Катастрофа лайнера Boeing 737 авиакомпании Ethiopian Airlines, жертвами которой стали 157 человек, серьезно встревожила специалистов в разных странах мира.
«Вертикальная скорость была нестабильной»
Напомним, Boeing 737 MAX-8 выполнял рейс ET302 из столицы Эфиопии Аддис-Абебы в город Найроби (Кения). Через шесть минут после вылета из аэропорта лайнер пропал с радаров и разбился в районе Бишофту, в нескольких десятках километров к западу от Аддис-Абебы. Власти Эфиопии сообщили, что летчики практически сразу после взлета передали информацию о проблемах с самолетом и запросили разрешение на возвращение в аэропорт вылета. Такое разрешение им было дано, но, к сожалению, трагедии избежать не удалось.
Сервис Flightradar24 опубликовал данные о полете лайнера, отметив, что «вертикальная скорость была нестабильной после взлета». То есть, практически сразу экипаж столкнулся с проблемой, справиться с которой пилоты оказались не в силах.
Среди погибших — представители более чем трех десятков стран, в том числе Канады, США, Италии, Великобритании, Нидерландов, Китай. В числе пассажиров были делегаты Ассамблеи ООН по окружающей среде, известный итальянский археолог Себастьяно Тузо, семья депутата словацкого парламента Антона Грнко.
Беда не обошла стороной и Россию. Трое россиян были на борту злосчастного рейса — сотрудники «Сбербанка» Екатерина и Александр Поляковы, а также инструктор по парашютному спорту Сергей Вяликов.
Китай и Британия объявили о приостановке эксплуатации лайнеров данного типа. Россия продолжит летать
Первая реакция на катастрофу у многих была достаточно стереотипной: Африка, несоблюдение технических норм, допотопная техника... Все это не имеет ни малейшего отношения к действительности. Компания Ethiopian Airlines, по мнению международных экспертов, является очень надежным авиаперевозчиком. Самолет, потерпевший катастрофу, был новым и находился в эксплуатации всего несколько месяцев.
Ethiopian Airlines объявила о временном отказе от использования всех самолетов модели Boeing 737 MAX-8. Решение временно прекратить эксплуатацию Boeing 737 MAX приняли и китайские авиакомпании по указанию управления гражданской авиации КНР. Британский авиаперевозчик Cayman Airways также заявил, что временно не будет эксплуатировать лайнеры Boeing 737 MAX — до выяснения причин, приведших к катастрофе в Эфиопии.
В России в настоящий момент Boeing 737 MAX эксплуатирует авиакомпания S7. Business FM со ссылкой на слова представителя компании сообщает, что S7 пока не планирует приостанавливать полеты.
Новейший и самый продаваемый
Boeing 737 MAX — это четвёртое поколение самолётов Boeing 737, созданное компанией Boeing для замены семейства Boeing 737 Next Generation. Основным изменением стало использование более мощных и крупных двигателей CFM International LEAP-1B. Некоторым изменениям подвергся и планер. Первый 737 MAX поставлен заказчику в мае 2017 года.
Модификация MAX уже успела стать самой продаваемой в истории корпорации Boeing. К началу 2019 года число заказов на лайнеры перевалило за 4500. Хуже всего то, что катастрофа в Эфиопии стала уже вторым масштабным крушением Boeing 737 MAX-8 за последние несколько месяцев.
29 октября 2018 года самолет Boeing 737 MAX-8 индонезийской авиакомпании Lion Air выполнял внутренний пассажирский рейс JT-610 по маршруту Джакарта—Панкалпинанг.
Сразу после взлета у лайнера были отмечены несколько скачков высоты. Через 13 минут он пропал с экранов радаров. Спасатели обнаружили обломки самолета в Яванском море в 13 километрах от западного побережья острова Ява. Все 189 человек, находившихся на борту, погибли. Среди жертв оказались чиновника правительства Индонезии и итальянский профессиональный велогонщик Андреа Манфреди.
Многие обстоятельства катастроф в Индонезии и Эфиопии схожи. И там, и там были отмечены скачки высоты полета, в обоих случаях экипажи просили о возвращении в аэропорт вылета.
В ноябре 2018 года Bloomberg со ссылкой на источник сообщил, что корпорация Boeing намерен направить операторам-эксплуатантам Boeing 737 MAX предупреждение, в котором говорится: ошибочные данные в системе контроля за полетами на самолетах модификации MAX могут привести к крутому пикированию.
Загадки системы MCAS
Федеральное агентство гражданской авиации США (FAA) распространила директиву, основанную на исследовании Boeing. Согласно ей, у Boeing 737 MAX возникли определенные нюансы, связанные с сенсором угла атаки (Angle Of Attack — AOA). Этот датчик определяет, насколько сильно задран вверх нос самолета. Это нужно для того, чтобы не допустить выхода лайнера на критические углы атаки, что приводит к нехватке мощности двигателей и последующему срыву в пике.
«Если автопилот получает от датчика завышенные данные об угле атаки, высока вероятность, что компьютер начнёт подавать горизонтальному стабилизатору сигналы на переход в пикирование. Экипажу становится сложнее управлять бортом. Ситуация может привести к большой потере высоты», — говорится в директиве.
Проще говоря, неисправный датчик может заставить системы самолета опускать нос в условиях, когда никакой угрозы нет, в итоге направляя лайнер в пике. Летчики, пытаясь остановить опасный маневр, вступают в борьбу с техникой — этим и объясняется нестабильность вертикальной скорости.
10 ноября 2018 года корпорация Boeing отправила компаниям-эксплуатантам дополнительные разъяснения.
«Модели 737 −8/ −9 поколения MAX имеют MCAS — сиcтему улучшения характеристик по тангажу при полете с убранной механизацией крыла и при повышенных углах атаки, — говорилось в письме. — Данная система выдает команды на порционное отклонение стабилизатора на пикирования во время выполнения разворотов с большими углами крена, а так же при полете с убранной механизаций на скоростях, приближающихся к скорости сваливания. Система работает только при выключенном автопилоте и разработана так, что ее действия можно пересилить либо использованием кнопки триммирования на штурвале любого пилота или выключением электромотора управления стабилизатором переключателями на центральном пульте».
«Американские горки — это ничто в сравнении с этими минутами полета»
Самый главный момент заключается в том, что данная система отсутствовала на самолетах семейства Boeing 737 Next Generation. Таким образом, опытные пилоты, перешедшие на поколение MAX, столкнулись с неожиданной новинкой.
Впрочем, не все так однозначно. Известный летчик и блогер Денис Окань (denokan) в своем «Живом журнале» писал еще после катастрофы под Джакартой: «Судя по описанию, система MCAS работает медленно и осторожно. И „порционное“ отклонение стабилизатора — по 2.5 градуса со скоростью 0.27 град/сек — это не так много, чтобы сразу же „загнать самолет в землю в неуправляемом пике“. Загонит, но не сразу, только если никак не реагировать, не управлять самолетом. При пилотировании в ручном режиме ее воздействие должно сразу же ощущаться пилотирующим пилотом — в виде появления тянущих нагрузок на штурвале. Очевидным, подсознательным действием, должно быть использование триммирования — то есть, нажатие пилотом кнопки перекладки стабилизатора на штурвале для снятия возникших нагрузок. И так до бесконечности, даже если сохраняются условия для ее активации — система отработала, пилот почувствовал, нагрузки снял».
То есть опытные летчики, конечно, могут распознать угрозу и справиться с ней даже в ситуации, когда не понимают до конца, что именно происходит с самолетом. Но испытание это тяжелейшее. Вот что пишет Окань, разбирая опубликованные данные полета, закончившегося катастрофой под Джакартой: «На протяжении долгих нескольких минут (!) идет борьба пилотов со стабилизатором под аккомпанемент тряски штурвалов — MCAS крутит стабилизатор на пикирование, пилоты выкручивают на кабрирование, MCAS вниз, пилоты вверх, MCAS вниз, пилоты вверх. Вверх — вниз, вверх — вниз. И все это сопровождается активной работой штурвалом в противоположных направлениях, выдерживанием высоты в диапазоне +/- 1000 футов. И, как я думаю, со значительными знакопеременными перегрузками в результате. Несколько минут (!). Это вечность. Представили? Американские горки — это ничто в сравнении с этими минутами полета! Думаю, укачало всех, и, возможно, что и пилотов тоже. Или, если уж не укачало окончательно, то непонимание того, что происходит, ввело пилотов в такое стрессовое состояние, что непосредственно перед началом фатального пикирования началась борьба за штурвал... Смею предположить, что произошло рассоединение штурвалов из-за чрезмерно активного давления в разные стороны обоими пилотами».
В истории авиации подобное случалось не раз
Те, кто знаком с историей мировой авиации, знают — порой самолеты моделей, которые впоследствии десятилетиями служат верой и правдой, в начале своей биографии подсовывают летчикам неприятные сюрпризы. Увы, эти ситуации не раз завершались трагически и за рубежом, и в нашей стране.
Разумеется, корпорации Boeing по силам разобраться в происходящем и решить все проблемы. Пока же представители Boeing заявили, что новых рекомендаций выпускать не планируют, поскольку расследование крушения в Эфиопии находится на ранней стадии. Также компания Boeing отменила презентацию нового лайнера Boeing 777X, намеченную в Сиэтле на 13 марта. В компании сообщили, что после трагедии в Эфиопии они считают приоритетом поддержку авиакомпании Ethiopian Airlines. При этом в программе производства 777X никаких задержек не будет, заверили в Boeing.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть