Как вернуть в образовательный процесс старый принцип «Учение с увлечением», как сделать для ребенка каждый школьный день днем открытия нового? Как разбудить «аппетит» учеников к новым знаниям? Как сделать каждый урок интересным и необычным? Ответы на эти вопросы знают учителя гимназии №7 г. Минска.
Быть авторитетом
Прежде всего, нужно уважать в ребенке личность и делать свою работу искренне, с любовью и душой. Это, пожалуй, главное качество, необходимое учителю. И в то же время учитель обязан быть авторитетом для своих питомцев, удивлять их не только глубоким знанием предмета, но и широким кругозором, эрудицией.
Преподаватель истории Максим Ильич ГОЛОД на собственном многолетнем опыте убедился, что интерес к предмету начинается с личности преподавателя.
- Учитель должен свободно «плавать» в пространстве своего предмета, только тогда он будет интересен детям, - отметил Максим Ильич. – Историю в школе начинают изучать с 5-го класса. Хорошего преподавателя ребята определяют на уровне интуиции. И тогда они начинают тянуться, вникать в предмет.
Ученики Людмилы Павловны ГОЛОД с удовольствием приходят на ее уроки химии.
- Чтобы что-то получить, надо постоянно отдавать. Причем не только знания, но и яркие мысли, впечатления. Надо много читать, расширять свой кругозор, - отмечает Людмила Павловна. - Когда дети видят в тебе яркую личность, они совершенно по-другому начинают к тебе относиться. Хорошее настроение и улыбка, с которой ты входишь в класс, твой внешний вид – все это помогает настроить ребят на нужную волну.
Такую сложную науку, как химия, можно преподавать очень интересно и увлекательно. Людмила Голод - человек творческий: она пишет стихи, песни. Все это помогает ей в работе с учениками. Кроме того, для учителя важно уметь преподнести сложный сухой материал с помощью сравнений, примеров из жизни детей.
Ну и, конечно же, без самообразования никуда.
- Психологические приемы, которым обучали нас в советские времена, уже неактуальны. Все меняется. Каждые два года появляется новое поколение детей с новыми интересами, взглядами и стремлениями. Поэтому учитель все время должен учиться.
Увлечь и удержать
Преподаватель белорусского языка и литературы Алла Михайловна МИХАЙЛОВСКАЯ работает в гимназии уже седьмой год. Она старается делать свои уроки нестандартными, не ограничиваясь мелом, доской и точным изложением учебного материала. Благодаря её любви к детям и увлеченности родным языком и литературой в каждом классе есть своя маленькая «зорачка» - это ребята, которые следом за учителем влюбились в белорусский язык.
- У меня была ученица, которая так и написала: «Как я не люблю белорусский язык, но мне нравитесь вы!» - рассказывает Алла Михайловна. - Надо суметь увлечь ребенка. Поэтому каждый урок не должен быть похож на предыдущий.
Так, на уроках белоруской литературы преподаватель старается вести занятие в форме диалога, спрашивает ученика: «Как ты думаешь? Твое мнение?» Каждый имеет возможность высказаться.
- Когда учитель много говорит, детям это надоедает. Поэтому стараюсь менять форму подачи учебного материала. Например, ребята могут послушать, как читает стихи Владимир Короткевич. Активно использую информационные технологии и электронные средства обучения, - поясняет учитель. - Кроме того, в белорусском языке много непонятных детям слов. Вы удивитесь, но не каждый городской ребенок знает, как выглядят «лапцi». Один мальчик сказал, что это ботинки из соломы! Пришлось принести лапти на урок и показать.
Мотивация и поддержка
Иностранный язык сейчас востребован во всех сферах жизни. Главная задача учителя в XXI веке – научить детей общаться на иностранном языке.
При изучении иностранного языка особенно важна личностная мотивация, уверена преподаватель английского языка Наталья Николаевна КОРОЛЕНЯ. Все остальное – средства, методы и приемы - применяется для того, чтобы заинтересовать ребенка. Несомненно, в наш век информации невозможно ограничиться материалом одного учебника – учитель все время должен развиваться. И здесь огромную роль играют компьютерные технологии.
- Мы стараемся быть современными и развиваться вместе с детьми. Когда ученик видит во мне друга, помощника, он будет тянуться к предмету и к человеку.
Людмила Викторовна МАРТЫНЕНКО более 35 лет учит ребят английскому языку.
- Раньше больше внимания уделялось изучению лексики. Детей учили читать, переводить, отвечать на вопросы, - рассказывает учитель. - Сейчас же наша задача - выпустить из средней школы специалиста, который будет понимать иноязычную речь, адекватно выражать свои мысли и уметь достичь той цели, которую он ставит перед собой.
Поэтому на своих уроках Людмила Викторовна делает упор на интерактивное обучение.
- С самой первой минуты урока я пытаюсь ввести детей в иноязычную речь. Мой излюбленный прием – комментарии к различным пословицам, цитатам. Так, ребенок учится думать на иностранном языке, начинает высказывать свои мысли на английском языке.
Вот так и получается, что у каждого настоящего учителя свой секрет, как добиться успешности своих учащихся. Одним словом, повседневная работа учителя – это исследовательская лаборатория. Он сам творит и подводит итоги своего исследования. Только путем повышения эффективности труда учителя, профессионального мастерства можно добиться успеха и превратить каждую школу в страну знаний, куда ученик будет стремиться.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть