Советский актер Игорь Кваша вошел бы в историю уже благодаря тому, что стоял у истоков знаменитого театра «Современник». А еще на его счету больше сотни ролей в кино и театральных спектаклях. Но для многих телезрителей Кваша - в первую очередь ведущий передачи «Жди меня», которой он посвятил почти 14 лет. Артист вообще отличался редким постоянством в жизни.
Личная боль
В программе «Жди меня» Кваша каждую историю (а их были тысячи и десятки тысяч!) пропускал через себя. Во время съемок он пытался скрывать слезы, просил операторов не показывать его в такие моменты крупным планом. Актер все принимал близко к сердцу и даже, бывало, вообще подумывал уйти с телевидения.
Одной из причин таких переживаний была личная боль, которую Игорь Владимирович носил в себе всю жизнь. Актер помог множеству людей найти близких спустя многие годы после войны, а ведь всю жизнь мечтал узнать, что случилось с его отцом, которого он не видел с девяти лет…
Когда началась Великая Отечественная война, Кваша-старший ушел на фронт добровольцем и в 1942 году пропал без вести. Игорь и сам пытался бежать на фронт вместе с друзьями - ему казалось, что там, на передовой, он наконец узнает, что стало с отцом. Но мальчишек отыскали и вернули домой, и до конца жизни Игорь Владимирович так и не узнал, как погиб его отец. Знала об этом его мать - ей сообщили в 1945-м. Знала жена Кваши - от свекрови. Но самого Игоря женщины предпочли не травмировать правдой.
Ведя передачу «Жди меня», Игорь Владимирович надеялся, что кто-нибудь из тех, кто воевал вместе с отцом, откликнется. Но не дождался…
Самый модный театр
В тяжелое послевоенное время юный Кваша примерным поведением не отличался - он шатался по улицам, прогуливал уроки. Чтобы направить сына на правильный путь, мама начала водить его в театр. Решение оказалось удачным: искусство не просто заинтересовало подростка - отныне он грезил сценой.
Юноша начал с драмкружков, а затем поступил в школу-студию МХАТ. Там Кваша познакомился с Олегом Ефремовым, и вместе артисты решили создать новый театр - и их детище, «Современник», стало самой модной сценой в столице. В кино Кваша в основном играл роли второго плана, особенно яркими получались у него комедийные герои - всенародную любовь ему принесли бургомистр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен» и пастор из «Человека с бульвара Капуцинов». За всю жизнь Кваша снялся в 80 фильмах - их могло быть и больше, но сам он называл себя человеком театра, а не кино.
Праздник и будни
В «Современнике» актер провел всю жизнь - он был занят почти во всех спектаклях и сыграл около 50 ролей. В труппу театра вошла и Светлана Мизери - первая жена Кваши и по совместительству первая любовь, с которой он познакомился еще в школьные годы. Светлана с детства мечтала стать актрисой - в пятом классе она вместе с Квашой, своим соседом, отправилась записываться в театральный кружок в Доме пионеров.
Уже во время занятий между Мизери и Квашой возникла взаимная симпатия. На пороге 16-летия Игорь явился в дом к возлюбленной и попросил у родителей ее руки. Конечно, тогда пожениться юным влюбленным не разрешили, а посоветовали дождаться совершеннолетия. Что они и сделали.
Вместе они поступили в Школу-студию МХАТ, а на первом курсе сыграли свадьбу. Но, как оказалось, молодые люди совсем не подходили друг другу. Личная жизнь для Кваши была на втором плане - на первый он всегда ставил театр и друзей. В их доме постоянно бывали гости, а Светлана, любившая тишину, не хотела жить в атмосфере бесконечного праздника. Она даже несколько раз уходила от мужа, но неизменно возвращалась назад. А спустя год после женитьбы супруги все-таки поняли, что не могут быть вместе, и подали на развод.
Некоторое время актеры продолжали выступать вместе в «Современнике». Но через два года Светлана ушла из труппы, и с тех пор они с бывшим мужем почти не виделись. Кваша же прослужил в театре до конца жизни.
Чужая фамилия
Со второй женой Игоря Владимировича свела близкая подруга - еще одна «современница», впоследствии главный режиссер и худрук театра Галина Волчек. Она относилась к коллеге как к брату и часто пыталась подыскать ему «невесту». Однажды Волчек попросила Игоря навестить ее на съемках в Коктебеле - туда же должна была приехать на отдых подруга Волчек Татьяна Путиевская. Роль свахи, как и все прочие, отлично удалась Галине Борисовне.
Игорю понравилась симпатичная студентка мединститута, да и Татьяна была очарована молодым актером. «Он был очень обаятельный, а главное - умный, этим и покорил меня, - вспоминала Татьяна. - Я сразу и не поняла, что он еще хорош собой, не разглядела его ярко-голубых глаз...»
Возвращаясь на поезде домой, на каждой станции девушка получала трогательную телеграмму от влюбленного Игоря. В Москве он встретил ее на вокзале и, недолго думая, прямо в метро сделал предложение. Татьяна согласилась и не прогадала - супруги прожили вместе 55 лет и воспитали сына Владимира, который по примеру матери стал медиком.
А вот страсть к курению, к которому Кваша пристрастился еще в детстве, семья побороть не смогла. Сначала Татьяна не захотела брать фамилию супруга, сославшись на то, что пациенты не поймут, кто это - Кваша: это мужчина или женщина. Но позже, поняв, что иначе с вредной привычкой Игоря Владимировича не справиться, пообещала: «Бросишь курить - возьму твою фамилию». Не помогло и это.
Актер говорил, что у него было четыре большие любви: «Современник», Татьяна, кино и «Жди меня». Но работать становилось все труднее из-за болезни легких. Съемки и спектакли приходилось отменять, а самому Кваше - ложиться в больницу. В последние годы жизни, когда артист уже был тяжело болен, Татьяна неизменно находилась рядом - не спала ночами, когда мужа душили приступы кашля, подносила ему таблетки и ингаляторы.
В последний раз Игоря Владимировича госпитализировали летом 2012 года. 30 августа стало известно о смерти 79-летнего артиста. После этого Путиевская сильно сдала: она не представляла себе жизни без любимого мужа. Пережила Татьяна Квашу всего на пару лет - ее не стало в 2015-м.

Идеальное попадание. Месси не только великий футболист, но и семьянин
Хулиган, романтик. Экранный «плохиш» и убежденный семьянин Вадим Спиридонов
Сердце напоказ. Прощай, Джина Лоллобриджида - легендарная и счастливая
Простить не смогла, потом жалела. История первой любви Владимира Высоцкого
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть