м.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть