4619

Юрий Белановский: Как Рождество сделать настоящим?

Около ста лет назад известный английский писатель Гилберт Честертон как-то обмолвился, что нет в цивилизованном мире людей, на жизнь которых так или иначе не повлияло бы Рождество Христово.

Пусть немногие знают подробности и глубинный смысл рождения Богомладенца, но все живут со знанием о родившемся Христе. Честертон ошибался. Он и не подозревал, что в отдельно взятой стране, отгородившей себя от мира «железным занавесом», вырастут несколько поколений людей, не знакомых даже с парой строк из Евангельской истории.

Я как раз принадлежу к тем поколениям, что выросли в Советском Союзе - стране, где Рождества не было. Его не было ни в обыденной культуре, ни в речи, ни на уроках, ни в газетах, ни по телевидению, ни на работе, ни на отдыхе. Рождество для целого народа, почти для всех советских граждан и для меня было невесомо и незначимо. Это слово не отсылало ни к чему и ни к Кому.

После падения СССР проповедники, апологеты, историки, богословы рассказали всем о Евангелии. Формально Россия – христианская страна. Может показаться, что признание самого факта рождения Иисуса Христа, торжественное богослужение по телевизору, статья в Википедии и некоторые знания подарили каждому из нас Рождество. Но очень многие люди понимают и чувствуют своим сердцем, что Рождество Христово не может войти в нашу жизнь просто так.

Что мы знаем о Рождестве?

Чтобы Рождество было настоящим, важно хотя бы в общих чертах иметь представление о нем, судить не по пересказам, а самому потрудиться. Думаю, мало кому не знаком первоисточник, где можно прочитать о Рождестве. Об этом я как-то писал в одной из своих заметок. Многие знают, что Христос родился, но не знают, как это произошло, что этому предшествовало и что за этим последовало. Кто кроме Марии - матери Младенца, участники этой истории? Как события происходили хронологически? Об этом всем говорят первые главы Евангелий от Матфея и от Луки.

Как бы слова евангелистов не выглядели просто, фактически каждая строчка из повествования о Рождестве Христовом (да и каждая строчка Евангелия) требует исторического, культурного и религиоведческого комментария от соответствующего специалиста. И такие комментарии и специалисты есть. Как Рождество связано с историей Израильского народа? Когда точно и где родился Иисус? Кто такой Август или Ирод? Была ли перепись и как она проводилась? Что представлял собой в то время Иерусалим и его окрестности? Что за город Вифлеем? Каковы обычаи евреев тех времен относительно обручения и свадьбы? В каких отношениях были Мария и Иосиф? Что значит быть священником в Иерусалимском храме? В какой части храма Ангел явился Захарии? Кто такие волхвы? И т.д. и т.п. Все это чрезвычайно интересно, тут можно исследовать бесконечно, узнавая все новые и новые подробности. Слава Богу, в наше время предостаточно книг и сайтов на эту тему.

Полезно взглянуть на Рождество Христово в сравнении с иными религиозными учениями. Обычно христианскими апологетами делается достаточно обоснованный вывод о самобытности рождественской истории, отмечаются ее принципиальные богословские отличия от иных древних повествований. Основная тема христианства и Рождества - Боговоплощение. Бог – Абсолют и Сила, не переставая быть Собой, становится беззащитным младенцем, нуждающемся в заботе. Бог – есть Любовь и поэтому пришел не столько поучать, сколько разделить с людьми их тяготы и невзгоды, послужить людям.

Все сказанное было бы разговором о прошлом, если бы Рождество Христово не проросло в человеческой культуре. Важно хоть чуточку понимать это. Христианство изменило европейскую культуру, а через нее и русскую и культуру всего мира. Я говорю о правах человека, об этических нормах, о месте и статусе ребенка в современном обществе, об отношении к мужчине и женщине, о психологии и педагогике, об искусстве (живописи, музыке, храмостроительстве), о науке, и даже о моде.

Как Рождество сделать настоящим?

И все же знаний не достаточно, хотя порой именно с них все и начинается. Чтобы Рождество Христово стало настоящим, в него нужно поверить!

Что значит поверить? Для христиан вера не имеет ничего общего с безоговорочным признанием какой-то истории или чего-то, что невозможно понять, но в чем нас убедили обилием доказательств. Вера - это не отказ от своих вопросов и сомнений. Вера – это личное отношение к кому-то, это уверенность в том, что он – друг, что он не подведет. Поверить в кого-то, в конечном итоге, означает признаться самому себе, что этот кто-то для тебя важен и значим, что ты готов доверить ему даже свою жизнь.

Поверить в Рождество – это признать его религиозно значимым для себя лично, это увидеть возможность встречи с Христом, довериться Ему, молиться и быть верным. Рождество только тогда становится настоящим, когда в принятии его лежит личное отношение к Иисусу - Сыну Марии и Сыну Божьему, и готовность принять всю ту историю, что Рождеством начинается, и те заповеди, что Сам Христос предлагает своим ученикам.

А как же поверить? На этот вопрос не ответит никто. Это всегда тайна, такая же глубокая и непостижимая, как любовь. Мы же знаем, что для создания настоящей семьи нужно полюбить свою вторую половинку, но само знание не дает нам любви. Говорят, что порой любовь дается в ответ на поиск и на желание ее обрести.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно