4846

Баба-яга. Как «нечистая сила» помогла Георгию Милляру устроить личную жизнь

"Аргументы и факты" в Беларуси № 5. Лунный календарь садовода-огородника 01/02/2022
Милляр стал главной Бабой-ягой советского кино.
Милляр стал главной Бабой-ягой советского кино. Public domain

«Самая обаятельная нечистая сила» - таким титулом наградили юные зрители актера Георгия Милляра, главную и незаменимую Бабу-ягу Советского Союза. Впрочем, он успел переиграть, кажется, вообще всех чертей, кикимор и водяных в детском кино - и они неизменно получались у него «на лицо ужасными, добрыми внутри». Такими, что не любить их просто невозможно.

Золушка по случаю

Глядя на Милляра в «злодейском» образе, никогда не догадаешься о его дворянском, да еще и иностранном, происхождении. Отец будущего артиста, француз де Милье, приехал в Россию работать инженером-мостостроителем. Здесь и женился - на дочери золотопромышленника. Георгий рос в окружении нянек и гувернанток, которые преподавали ему иностранные языки и прививали любовь к театру. Правда, с богатством семье после революции пришлось распрощаться: их загородный дом забрали, а роскошную квартиру превратили в «коммуналку» - бывшим владельцам выделили лишь небольшую комнатку.

Школу Георгий окончил в Геленджике и там же устроился в театр. Но не актером, как мечтал, а бутафором. Впрочем, на местной сцене и дебютировал. Волею случая: накануне спектакля неожиданно заболела исполнительница роли Золушки. Руководство театра хотело отменить постановку, но выручил Милляр: в тот вечер публика, не заметив подвоха, горячо аплодировала 17-летнему юноше, переодетому в женское платье.

Спустя несколько лет Милляр (от аристократической фамилии он отказался) переехал в Москву и поступил в студию при нынешнем Театре имени Маяковского, но к тому времени, «переболев» театром, уже успел переключиться на кинематограф.

Свадьбу сыграли прямо на съемках картины «Варвара-краса, длинная коса».
Свадьбу сыграли прямо на съемках картины «Варвара-краса, длинная коса». Фото: Public domain

Мечты о Цезаре

От работы в кадре Милляр получал громадное удовольствие и всегда выкладывался на совесть - неважно, была ли это большая роль в сказке Александра Роу или крохотный эпизодик в фильме, где его фамилия даже не указывалась в титрах. Правда, каждый раз он очень волновался - из-за этого даже провалил первые пробы у того же Роу. Впрочем, это не помешало режиссеру предложить актеру роль царя Гороха в картине «По щучьему веленью» - с этой ленты и началось многолетнее сотрудничество двоих главных советских сказочников.

Конечно, Георгий Францевич снимался и во взрослых фильмах: «Кавказской пленнице» Гайдая, «Войне и мире» и «Судьбе человека» Бондарчука, «Кин-дза-дза!» Данелии и многих других. Но именно роли сказочных злодеев вроде Бабы-яги сделали его поистине народным артистом - не только по званию, но и по сути. В отличие от многих других актеров, которые тяготились однотипным амплуа, Георгий Францевич никогда не скрывал, что ему нравится играть в сказках: «Эти образы - моя стихия, моя привязанность», - говорил он. Хотя иногда все же признавался, что не прочь сыграть и «серьезного» персонажа: «Слепить характер сильный, острый, самобытный. Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов - вот о чем я, грешный, мечтаю».

Мария Васильевна опекала актера и помогала сносить годы забвенья.
Мария Васильевна опекала актера и помогала сносить годы забвенья. Фото: Public domain

Женитьба по соседству

Впрочем, ролей Милляр никогда не выпрашивал - как и вообще ничего и ни у кого: в актерской среде его скромность вошла в легенду. К примеру, две трети жизни он обитал в «коммуналке» вместе с матерью. Правда, говорили, что еще в молодости Георгий женился на очаровательной актрисе - которая, к сожалению, симпатизировала не только Милляру. Семья распалась в тот самый момент, когда супруга сообщила Георгию о своей беременности. Но актер по состоянию здоровья не мог иметь детей и знал об этом - поэтому попросту посоветовал жене растить ребенка с родным отцом.

Фактически у артиста был всего один брак: в 65-летнем возрасте он посватался к соседке-вдове Марии Васильевне. Версий их знакомства несколько. «С Марией Васильевной он познакомился при достаточно странных обстоятельствах, - рассказывал актер Юрий Сорокин. - Он жил с ней по соседству и порой, возвращаясь домой, по ошибке забредал не в ту комнату». Звучало и другое объяснение: Милляр был настолько беспомощен в быту, что после смерти матери Роу буквально заставил его жениться.

Сам же Милляр любил рассказывать иную историю. Когда он пришел к Марии с предложением руки и сердца, та растерялась: «Ну что вы, Георгий Францевич, мне уже не нужны мужчины…» - «А я и не мужчина, - парировал тот. - Я Баба-яга».

Свадьбу сыграли прямо на площадке, во время работы над фильмом «Варвара-краса, длинная коса»: съемочная группа накрыла столы на берегу Москвы-реки, а вокруг молодоженов водили хороводы и плясали загримированные актеры. Георгий Францевич и Мария Васильевна прожили вместе почти четверть века. Как говорили знакомые, душа в душу: Милляр называл супругу «Манечкой» и «лапочкой», а самым «страшным» ругательством в ее адрес было: «Ну, Маня, ты меня достала!»

Она же опекала мужа и помогала ему переносить годы забвения: сниматься Милляра почти не звали, а звание народного артиста дали только в 85 лет - за четыре года до смерти.

4 июня 1993 года Георгий Францевич ушел из жизни. После его смерти в личных вещах нашли листки бумаги с последними стихами:

…А, наверное, было бы здорово

Под финал, под конец пути

Напоследок сыграть Суворова

И тогда уж спокойно уйти…

Злодейские превращения

Георгий Францевич сыграл в общей сложности в 126 картинах. Но, безусловно, в зрительской памяти остался благодаря «злодейским ролям» в сказках легендарного режиссера Александра Роу. Причем артист в 16 лентах мастера умудрился сыграть 30 ролей.

Приступая к работе над следующей после «По щучьему веленью» лентой «Василиса Прекрасная», Роу, не раздумывая, пригласил Милляра на роли гусляра и старика отца. А вот кого позвать сыграть злодейку Бабу-ягу, режиссер не знал. После многих проб, в том числе и легендарной Фаины Раневской, на роль так никто и не был утвержден. Роу решил посоветоваться насчет подходящей артистки с Милляром. «Не женская это роль, - прокомментировал Георгий Францевич. - Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется - она тут же реснички себе подрисует. А я все стерплю».

Роу поначалу сомневался в затее актера - но она более чем удалась: гримеры так постарались, перевоплощая Милляра в Бабу-ягу, что дети из массовых сцен, увидев артиста в гриме, пугались, плакали и убегали с площадки. А критики после выхода ленты на экраны никак не могли узнать в Яге «талантливую актрису» - в титрах Георгия Францевича даже не указали как исполнителя этой роли.

С годами Милляр стал главной Бабой-ягой советского кино, сыграв злодейку порядка десяти раз. Но всегда старался сделать этот образ новым и никогда не повторялся. Со временем его героиня из врага светлых сил превратилась в милую старушку-сплетницу, измученную радикулитом и не лишенную человеческих слабостей. Сам Георгий Францевич так говорил о трансформации своего любимого персонажа: «В «Василисе Прекрасной» моя бабуля - такая дачница с повязочкой на голове, а в «Морозко» она уже подряхла, ослабла, да и радикулит ее, бедную, замучил. Обильный материал для Бабы-яги мне дала соседка по «коммуналке». Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить. А в Ялте я старушку увидел - коз пасла на Чайной горке. Сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка...»

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно