Магазин
- Чем бы мне вам дать сдачу?
- А я ни на что, кроме денег, не согласен.
Подобный диалог нередко можно услышать в магазинах. Действительно, сдачу кассир может выдать только денежными купюрами, а не предлагать купить на сумму сдачи ненужные спички, жевательную резинку или шоколадный батончик. «Продавец не вправе обусловливать продажу одних товаров обязательным приобретением других или обязательным оказанием услуг в связи с их продажей, за исключением случаев, когда товары по техническим требованиям не могут быть собраны и (или) установлены (подключены) без участия соответствующих специалистов», - отмечено в законодательстве. Также продавец не имеет права отказать в покупке товара гражданину, если в кассе нет мелких купюр для сдачи.
Отсутствие купюр для расчета с покупателем - это проблема кассира. В кассовых аппаратах торговых точек разменные денежные средства должны быть в наличии всегда. Обеспечить кассира необходимым количеством разменных средств - задача администрации магазина.
КСТАТИ |
Проблемы с разменными купюрами - не редкость для организаций. К примеру, в конце 2014 года в некоторых магазинах Полоцка и Новополоцка людей предупреждали по громкой связи об «остром дефиците мелких купюр» и просили рассчитываться банковской картой. Торговцы пояснили: «Разменка» стала очень дорогой, а банки берут за нее большие деньги». |
Как пояснила «АиФ» председатель ОО «Белорусское общество защиты потребителей» Анна СУША, если продавец отказывается продавать товар, мотивируя это отсутствием в кассовом аппарате мелких денежных купюр для сдачи, то нужно обратиться к администратору магазина или сделать соответствующую запись в книге замечаний и предложений. Контролирующие органы обязаны отреагировать на замечание и принять соответствующие меры.
К слову, можно также потребовать возмещения морального вреда, если удастся доказать, что вы не смогли приобрести нужный товар только потому, что у кассира не было сдачи.
Транспорт
Аналогичные ситуации происходят и в общественном транспорте. К примеру, не редки случаи, когда водители маршрутных такси отказывают в перевозке пассажирам, потому что те платят за проезд крупными купюрами.
Однако ни в одном нормативном правовом акте не написано, что пассажир обязан заплатить без сдачи или мелкими купюрами. Водитель маршрутки не имеет права отказать в перевозке. Анна Суша советует: если попался неуступчивый водитель, который наотрез отказывается выполнять свои обязанности, то пассажир вправе обратиться с жалобой в организацию, которая обслуживает маршрутное такси, или в Транспортную инспекцию. Перевозки регулируются в том числе Законом «О защите прав потребителей». Поэтому можно взыскать материальный ущерб, если гражданин был вынужден взять такси, или требовать возмещения морального вреда.
В то же время в общественном транспорте пассажиру могут отказать в продаже билета из-за отсутствия сдачи, если он обращается за услугой к водителю автобуса, троллейбуса или трамвая. В прямые обязанности водителя пассажирского транспорта не входит продажа билетов - это дополнительная услуга, а пассажир мог приобрести билет заранее в специальном киоске.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть