29273

«Apple Tea». Музыка для бритья

№ 11 от 16 марта 2011 года 16/03/2011

Почему белорусы не любят джаз? Кто-то может сказать, что проблема надумана и даже не стоит ее обсуждать. А что же делать мне как меньшинству, что воспринимает только хорошую музыку, а от «ширпотреба», который всюду настигает без предупреждения, испытывает моральные мучения?

Естественно, я покупаю диски, хожу на концерты или слушаю джазовую музыку по Интернет-радио. Но я была бы совсем не против того, чтобы у нас появилась отечественная FM-станция, на волнах которой звучал бы только джаз, и свой международный фестиваль, куда бы приезжали мировые знаменитости… К счастью, у нас есть своя группа «Apple Tea», которая играет джаз, и в немалой степени благодаря ей белорусы получили уникальную возможность хотя бы изредка видеть в Минске лучших джазменов мира. Но об этом чуть позже.

…Одиннадцать лет назад, когда мне в первый раз довелось общаться с музыкантами, наша беседа была грустной. Помню, тогда ребята рассказали, что были бы очень счастливы, если бы у них была возможность зарабатывать только джазовой музыкой и отказаться от выступлений в ресторанах. Гонорар за те концерты, если мне не изменяет память, был до неприличия низок. В то же время «Apple Tea» был нарасхват на заграничных фестивалях, где им рукоплескала благодарная публика. Ходили слухи, что из-за безнадежности музыканты могут уехать на заработки за рубеж. Но мы все-таки их не потеряли.

- Насколько я понимаю, в 2012 году мы будем праздновать 20-летие «Apple Tee»?

А.С.: - Я четко помню, что в сентябре 1992 года Михаил Финберг пригласил Игоря Сацевича к себе в оркестр, чтобы он собрал малый состав: это день рождения коллектива. Но название появилось в 1994 году, когда мы поехали на международный фестиваль джаза в Бирштонас (Литва) и стали именоваться «Apple Tea».

- А как вас в свое время заметил Владимир Мулявин?

И.С.: - В 1986 году - я тогда еще служил в армии - мы узнали, что в молодежной студии ансамбля «Песняры» объявили прослушивание. Кастинг, как принято сейчас говорить. Мулявин выбрал нас, и чтобы мы смогли начать работу и поехать на гастроли, даже направили специальное письмо с просьбой о моей досрочной демобилизации.

А.С.: - Мы проработали в «Песнярах» до августа 1987 года. Было очень много концертов: обычно наша команда выходила на сцену в середине выступления ансамбля и исполняла 4-5 песен.

И.С.: - Мулявин как руководитель очень мудро поступал: он мог в любой момент кого-нибудь из молодежной студии поставить на место музыканта из основного состава «Песняров». Я однажды отыграл два концерта как клавишник, когда жена музыканта из основного состава рожала.

А.С.: - А летом 1987 года нам позвонил Боря Мягков и пригласил на работу в Гродненскую филармонию, которая только должна была открыться. Он сказал: «Есть удивительная возможность собрать свой состав музыкантов: на аппаратуру выделяют большие деньги!» По тем временам это было самое главное. Владимир Мулявин нас понял и отпустил без обид.

У нас остались о Мулявине очень хорошие воспоминания как о профессионале и человеке: он был скромный, добрый и чутко относился к молодежи.

- А джаз вы тогда уже играли?

И.С.: - Нет, правда, кое-какие попытки были. Я хорошо помню оценку Мулявина, который, кстати, не был любителем джаза. Нам рассказали, что когда наша команда исполняла инструментальную джаз-роковую пьесу, Владимир Георгиевич, стоя за кулисами, сказал: «Под такую музыку хорошо бриться!»

А.С.: - Это неплохая оценка!

А годы летят..

- В 2000 году все-таки вы были грустнее…

И.С.: - Конечно, многое изменилось, но и сегодня мы не можем уверенно сказать, что зарабатываем только благодаря джазу. На смену ресторанам пришли корпоративы, но, в принципе, в этом нет ничего плохого.

- И в телевизоре вы появились: канал ОНТ приглашает вас во многие музыкальные проекты.

И.С.: - Мы всегда откликаемся, если востребован наш профессионализм.

- Сегодня шансон - самый популярный жанр массового искусства. Достаточно посмотреть на концертные афиши артистов, которые к нам приезжают на гастроли. Почему?

А.С.: - Джаз - это все-таки изыски. Для его понимания нужно обладать определенной музыкальной культурой, а у нас она низкая, как и общий уровень культуры в целом.

И.С.: - Нам часто задают вопрос: «Кто ваша публика?»

А.С.: - А мы отвечаем: «Музыканты». И люди интеллектуального труда. Честно говоря, когда я выхожу за рамки общения с кругом своих знакомых, то считаю себя инопланетянином.

- Все говорят о низкой культуре и все говорят, что это идет из семьи, где родители не передают детям должных знаний и навыков. Если перейти на персоналии, что лично вы сделали для того, чтобы ваши дети не были людьми бескультурными?

А.С.: - Я уж постарался: у меня дочь - пианистка, закончила Академию музыки. Сын - студент первого курса эстрадного отделения музыкального училища, барабанщик. Только родителей никак не могу воспитать, не поддаются. (Смеется.)

Я прикладываю много усилий, чтобы в нашей стране интереснее было жить. Организовал ежегодный фестиваль «Барабанный бит», на котором выступают самые лучшие музыканты и коллективы из Беларуси и других стран.

- Неужели вкладываете в это свои деньги?

А.С.: - Вкладываю, потому что людям нравится, они с удовольствием посещают это мероприятие. Ну и, конечно, спонсоры помогают.

И.С.: - А я за символический гонорар пишу музыку к анимационным фильмам наших белорусских режиссеров. Если обращаются – никому не отказываю.

А.С.: - Вскоре мы проведем в гимназии-колледже искусств имени И.О.Ахремчика, где сами когда-то учились, концерт. Игорь написал для детей (совершенно бесплатно) фортепианные миниатюры: они их исполнят в первом отделении. А во втором выступит группа «Apple Tea». Нам интересно поддерживать в детях интерес к джазу, мы не хотим оставаться в стороне. Мы даже готовы бесплатно вести что-то наподобие кружка, но пока с руководством школы не нашли оптимального варианта сотрудничества.

И.С.: - Мы помним свое детство, когда к нам приходил Борис Бернштейн – басист «Песняров» - раздавал ноты, и мы с удовольствием репетировали.

М.Ф.: - Здорово, что недавно в музыкальном училище появился ещё один джазовый подвижник - Александр Липницкий. Он руководит биг-бэндом неформально, прилагая всю свою энергию, а зачастую и личные деньги, для развития оркестра, а значит и джазовой молодежи Беларуси.

Как завлечь публику?

А.С.: - Самое интересное, что и в Литве, которую считаю джазовой страной, поначалу было непросто. Да, все знают вильнюсских джазменов Чекасина, Ганелина, Тарасова, игравших авангардный джаз, но традиций европейского джаза в Литве долгое время не было.

Йонас Йочас, президент Каунасского фестиваля, рассказывал, что публику на первых мероприятиях приходилось прикармливать: к билетам предлагались по две кружки пива. Но, конечно,  сейчас такое исключено, потому что джаз и пиво – это несовместимо, некрасиво, некультурно.

- Джазовый фестиваль – это очень дорогое удовольствие. Значит, у нас нет шансов увидеть в Минске звезд мировой величины, которые выступают в Литве, Украине?

А.С.: - Звезды джаза стоят очень дорого, и собрать их на одном фестивале, наверное, пока утопическая идея. Но сегодня в Беларусь приезжают знаменитости с мировыми именами. Нам приятно, что «Apple Tea» имеет к этому отношение. Мы учились в консерватории с Ингой Бухваловой, которая сейчас живет в Нью-Йорке. Это счастье, что Инге захотелось привозить в Минск мировых звезд джаза: «Apple Tea» аккомпанирует им на концертах. Благодаря личным связям Инги в прошлом году минская публика смогла побывать на выступлении лучше вокалиста Нью-Йорка 2010 года Сачала Васандани. Несколько лет назад такое вообще невозможно было представить: что в Беларусь приедет самый востребованный джазовый певец! И это не последнее мероприятие такого уровня.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно