6462

Версии экспертов: кто и как мог сбить малайзийский самолет над Украиной?

После первых сообщений о крушении малайзийского "Боинга" на территории Украины, в прессе прошли сообщения о том, что самолет мог быть сбит ракетными комплексами «Бук». "АиФ" узнал у экспертов, возможно ли это, что даст расшифровка черных ящиков, и когда появятся первые официальные данные о причинах катастрофы.

Как могли сбить малайзийский "Боинг"?

«Сбить самолет на высоте более 10 километров, летящий со скоростью 0,8 маха (около 700-800 км/ч), — довольно непростая задача. Никакие переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) на это не способны. Ракетные комплексы "Бук", при помощи которых, по мнению украинской стороны и был сбит самолет, есть как у Украины, так и у России. Однако, по моему мнению, сбить самолет, летящий на такой высоте, с территории России при помощи этого комплекса практически невозможно. Дело в том, что брать радиус действия "Бука" и отмерять его от места сбитого Боинга не вполне правомерно: этот комплекс хорошо работает по целям, летящим на высоте до 7 километров. Значит, самолет на высоте более 10 километров — предел его возможностей, и это значительно снижает эффективный радиус действия», — считает Владимир КАРНОЗОВ, аналитик содружества авиационных экспертов Aviation EXplorer.

СОУ комплекса «Бук». Фото: Commons.wikimedia.org / George Chernilevsky

Могли ли ополченцы сбить самолет?

По мнению Владимира Карнозова, ополченцы использовать комплекс «Бук» не могли: даже если предположить, что он был захвачен как трофей, для того, чтобы навести его на цель, необходим обученный экипаж. Комплексы «Бук» всегда работают в группе из 3-5 машин, причем должна быть также командная машина с РЛС, которая будет наводить ракеты на цель. «Отдельно взятый комплекс в руках не умеющих с ним обращаться людей не имеет никакой ценности — нужно понимать, что эта система ПВО предназначена не для партизанских действий, а для ведения полномасштабной войны, когда в небе не летают гражданские самолеты», — считает Карнозов. Что касается того, что самолет мог якобы сбить самолет Су-25, то теоретически это действительно возможно, но на практике требует огромного мастерства летчика и опять же хорошей системы РЛС. Этот самолет создавался для работы по наземным целям, а не для перехвата воздушных, и поэтому довольно странно использовать его для этого.

Су-25СМ, 2012г. Фото: Commons.wikimedia.org / Vitaly V. Kuzmin

Что даст расшифровка «черных ящиков»?

«В пассажирских самолетах установлена система, которая предупреждает пилота о том, что лайнер вошел в зону действия военных РЛС. В этом случае пилот обязан связаться с диспетчером и сообщить об этом. Диспетчер, в свою очередь, должен скорректировать курс. Что касается систем "воздух-воздух", то и здесь эта система должна сработать, в случае если по самолету стреляют ракетами. Однако эта система не покажет ничего, если по нему стреляли из пушечного вооружения, которое в том числе устанавливается на современные боевые самолеты. При применении такого оружия по гражданскому самолету он буквально рассыпается на части. Если огонь велся по кабине пилотов, то они могли погибнуть, не успев понять, что происходит. В таком случае черные ящики не могут ничего рассказать о причинах трагедии. С другой стороны, выяснить причину аварии можно будет по данным о том, какие системы управления самолета отказали в первую очередь», — рассказал АиФ.ru пожелавший остаться неизвестным сотрудник министерства обороны РФ. Также узнать, что самолет был сбит при помощи ракеты, можно по ее обломкам на месте катастрофы и остаткам взрывчатого вещества и сообщений очевидцев. Помимо этого, зафиксировать пуск ракеты могли военные спутники, которые пролетали в данный момент над этой территорией.

Был ли пуск ракеты?

По мнению Владимира Карнозова, нельзя исключать и то, что самолет мог потерпеть крушение по причинам, не имеющим никакого отношения к событиям в Украине: «За короткое время катастрофу терпит уже второй малайзийский самолет, а значит, исключать версию теракта, связанного с внутренней политикой малазйийских властей, нельзя».

По мнению Олега ПАНТЕЛЕЕВА, главы аналитической службы отраслевого агентства «Авиапорт», строить какие-то предположения до официального заключения комиссии не вполне правомерно. «Говорить о том, что самолет был сбит, можно будет только после того, как будут расшифрованы записи черных ящиков и сделаны первые официальные заявления комиссии, которая будет работать на месте происшествия».

Когда станут известны первые результаты расследования

«По моему опыту, после того, как комиссия пребывает на место происшествия и начинает работать, проходит минимум две недели до первых официальных заявлений о причинах катастрофы, а первые сведения могут начать просачиваться в прессу уже через несколько дней. В то же время бывают случаи, когда о причинах катастрофы спустя даже несколько месяцев приходится только догадываться. Например — после крушения предыдущего малайзийского лайнера», — рассказал Олег Пантелеев.

Кирилл Яблочкин

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно