«Самая обаятельная нечистая сила» - таким титулом наградили юные зрители актера Георгия Милляра, главную и незаменимую Бабу-ягу Советского Союза. Впрочем, он успел переиграть, кажется, вообще всех чертей, кикимор и водяных в детском кино - и они неизменно получались у него «на лицо ужасными, добрыми внутри». Такими, что не любить их просто невозможно.
Золушка по случаю
Глядя на Милляра в «злодейском» образе, никогда не догадаешься о его дворянском, да еще и иностранном, происхождении. Отец будущего артиста, француз де Милье, приехал в Россию работать инженером-мостостроителем. Здесь и женился - на дочери золотопромышленника. Георгий рос в окружении нянек и гувернанток, которые преподавали ему иностранные языки и прививали любовь к театру. Правда, с богатством семье после революции пришлось распрощаться: их загородный дом забрали, а роскошную квартиру превратили в «коммуналку» - бывшим владельцам выделили лишь небольшую комнатку.
Школу Георгий окончил в Геленджике и там же устроился в театр. Но не актером, как мечтал, а бутафором. Впрочем, на местной сцене и дебютировал. Волею случая: накануне спектакля неожиданно заболела исполнительница роли Золушки. Руководство театра хотело отменить постановку, но выручил Милляр: в тот вечер публика, не заметив подвоха, горячо аплодировала 17-летнему юноше, переодетому в женское платье.
Спустя несколько лет Милляр (от аристократической фамилии он отказался) переехал в Москву и поступил в студию при нынешнем Театре имени Маяковского, но к тому времени, «переболев» театром, уже успел переключиться на кинематограф.
Мечты о Цезаре
От работы в кадре Милляр получал громадное удовольствие и всегда выкладывался на совесть - неважно, была ли это большая роль в сказке Александра Роу или крохотный эпизодик в фильме, где его фамилия даже не указывалась в титрах. Правда, каждый раз он очень волновался - из-за этого даже провалил первые пробы у того же Роу. Впрочем, это не помешало режиссеру предложить актеру роль царя Гороха в картине «По щучьему веленью» - с этой ленты и началось многолетнее сотрудничество двоих главных советских сказочников.
Конечно, Георгий Францевич снимался и во взрослых фильмах: «Кавказской пленнице» Гайдая, «Войне и мире» и «Судьбе человека» Бондарчука, «Кин-дза-дза!» Данелии и многих других. Но именно роли сказочных злодеев вроде Бабы-яги сделали его поистине народным артистом - не только по званию, но и по сути. В отличие от многих других актеров, которые тяготились однотипным амплуа, Георгий Францевич никогда не скрывал, что ему нравится играть в сказках: «Эти образы - моя стихия, моя привязанность», - говорил он. Хотя иногда все же признавался, что не прочь сыграть и «серьезного» персонажа: «Слепить характер сильный, острый, самобытный. Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов - вот о чем я, грешный, мечтаю».
Женитьба по соседству
Впрочем, ролей Милляр никогда не выпрашивал - как и вообще ничего и ни у кого: в актерской среде его скромность вошла в легенду. К примеру, две трети жизни он обитал в «коммуналке» вместе с матерью. Правда, говорили, что еще в молодости Георгий женился на очаровательной актрисе - которая, к сожалению, симпатизировала не только Милляру. Семья распалась в тот самый момент, когда супруга сообщила Георгию о своей беременности. Но актер по состоянию здоровья не мог иметь детей и знал об этом - поэтому попросту посоветовал жене растить ребенка с родным отцом.
Фактически у артиста был всего один брак: в 65-летнем возрасте он посватался к соседке-вдове Марии Васильевне. Версий их знакомства несколько. «С Марией Васильевной он познакомился при достаточно странных обстоятельствах, - рассказывал актер Юрий Сорокин. - Он жил с ней по соседству и порой, возвращаясь домой, по ошибке забредал не в ту комнату». Звучало и другое объяснение: Милляр был настолько беспомощен в быту, что после смерти матери Роу буквально заставил его жениться.
Сам же Милляр любил рассказывать иную историю. Когда он пришел к Марии с предложением руки и сердца, та растерялась: «Ну что вы, Георгий Францевич, мне уже не нужны мужчины…» - «А я и не мужчина, - парировал тот. - Я Баба-яга».
Свадьбу сыграли прямо на площадке, во время работы над фильмом «Варвара-краса, длинная коса»: съемочная группа накрыла столы на берегу Москвы-реки, а вокруг молодоженов водили хороводы и плясали загримированные актеры. Георгий Францевич и Мария Васильевна прожили вместе почти четверть века. Как говорили знакомые, душа в душу: Милляр называл супругу «Манечкой» и «лапочкой», а самым «страшным» ругательством в ее адрес было: «Ну, Маня, ты меня достала!»
Она же опекала мужа и помогала ему переносить годы забвения: сниматься Милляра почти не звали, а звание народного артиста дали только в 85 лет - за четыре года до смерти.
4 июня 1993 года Георгий Францевич ушел из жизни. После его смерти в личных вещах нашли листки бумаги с последними стихами:
…А, наверное, было бы здорово
Под финал, под конец пути
Напоследок сыграть Суворова
И тогда уж спокойно уйти…
Злодейские превращения
Георгий Францевич сыграл в общей сложности в 126 картинах. Но, безусловно, в зрительской памяти остался благодаря «злодейским ролям» в сказках легендарного режиссера Александра Роу. Причем артист в 16 лентах мастера умудрился сыграть 30 ролей.
Приступая к работе над следующей после «По щучьему веленью» лентой «Василиса Прекрасная», Роу, не раздумывая, пригласил Милляра на роли гусляра и старика отца. А вот кого позвать сыграть злодейку Бабу-ягу, режиссер не знал. После многих проб, в том числе и легендарной Фаины Раневской, на роль так никто и не был утвержден. Роу решил посоветоваться насчет подходящей артистки с Милляром. «Не женская это роль, - прокомментировал Георгий Францевич. - Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется - она тут же реснички себе подрисует. А я все стерплю».
Роу поначалу сомневался в затее актера - но она более чем удалась: гримеры так постарались, перевоплощая Милляра в Бабу-ягу, что дети из массовых сцен, увидев артиста в гриме, пугались, плакали и убегали с площадки. А критики после выхода ленты на экраны никак не могли узнать в Яге «талантливую актрису» - в титрах Георгия Францевича даже не указали как исполнителя этой роли.
С годами Милляр стал главной Бабой-ягой советского кино, сыграв злодейку порядка десяти раз. Но всегда старался сделать этот образ новым и никогда не повторялся. Со временем его героиня из врага светлых сил превратилась в милую старушку-сплетницу, измученную радикулитом и не лишенную человеческих слабостей. Сам Георгий Францевич так говорил о трансформации своего любимого персонажа: «В «Василисе Прекрасной» моя бабуля - такая дачница с повязочкой на голове, а в «Морозко» она уже подряхла, ослабла, да и радикулит ее, бедную, замучил. Обильный материал для Бабы-яги мне дала соседка по «коммуналке». Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить. А в Ялте я старушку увидел - коз пасла на Чайной горке. Сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка...»
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть