4 года назад не стало народной артистки СССР Галины Волчек. В этом году ей могло бы исполниться 90 лет…
Отец Галины Волчек — известный кинорежиссёр Борис Волчек, оператор фильмов «Пышка», «Ленин в Октябре», «Убийство на улице Данте». Мать — сценарист Вера Маймина. Когда Галине исполнилось 13 лет, родители приняли решение расстаться и спросили, с кем она хотела бы жить после развода. Она выбрала папу – по ее признанию, «человека очень мягкого и доброго».
После школы Волчек поступила в Школу-студию МХАТ, успешно окончила её и могла бы, наверное, выбрать стандартную для молодой актрисы дорогу — играть в театре, сниматься в кино. Но она пошла другим путем — как и несколько её однокурсников и преподаватель. Вместе с Олегом Ефремовым, Олегом Табаковым, Евгением Евстигнеевым, Игорем Квашой и другими выпускниками она приняла участие в создании театра-студии молодого актера. Через несколько лет этот театр получил имя «Современник» и прогремел на весь СССР.
Первой ролью Волчек была Нюрка в спектакле «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова — первом спектакле нового театра. Потом были другие роли… А в начале 60-х Галина Борисовна пробует свои силы в режиссуре — её дебютом был спектакль «Двое на качелях» по Гибсону.
В кино Галина Волчек снималась редко, хотя в целом её фильмография включает около тридцати картин. Но в основном это эпизодические роли, сыгранные ею в 1960-е и 1970-е годы. Например, она была покупательницей магнитофона в комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», Волчицей в музыкальной сказке Леонида Нечаева «Про Красную Шапочку» и Дюймовочкой в «Осеннем марафоне» Георгия Данелии.
При этом часть картин, в которых снималась Волчек (и все, которые она поставила как режиссер), — это фильмы-спектакли, телевизионные адаптации спектаклей «Современника». Театр оставался для неё главным делом всей жизни — причем тот театр, в создании которого она принимала непосредственное участие и с которым жила на протяжении всей своей карьеры.
Театр – не газета
Полтора десятка лет — с середины 1950-х и до конца 1960-х — ушло на то, чтобы создать сложившийся художественный организм. Но едва он был создан — с устоявшимся репертуаром и уникальным актерским коллективом — ушел в МХАТ художественный руководитель Олег Ефремов, к тому же забрав с собой ведущих актеров.
Театр собирались закрывать, а театральная пресса писала о том, что историческая миссия «Современника» исчерпана. Но это оказалось далеко от действительного положения дел: в 1972 году коллектив выбрал нового худрука — им стала Галина Волчек, а в театр пришли новые актеры — Марина Неёлова, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Авангард Леонтьев. И уже в 1973 году состоялась новая громкая премьера — спектакль по пьесе Чингиза Айтматова и Калтая Мухамеджанова «Восхождение на Фудзияму». Потом был «Эшелон» по пьесе Михаила Рощина, тоже поставленный Галиной Волчек, и множество других спектаклей…
Правда, уже в новом веке снова начались разговоры, что «Современник» уже не тот и не соответствует своему названию — мол, в репертуаре театра много классических произведений и мало пьес современных авторов.
«Театр не может быть просто калькой с жизни. Театр – не газета, которая пишет о последних происшествиях. Перед театром стоят совершенно другие задачи, более глобальные, глубинные, — отвечала на это Галина Волчек в интервью «АиФ». — Когда ставится классика, вы всё равно говорите с современником о современном. Это вечные темы — любовь, дружба, чувство долга, предательство... Эти проблемы всегда будут интересны и важны для зрителя».
«Больно видеть!»
Галина Борисовна трепетно относилась к своей актерской семье. Но не могла простить актерам, когда они меняли театр на сериалы и кино. Однажды на сборе труппы режиссёр с гневом обрушилась на тех артистов, которые нарушают график репетиций из-за съёмок: «Вас покупают по дешевке, и мне больно это видеть! А в это время ваш родной дом, ваш театр вынужден вертеться волчком... И ладно бы вы за искусством туда шли. Так нет же: просто за рублём. А имя потом не восстановишь, репутацию достойного актера не вернешь».
А еще она никому не прощала предательства – и мужу не смогла. И артистам. Однажды руководство театра вынуждено было отменить спектакль: один из исполнителей взял бюллетень, а замены на эту роль не было. Зрители, сдавая билеты, очень возмущались. Потом в театре узнали, что в этот же вечер актёр на соседней улице играл в антрепризе. Наутро его в труппе театра уже не было.
Что касается мужа – знаменитого актера Евгения Евстигнеева – то, когда их сыну Денису было два года и восемь месяцев, Галина Борисовна узнала о том, что Евгений Александрович ей неверен. Несмотря на то что Евстигнеев был прекрасным отцом, для Волчек существование по двойным стандартам было неприемлемо. «Женя порой хлопотал над Денисом больше, чем я, — рассказывала в одном интервью Волчек. — Ночами подходил к кроватке и прислушивался к дыханию малыша. Каждый день приносил ему воздушный шарик: другие игрушки стоили дорого. И все-таки однажды я сказала мужу фразу, которая поставила точку в нашей семейной жизни: «Если у тебя хватило мужества предать меня, то почему не хватает в этом признаться?»
Она тяжело пережила развод. А много лет спустя Евстигнеев сказал ей: «Со своим максимализмом ты испортила мне жизнь».
…Галина Волчек скончалась на 87-м году жизни в больнице. Предварительной причиной смерти художественного руководителя театра «Современник» стал отек головного мозга и легких.
В ТЕМУ
Дружеские отношения связывали Галину Волчек и основателя «Аргументов и фактов» Владислава Старкова. Как-то режиссер призналась своему другу: «Я всегда уезжаю на свой день рождения куда-нибудь». Старков пытался уговорить Галину Борисовну остаться, но она ответила: «Ни в коем случае». Села в самолёт с подругой. Вдруг ее кто-то трогает за плечо. Она обернулась, а там Владислав Андреевич. Она спросила у него: «Как это?!» Он: «Лечу на несколько дней в Париж. У меня там дела и ваш день рождения». «Помощница Старкова в Париже по моей просьбе нашла восхитительный, но недорогой, как я и хотела, ресторанчик около Елисейских полей, который только что был отремонтирован в стиле ар-деко, - делилась Галина Волчек. – Мы с Владиславом Андреевичем говорили на самые разные темы, в том числе о парфюмерии и моде. Не о брендах, как вы понимаете, а об идеологии, насколько и то, и другое меняет мир. Я с ним иногда и советовалась даже на эти женские темы. Сказала ему, что мне посоветовали духи «Анник Гуталь», которые только-только вышли в Париже. Надо ли говорить, что, когда мы собрались в парижском ресторане для празднования моего дня рождения, этот замечательный парфюм был у Владислава Андреевича в руках».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть