13510

Беларусь расширит права инвалидов только к 2013 году

«С дискриминацией, проявлением неравного отношения к себе в Беларуси сталкивался практически каждый инвалид, - привел результаты социологического опроса координатор Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей ДРОЗДОВСКИЙ. - Например, 40% опрошенных ни при каких условиях не выбрали бы человека с инвалидностью на какую-либо избираемую должность. Также распространена скрытая дискриминация, когда при найме на работу человек не слышит обвинений в свой адрес, но тем не менее работы не получает. Все это говорит о недоверии в обществе к компетенции людей с инвалидностью».

Проблема усугубляется тем, что в Беларуси отсутствует антидискриминационное законодательство в отношении лиц с инвалидностью.

- В подготовленном Офисом по правам людей с инвалидностью альтернативном докладе о состоянии обеспечения и исполнения прав людей с инвалидностью в Беларуси мы вынуждены зафиксировать, что в законодательстве отсутствуют определение дискриминации по признаку инвалидности, равно как отсутствуют и правовые механизмы защиты от дискриминации. Ситуация осложняется и отсутствием общего запрета дискриминации; определения дискриминации; отсутствия правовых механизмов защиты от дискриминации. Отсутствует прецедентная судебная практика в отношении защиты от дискриминации лиц с инвалидностью, - отметил Сергей Дроздовский.

Неоднократные предложения организаций людей с инвалидностью о необходимости принятия закона о запрещении дискриминации инвалидов прямого действия и предложенного проекта такого закона со стороны общественного объединения  «Белорусское общество инвалидов» (проект «Закон о правах инвалидов»), на протяжении нескольких лет так и не получили официального отзыва. 

Нужен помощник

- Офис по правам людей с инвалидностью приветствует инициативу Минтруда по разработке деятельности института индивидуальных помощников, - отметил Сергей Дроздовский.

Пока же имеющиеся в Беларуси социальные сервисы в подавляющем числе государственные. При этом существуют значительные ограничения в оказании бесплатных услуг нуждающимся лицам с инвалидностью в зависимости от их материального положения, а также наличия близких родственников (сам факт наличия трудоспособных родственников ограничивает инвалида в получении бесплатных услуг, а родственники, зачастую также по финансовым причинам, не в состоянии обеспечить должный уход за инвалидом).

В большинстве случаев уход и обслуживание инвалидов, а  также связанные с этим значительные расходы ложатся на семью, что значительно отражается на материальном положении каждого члена семьи и его отношении к совместно проживающему инвалиду.

В настоящее время законодателем нашей страны идет подготовка по внесению ряда изменений в действующее законодательство, в том числе в перечень бесплатных услуг нуждающимся лицам с инвалидностью. 

Кроме того, в докладе говорится о важности института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) и, в частности, по правам людей с инвалидностью, который в Беларуси отсутствует. Исключительная важность института Уполномоченного по правам человека состоит в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина, дополняя существующие способы защиты прав и свобод. 

Безбарьерная среда

- В докладе отражена и проблема безбарьерной среды, - отметил Сергей Дроздовский. - В Беларуси наблюдается противоречие между нормами закона и практикой их исполнения.

Несмотря на наличие в законе «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» нормы, запрещающей с 1991 года ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов без обеспечения доступности для инвалидов, а также достаточную обеспеченность законодательства специальными строительными нормами, регламентирующими обеспечение доступности объектов, общая доступность инфраструктуры не превышает 35%. Таковы данные Государственной программы о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007-2010 годы.

В докладе говорится, что организации инвалидов фиксируют фальсификации со стороны уполномоченных лиц государственной статистики и отчетности в реализации программ создания безбарьерной среды, что позволяет усомниться в объективности оценки общего уровня доступности инфраструктуры для лиц с инвалидностью. В частности, недостоверные данные выявлялись при осуществлении инвентаризации, формированию и ведению районного (городского) электронного банка данных зданий и сооружений, для которых необходимо обеспечение потребности физически ослабленных лиц в безбарьерной среде.

Особенно выделяется проблема обеспечения безбарьерности жилья. По оценкам общественного объединения «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников», 9 из 10 человек не могут полноценно пользоваться жилищем и беспрепятственно выходить и возвращаться домой, что является прямым нарушением ряда прав и свобод, в первую очередь, права на свободу передвижения.

В законодательстве Беларуси предусмотрены санкции за нарушение строительных норм. Однако публичных данных о прецедентах применения санкций за нарушение законодательства о безбарьерном строительстве нет.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Беларусь намерена к 2013 году осуществить присоединение к Конвенции о правах инвалидов. Проект закона «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о правах инвалидов» внесен в Совет министров. Документ направлен правительством на экспертизу в Национальный центр законодательства и правовых исследований. После получения положительного заключения этот законопроект должен поступить в парламент и, возможно, весной следующего года будет рассмотрен. 

Рекомендации о мерах, необходимых для обеспечения реализации прав людей с инвалидностью, содействия их полному и равному участию в жизни общества: 

  1. Республике Беларусь необходимо незамедлительно подписать и ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов и Факультативный протокол.
  2. Внести ряд изменений и дополнений в законодательство в сфере инвалидности.
  3. Предусмотреть формирование и учреждение национального института Уполномоченного по правам людей с инвалидностью.
  4. Предусмотреть разработку и реализацию Государственной программы по интеграции и полному вовлечению людей с инвалидностью, базирующейся на принципах Плана действий Совета Европы по содействию правам и полному участию людей с инвалидностью в обществе: улучшению качества жизни людей с инвалидностью в Европе на 2006-2015 годы.
  5. Законодательно установить статус организаций инвалидов. Cформировать механизмы взаимодействия государства с организациями инвалидов, в том числе внедрение механизма социального государственного заказа.
  6. Предусмотреть формирование открытого массива информации о положении инвалидов, качестве и уровне их жизни. Для чего поддерживать и развивать исследовательские программы в сфере инвалидности.
  7. В Беларуси все еще необходимы более решительные меры на уровне специального отраслевого законодательства, подзаконных актов для исключения концепции попечительства и опеки из принципов социальной защиты и полным ее замещением концепцией независимого проживания, интеграции и инклюзии. В частности, предпринять меры по деинституализации интернатных учреждений с параллельным внедрением института индивидуальных ассистентов, государственного поощрения и содействия развитию сферы реабилитационных и ассистивных услуг в местных сообществах.
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно