7710

Уроки религии в белорусской школе. ЗА и ПРОТИВ

№ 7 от 13 февраля 2013 года 13/02/2013

Педагог с 40-летним стажем Николай ТИХОНОВИЧ из Пуховичей считает, что религия не может улучшить поведение человека в обществе, и приводит много аргументов. «АиФ» выбрал те из них, что касаются мировоззренческой составляющей, и дал возможность представителю БПЦ, пресс-секретарю Минского епархиального управления о. Сергию ЛЕПИНУ привести свои доводы.

О свободе и счастье

Николай Тихонович: - Церковь, как свидетельствует история, всегда выполняла функции подавления свободы и укрепления господства правителей, иначе говоря, религия – это инструмент власти. Не зря  «кротость» и «нищету духа» идеализирует Христос в своей Нагорной проповеди*.

Сергий Лепин: - Да, Церковь всегда подавляла свободу - воровства, грабежей, бунтов, терроризма, разбоя, насилия и прочих преступлений против личности и общества, которые проповедовали разного рода революционеры-«свободолюбцы». Является ли религия инструментом власти? Ну, в свете вышеобозначенного можно задать и другой вопрос: являются ли власти инструментом религии? Церковь и власть всегда партнерски рассчитывали друг на друга, как и все социальные институты рассчитывают друг на друга в динамике сложных взаимодействий. Иногда эти ожидания оправдывались. Иногда - нет.

Николай Тихонович: - Люди по природе своей хотят быть счастливыми. Счастье строится самими людьми, их целеустремленностью, трудолюбием, настойчивостью. А о каком счастье человека может идти речь, если христианство объявило страдание благом: «Христос терпел и нам велел»?

Сергий Лепин: - Есть счастье - и есть блаженство. Счастье – сытое довольство сиюминутным и преходящим. Блаженство – от слова «благо». Церковь в каждом богослужении молится и о позитивных обстоятельствах сиюминутного: о телесном здравии и долгоденствии, о хорошей погоде, о мире, о благосостоянии и материальном благополучии и обо всем том, что относится к «счастью». Однако она призывает помнить о высшем благе, которое доступно каждому человеку независимо от того, удалась ли его жизнь с материалистической и гедонистической точки зрения. Благо, дарованное нам во Христе, которое, по сути, самим Христом и является, превыше всех земных обстоятельств, и иногда, чтобы достичь его и сохранить, нужно уметь и потерпеть – притом не только беды и несчастья, но и радости и везения. Последние иногда оказываются не менее разрушительными для духовных идеалов, чем первые. Да и вообще, терпение во имя определенных целей – это ценность любого зрелого, сформировавшегося мировоззрения, а не только христианского. Есть ситуации, которые человека подвигают к самоотречению и самопожертвованию – это то, что с каждым годом все сложнее и сложнее объяснять поколению, которое реклама учит «брать от жизни все».

О женщине и непротивлении злу

Николай Тихонович: - В христианском мировоззрении имеет место унизительное, потребительское отношение к женщине: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу…».

Сергий Лепин: - Идея послушания (старшим, закону, правилам и пр.) – это также часть любого здравого общества. Помощник машиниста слушается машиниста, рядовой слушается лейтенанта, мы обязаны подчиняться даже сигналам светофора... И что - можно ли говорить о царящем везде унижении и дискриминации? Общество пронизано властно-подчиненными отношениями, которые его и делают обществом. Семья – это часть этого общества. Это знали задолго до христианства. Поэтому суть христианства не в этой части цитаты из Священного Писания, а в ее продолжении: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5:25). Говорить о подчинении вне заповеданных идеалов любви и самопожертвования невозможно. Власть есть в любом обществе, но христианство предлагает совместить ее с любовью, которая превращается в нем в таинство и, сохраняя наши отличия, уничтожает возможность всякой дискриминации и уничижения: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3:27-28). Христианство, напротив, всячески способствовало тому, чтобы женщина «стала человеком». Самый великий святой в христианстве – Женщина! Я имею в виду Божию Матерь. Поэтому именно в христианском мировоззрении нет места для унижения и потребления.

Николай Тихонович: - Не выдерживает критики религиозная проповедь всеобщей любви и непротивления злу. Евангельское изречение: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», выдается как универсальный нравственный канон, призванный воспитывать в человеке гуманность и миролюбие. Однако абстрактная любовь к абстрактным людям не только бессмысленна, но и чужда нравственному воспитанию. Относиться одинаково к доброму человеку и равнодушному, к честному и криводушному, друзьям и недругам - значит потакать злу. Зло нужно четко определить и решительно с ним бороться. «Кто не карает зло, тот его пособник», - говорил Леонардо да Винчи.

Сергий Лепин: -Истинная любовь – это всегда индивидуальное, деятельное, творческое отношение. Любить любящих  - это универсальное место всякой морали, не только христианской. А любовь к врагам – истинная особенность учения Христа, в которой, среди прочего, подразумевается, что наше отношение к человеку мы должны уметь выстраивать поверх всего того, чем человек проявляет себя в этом мире, но чем он по сути своей не является. Наш ближний – это не тот, кто любит нас, а тот, кого возлюбили мы, кого мы должны возлюбить. Кроме того, Церковь всегда дистанцировалась от проповеди крайнего пацифизма и непротивления злу. Напротив, объявив эти доктрины еретическими, она освящала институты правосудия в обществе и призывала своих чад при необходимости встать на защиту родного края от врага – в том числе и с оружием.

О справедливости

Николай Тихонович:- Христианство не раскрывает понятия справедливости. Но, пряча голову в песок, отвлекая от обсуждения понятий социальной справедливости, усыпляя народ с помощью религии, мы только ухудшаем нравственное состояние общества.

Сергий Лепин:- Справедливость – это один из регулятивных принципов нашего отношения с окружающими наряду с лояльностью (действия по закону), корректностью (действия по совести). Христианская справедливость – это «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, поступайте и вы с ними» (Матф. 7:12).Не в том смысле, что с ближними нужно обращаться хорошо, чтобы они с тобой обращались хорошо. Нет! Нужно уметь творить добро вне соображений о своей выгоде и даже в готовности пожертвовать своими правами.

 

СПРАВКА

О кротости и нищете  духа:

Сергий Лепин: - Некоторые слова и словосочетания в библейском контексте и современном языке приобретают отличные и даже противоположные значения. Поэтому частично неприятие или непонимание христианского учения о духовной нищете имеет филологические причины.

Нищие духом есть те, кто, несмотря на все свои земные заслуги и достижения, осознал в себе недостаток и, стало быть, потребность в духовных благах, даруемых нам во Христе. «Нищие духом» земных своих заслуг не преувеличивают и скромно осознают, что без помощи Божией и Его благодати они ничего бы не достигли. Духовная нищета – это правильно расставленные приоритеты, самокритика и скромность.

Кротость – это некий христианский аналог мужества и невозмутимости. Как говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Кротость есть недвижимая скала, возвышающаяся над морем раздражительности... Кротость есть спокойная решимость на всякую скорбь и даже на смерть».

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно