«Самая обаятельная нечистая сила» - таким титулом наградили юные зрители актера Георгия Милляра, главную и незаменимую Бабу-ягу Советского Союза. Впрочем, он успел переиграть, кажется, вообще всех чертей, кикимор и водяных в детском кино - и они неизменно получались у него «на лицо ужасными, добрыми внутри». Такими, что не любить их просто невозможно.
Золушка по случаю
Глядя на Милляра в «злодейском» образе, никогда не догадаешься о его дворянском, да еще и иностранном, происхождении. Отец будущего артиста, француз де Милье, приехал в Россию работать инженером-мостостроителем. Здесь и женился - на дочери золотопромышленника. Георгий рос в окружении нянек и гувернанток, которые преподавали ему иностранные языки и прививали любовь к театру. Правда, с богатством семье после революции пришлось распрощаться: их загородный дом забрали, а роскошную квартиру превратили в «коммуналку» - бывшим владельцам выделили лишь небольшую комнатку.
Школу Георгий окончил в Геленджике и там же устроился в театр. Но не актером, как мечтал, а бутафором. Впрочем, на местной сцене и дебютировал. Волею случая: накануне спектакля неожиданно заболела исполнительница роли Золушки. Руководство театра хотело отменить постановку, но выручил Милляр: в тот вечер публика, не заметив подвоха, горячо аплодировала 17-летнему юноше, переодетому в женское платье.
Спустя несколько лет Милляр (от аристократической фамилии он отказался) переехал в Москву и поступил в студию при нынешнем Театре имени Маяковского, но к тому времени, «переболев» театром, уже успел переключиться на кинематограф.

Мечты о Цезаре
От работы в кадре Милляр получал громадное удовольствие и всегда выкладывался на совесть - неважно, была ли это большая роль в сказке Александра Роу или крохотный эпизодик в фильме, где его фамилия даже не указывалась в титрах. Правда, каждый раз он очень волновался - из-за этого даже провалил первые пробы у того же Роу. Впрочем, это не помешало режиссеру предложить актеру роль царя Гороха в картине «По щучьему веленью» - с этой ленты и началось многолетнее сотрудничество двоих главных советских сказочников.
Конечно, Георгий Францевич снимался и во взрослых фильмах: «Кавказской пленнице» Гайдая, «Войне и мире» и «Судьбе человека» Бондарчука, «Кин-дза-дза!» Данелии и многих других. Но именно роли сказочных злодеев вроде Бабы-яги сделали его поистине народным артистом - не только по званию, но и по сути. В отличие от многих других актеров, которые тяготились однотипным амплуа, Георгий Францевич никогда не скрывал, что ему нравится играть в сказках: «Эти образы - моя стихия, моя привязанность», - говорил он. Хотя иногда все же признавался, что не прочь сыграть и «серьезного» персонажа: «Слепить характер сильный, острый, самобытный. Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов - вот о чем я, грешный, мечтаю».

Женитьба по соседству
Впрочем, ролей Милляр никогда не выпрашивал - как и вообще ничего и ни у кого: в актерской среде его скромность вошла в легенду. К примеру, две трети жизни он обитал в «коммуналке» вместе с матерью. Правда, говорили, что еще в молодости Георгий женился на очаровательной актрисе - которая, к сожалению, симпатизировала не только Милляру. Семья распалась в тот самый момент, когда супруга сообщила Георгию о своей беременности. Но актер по состоянию здоровья не мог иметь детей и знал об этом - поэтому попросту посоветовал жене растить ребенка с родным отцом.
Фактически у артиста был всего один брак: в 65-летнем возрасте он посватался к соседке-вдове Марии Васильевне. Версий их знакомства несколько. «С Марией Васильевной он познакомился при достаточно странных обстоятельствах, - рассказывал актер Юрий Сорокин. - Он жил с ней по соседству и порой, возвращаясь домой, по ошибке забредал не в ту комнату». Звучало и другое объяснение: Милляр был настолько беспомощен в быту, что после смерти матери Роу буквально заставил его жениться.
Сам же Милляр любил рассказывать иную историю. Когда он пришел к Марии с предложением руки и сердца, та растерялась: «Ну что вы, Георгий Францевич, мне уже не нужны мужчины…» - «А я и не мужчина, - парировал тот. - Я Баба-яга».
Свадьбу сыграли прямо на площадке, во время работы над фильмом «Варвара-краса, длинная коса»: съемочная группа накрыла столы на берегу Москвы-реки, а вокруг молодоженов водили хороводы и плясали загримированные актеры. Георгий Францевич и Мария Васильевна прожили вместе почти четверть века. Как говорили знакомые, душа в душу: Милляр называл супругу «Манечкой» и «лапочкой», а самым «страшным» ругательством в ее адрес было: «Ну, Маня, ты меня достала!»
Она же опекала мужа и помогала ему переносить годы забвения: сниматься Милляра почти не звали, а звание народного артиста дали только в 85 лет - за четыре года до смерти.
4 июня 1993 года Георгий Францевич ушел из жизни. После его смерти в личных вещах нашли листки бумаги с последними стихами:
…А, наверное, было бы здорово
Под финал, под конец пути
Напоследок сыграть Суворова
И тогда уж спокойно уйти…
Злодейские превращения
Георгий Францевич сыграл в общей сложности в 126 картинах. Но, безусловно, в зрительской памяти остался благодаря «злодейским ролям» в сказках легендарного режиссера Александра Роу. Причем артист в 16 лентах мастера умудрился сыграть 30 ролей.
Приступая к работе над следующей после «По щучьему веленью» лентой «Василиса Прекрасная», Роу, не раздумывая, пригласил Милляра на роли гусляра и старика отца. А вот кого позвать сыграть злодейку Бабу-ягу, режиссер не знал. После многих проб, в том числе и легендарной Фаины Раневской, на роль так никто и не был утвержден. Роу решил посоветоваться насчет подходящей артистки с Милляром. «Не женская это роль, - прокомментировал Георгий Францевич. - Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется - она тут же реснички себе подрисует. А я все стерплю».
Роу поначалу сомневался в затее актера - но она более чем удалась: гримеры так постарались, перевоплощая Милляра в Бабу-ягу, что дети из массовых сцен, увидев артиста в гриме, пугались, плакали и убегали с площадки. А критики после выхода ленты на экраны никак не могли узнать в Яге «талантливую актрису» - в титрах Георгия Францевича даже не указали как исполнителя этой роли.
С годами Милляр стал главной Бабой-ягой советского кино, сыграв злодейку порядка десяти раз. Но всегда старался сделать этот образ новым и никогда не повторялся. Со временем его героиня из врага светлых сил превратилась в милую старушку-сплетницу, измученную радикулитом и не лишенную человеческих слабостей. Сам Георгий Францевич так говорил о трансформации своего любимого персонажа: «В «Василисе Прекрасной» моя бабуля - такая дачница с повязочкой на голове, а в «Морозко» она уже подряхла, ослабла, да и радикулит ее, бедную, замучил. Обильный материал для Бабы-яги мне дала соседка по «коммуналке». Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить. А в Ялте я старушку увидел - коз пасла на Чайной горке. Сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка...»
Гений чистой темноты. Где «зарыта собака» вдохновения Фридерика Шопена
Счастливый билетик. Как Иннокентий Смоктуновский «вытянул соломинку»
«Если любишь – забирай». Зинаида Кириенко – о том, как нашла мужа
Принцы из «бальной книжки». История любви Людмилы Сенчиной
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть