На стороне «Исламского государства» воюют более 20 тыс. иностранцев. Среди них есть и выходцы из СНГ. Говорят, что более полутора тысяч. Да, большинство из них - из российского мусульманского мира. Но есть и настоящие Маши и Даши, выросшие в ауре славянской культуры, под звёздами православного мира, получившие образование по канонам советской школы. Что потянуло их в этот чужой и непредсказуемый для человека нашей культуры мир? Что оттолкнуло от нашей среды? И что особенно важно понять: почему среди них большинство - девушки?
Конечно, для людей, которые будут расследовать казус Вари Карауловой (следователи, психологи, учителя, политики), важно будет найти ответ на вопрос, по какой цепочке отношений прошла Варя, прежде чем приняла столь сложное для себя, семьи и друзей решение. Был ли со стороны лиц, оказавших на неё влияние, некий преступный умысел? Или доверчивая, не окрепшая в своих убеждениях и вере душа сама искала выхода для своих желаний и разочарований? Двигалась ли Варя к своему решению годами или на впечатлительную душу повлияли какие-то эмоциональные события в её семейном или дружеском окружении?
Чужие соблазны
Ответить на эти вопросы, конечно, важно. Важно потому, что все мы живём рядом с очень активным и быстро расширяющимся мусульманским миром. И там есть реакционное направление, тот же ИГИЛ. Они действуют напористо, изощрённо, проникая в дома и души с помощью не только расчётливой проповеди, но и Интернета, социальных связей. И нам нужно защитить своих детей от возможных посягательств на их сердца, души и даже жизни. Это одна, так сказать, прагматичная сторона дела.
Но есть и другие - более сложные и тонкие аспекты, вытекающие из казуса Вари. И эти аспекты связаны не с соблазнами и таинствами мусульманского мира, порой воспринимаемого молодёжью в красках «Шахерезады» и «Тысячи и одной ночи». Не всё можно объяснить и возрастной ломкой сознания и характера молодых людей, которая так хорошо известна и родителям, и учителям.
Бегство от своей культуры связано и с изъянами этой культуры. Особенно с теми советскими «поправками», которые были внесены в ходе коммунистических экспериментов в ХХ веке над душой и характером. Этот новый мир ещё более изменился за последние годы, когда стал насаждаться конъюнктурный псевдопатриотизм, приобретающий порой карикатурный облик.
В плену инквизиции
Жестокость, нетерпимость и враждебность этого мира ко всему, что не укладывается в примитивизированный патриотический канон, очень наглядно проявились в ходе обсуждения казуса Вари Карауловой в Интернете. Значительная часть блогеров, не успев ни в чём разобраться, не только начали требовать её ареста, суда, строгого наказания и исключения из университета, но и настаивали на том, что к ответственности нужно привлечь и родителей, и декана факультета, «допустившего серьёзные изъяны в воспитании студентов». Варю немедленно причислили к предателям и пособникам террористов. Мнения, в которых присутствовали нотки жалости или стремление разобраться в происшедшем, были в явном меньшинстве.
Общественная реакция на казус Вари очень явственно выявляет не изжитую до сих пор репрессивную составляющую нашего советского менталитета. Несмотря на то что со времени доклада Н. Хрущёва на ХХ съезде КПСС, осудившего практику большевистского насилия и сталинских жестокостей, прошло больше полувека, внедрённые в душу озлобленность на весь мир и нетерпимость даже к ближнему всё ещё ожесточают наши сердца. Вот и опять чаша зла оказалась полнее, чем чаша добра и прощения. Нам всё ещё хочется кого-то покарать, изгнать, назвать отщепенцем, заклеймить «врагом народа».
Темы неизжитого зла и мести постоянно звучат не только в выступлениях наших политиков, депутатов, правоохранителей и представителей церкви, но и в суждениях рядовых граждан. Словно мы ещё пребываем в плену кровавой романтики революционных лет.
К счастью, в случае с Варей Карауловой у заряженной было гильотины произошёл сбой. Словно после встречи В. Путина с Папой Римским посланный вслед добрый ангел, пролетая над Москвой, послал власти какой-то сигнал. Может, сама власть без участия ангелов осознала вдруг, что чаша зла опасно переполнилась и вот-вот опрокинется на наши улицы, селенья и души. Так или иначе, но… следователи «вдруг» сделали шаг назад. Вместо следственного изолятора (как предполагалось изначально) Варю отпустили домой, к родителям. Звучавшая ранее в заявлениях представителей МВД угроза возбуждения уголовного дела повисла в воздухе и… как бы растворилась. Появились и другие знаки: на философском факультете МГУ, где Варя училась до побега в Сирию, вместо угрозы отчисления пообещали рассмотреть возможность допустить её к сессии и оставить в числе студентов.
Конечно, пока ситуация находится в подвешенном состоянии. Ветер может перемениться. Вестников добра всё ещё могут вспугнуть. Но очень хочется верить, что история Вари Карауловой завершится миром, прощением, а не костром инквизиции. Хотелось бы, чтобы такой исход послужил не только смягчению наших ожесточённых сердец, но и улучшению мира.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть