2150

В Офис по правам людей с инвалидностью чаще обращаются женщины

Отчетный период свидетельствует о том, что обращений от женщин больше, чем от мужчин, и наиболее часты обращения от инвалидов II группы.

Оценивая обращения в 2012—2013 году, приходится с сожалением отмечать низкое доверие к системе правосудия. Ряд ситуаций в обращениях отмечались как требующие судебного разбирательства, однако последнего не произошло ввиду нежелания обратившихся. Такая ситуация - как замкнутый круг: с одной стороны, не позволяет расширить успешные практики разрешения проблем инвалидности судебной системой, а с другой – не повышает степени доверия у граждан.

Значительное число обращений связано с некачественными решениями уполномоченных органов, не учитывающих в достаточной мере особенности, которые накладывает инвалидность. Разрешение таких случаев зачастую происходит путем коммуникации юристов Офиса с органами, принимающими решения (органы и подразделения органов местной власти, учреждения здравоохранения и образования, частные организации). Настаивание на более глубоком изучении ситуации с учетом особенностей инвалидности зачастую приводит к изменению решений в пользу разрешения конфликтов. Значительным препятствием при принятии ошибочных решений соответствующими структурами является общепринятый обезличенный характер отношения к человеку с инвалидностью, в пользу устоявшихся (но не становящихся от этого объективнее) групповых обозначений и штампов: группа инвалидности, работающий/неработающий инвалид, одиноко/не одиноко проживающий, находящийся на полном государственном обеспечении и т.д. Подобный подход затрудняет возможность принятия объективно качественного решения, не учитывает индивидуального и исключительного  характера инвалидности каждого человека. В большинстве случаев апелляция к инвалидности человека приводила к неадекватному отношенческому антагонизму со стороны оппонентов: либо инвалид, либо гражданин. Это подчеркивает проблему понимания прав людей с инвалидностью как прав человека, а следовательно, и невозможность их соблюдения в целом.

В качестве выводов можно отметить низкую информированность о специфике инвалидности как среди самих людей с инвалидностью, так и среди окружения. В некоторых случаях «открытием» становится позиция в нормативном правовом акте, установленная более 20 лет назад.

В целом следует фиксировать отношение к правовым нормам, регулирующим вопросы инвалидности, как к второстепенным, менее значимым, значимым только для лиц с инвалидностью. Это проявляется как на индивидуальном уровне, так и на уровне организации деятельности сообщества.

Юристы Офиса, как и в прошлом периоде, регулярно фиксируют ситуации, в которых совершенно однозначно прослеживается дискриминационный характер. Дискриминационное отношение ввиду наличия инвалидности, ее признаков и последствий приводит к нарушениям прав, формируя тупиковые ситуации во взаимоотношениях людей с инвалидностью и их окружением. Очевидно, что отсутствие в белорусском праве дефиниции «дискриминация», а соответственно и отсутствие правовых механизмов защиты способствует распространению этого ужасного явления, превращая людей с инвалидностью в постоянных потенциальных жертв. Такая ситуация способствует формированию противостояний на почве инвалидности, генерирующими и воспроизводящими конфликты.

В отчетном периоде следует выделить обращения по поводу дееспособности людей с инвалидностью. Причем следует указать на одинаково острую проблемность и неурегулированность всех вопросов, связанных с явлением лишения дееспособности. Так, обращения конкретных людей в Офис подтвердили необходимость формирования отдельной кампании по изменению законодательства в отношении дееспособности. Уникальным образоминститут лишения дееспособности конфликтует практически со всеми отраслями права, создавая ситуации, не поддающиеся разрешению. Казалось бы, ряд формальных процедур, изменяющих статус человека, на практике радикально вырывают человека из сообщества, выстраивают непреодолимый барьер «ненормальности». Как правило, решения лишения дееспособности носят «закрытый» характер даже от самого человека, так как гражданин, о признании которого недееспособным рассматривается дело, вызывается в судебное заседание, если суд признает это возможным по состоянию его здоровья.

Оценивая результаты мониторинга обращений за 2012-2013 год, следует подчеркнуть, что все замечания и выводы по мониторингу обращений за 2011-2012 годы остаются сколь актуальными и острыми, столь и «замороженными», ни на йоту не изменившимися за год. Это не может не вызывать беспокойства, с учетом значимости и глубины проблем.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно