Жизнь состоит из решений, которых нет в учебниках. Каждый, столкнувшись с проблемой, сам извлекает её корень, соблюдает или нарушает правила, изучает полезные свойства характера и выводит формулу победы.
Но если все мы, ученики школы жизни, можем позволить себе ошибаться, то с учителей, вероятно, спрос другой? «Поступить как Учитель», показав пример, – работает ли эта установка вне кабинета? Я прошу учителей вспомнить истории, когда им пришлось дать урок самим себе.
Оставил бизнес ради педагогики. Предпочитает не списывать
Александр ШУЛЬГА, магистр экономических наук, учитель математики.
- Как получилось, что вы одновременно и учитель, и студент?
- Это называется «слушатель». Я получаю третье образование в педагогическом университете и имею право преподавать. А для меня сдавать экзамены и зачеты – это фактически повторять то, что делают мои школьники. Когда я даю детям контрольную или самостоятельную работу, я, естественно, не хочу, чтобы они списывали. Но, когда сам сдаешь экзамен, велик соблазн списать, это я понимаю, как студент. Не хочется упасть в грязь лицом, показать, будто что-то забыл. Но я думаю: как же я потом смогу требовать, чтобы дети не списывали, если сам списал? Это проявилось у меня на экзамене, когда доказательство одной теоремы просто вылетело из головы. Самое интересное, что потом вышел и вспомнил, а тогда был момент, когда думал о шпаргалке. Я честно сказал преподавателю, что не помню ответ, получил свою «семёрку» и ею доволен.
- Сейчас даже курсовую работу можно списать.
- Даже дипломную. Сейчас можно просто заказать любую работу за деньги – и тебе всё напишут. Я, когда узнал тему своей курсовой, сначала даже не понял, о чём речь, месяц ходил и мучился, но решил, что сам буду писать. Поговорил с куратором, она мне подсказала, что можно сделать. Я подобрал материалы, а потом уже и они были не нужны, само полилось. Надо было просто найти маленький ключик. В итоге получилась работа, на основании которой можно написать статьи в математические журналы.
- Как вообще получилось, что вы стали учителем?
- Я всю жизнь занимался бизнесом, а потом решил пойти по стопам бабушки, она у меня народный учитель СССР, преподаватель младших классов. К ней на все праздники приходили бывшие ученики, уже взрослые люди, а я, сколько себя помню, этим гордился. Рядом со мной человек, которого любят с детства.
- То есть «Учитель» в вас врожденный, «внутренний»?
- «Внутренний Учитель» в человека либо встроен постоянно, либо его нет вообще. Это какие-то жизненные принципы, которые заставляют поступать в соответствии с совестью.
- Совесть можно описать языком математики, какой-то закономерностью?
- Это скорее «закон бумеранга». Выпущенное тобой добро добром и откликнется. А допустишь зло, потом его же и будешь пожинать.
ИЗ ПРЕСТИЖНОГО ЛИЦЕЯ ПЕРЕШЁЛ В ОБЫЧНУЮ СРЕДНЮЮ ШКОЛУ
Дмитрий БОГОМОЛОВ, учитель физики.
- Я фанат физики, поэтому решил – кто, если не я? С лицеистами, которые супермотивированы, легко работать, но сможешь ли ты взять ребят со двора? Это было мое решение – пойти учить физике «нефизматовских» детей. Я не выигрывал в зарплате, и от дома эта школа дальше, но было желание что-то доказать себе.
- Смогли замотивировать детей?
- Думаю, да. Я не уверен, что они полюбили физику, но они точно увидели, что это такое – когда любишь своё дело.
- Какой закон физики вы доказали себе этим действием?
- (Смеется.) Второе начало термодинамики: любая система стремится к максимуму энтропии*.
- Есть у вас любимое правило?
- Конечно. Не врать себе и другим.
- Пожелайте что-нибудь учителям и родителям.
- Думаю, нам всем просто надо любить детей.
ОТКАЗАЛАСЬ ВЫСТУПАТЬ ЗА ДРУГУЮ СТРАНУ, ОСТАЛАСЬ ВЕРНА СВОЕЙ
Елизавета Яковлевна БУРСОВА, учитель русского и белорусского языков и литературы, мастер спорта, рекордсменка СССР по стрельбе из винтовки стоя, тренер.
- Как начиналась ваша спортивная история?
- Случайно попала в тир, потом сагитировала еще человек семь из нашего пединститута. У кого-то не получилось, кому-то надоело, а я осталась, мне понравилось. И зрение было хорошее, и нервы в порядке, не сравнить с теперешними, мне же 87 уже… Очень быстро попала в сборную республики. Однажды даже выступала на Спартакиаде народов СССР за команду мужчин, так хорошо стреляла. А как-то выступала на международных соревнованиях в Пекине, и мне сделали предложение остаться. Я отказалась, потому что люблю свою Беларусь. Было много возможностей уехать, но я хочу быть здесь, обожаю эту страну.
- А по специальности вам удалось поработать?
- Я окончила педагогический институт в 1955 году, очень любила свой предмет. Но в Минске мест не было, поэтому работала в сельских школах, затем год преподавала язык и литературу в Суворовском училище. А потом мне предложили стать тренером по стрельбе в ДОСААФ (среди учеников Елизаветы Яковлевны Евгений Барщевский и Галина Чуркина, участники юношеской сборной СССР. – Прим.).
- Но это же тоже преподавание.
- Да. Кроме того, что учила их стрелять, я еще старалась, чтобы шло формирование человека. Обязательно объясняла, что хорошо, а что плохо. Многие ребята приходили с улицы, были проблемные. Я им говорила: «А поставь себя на место матери. Что она чувствует?» Я хотела оторвать их от плохих поступков, научить стремиться к цели. Если у кого-то что-то не получалось, я никогда не прогоняла. Не всем быть мастерами спорта, можно выполнить и второй разряд. Всегда хотела сделать так, чтобы ребенок не разочаровался в спорте и людях.
- По литературе и языку скучали?
- Я с седьмого класса мечтала стать учителем русского языка и литературы, потому что у меня учительница была очень хорошая, вот она и привила мне любовь к чтению. Я до сих пор хожу в библиотеку. Если бы в то время в Минске было проще устроиться в школу, я бы совмещала преподавание с тренерской работой, но такой возможности не было.
- Скажите, а жизнь – это больше спорт или литература?
- Жизнь – это жизнь. Она многогранна. Важно оставаться честным человеком.
«АиФ»-ЛИТЕРАТУРА («АиФ»-УРОК)
Светлана БЕРГЕР, психолог, ведущая программы нравственного воспитания «Заочный институт позитивного поведения».
- Человек стремится найти голос совести и принять решение, руководствуясь именно совестью. Я уверена, она есть в каждом человеке, и именно она позволяет определить границы между добром и злом. Мы видим, как эта борьба разворачивается у нас на глазах. Мне проще привести притчу.
Одному правителю подарили птенца сокола. Правитель полюбил его, растил, а сокол привык сидеть рядом на ветке. Шло время, птенец стал мощной птицей, но отказывался летать. Тогда правитель обратился к мудрецам, велел исправить поведение птицы. Мудрецы пытались заставить сокола летать, но безуспешно. Когда правитель совсем отчаялся, ему сказали, что есть человек, который сможет помочь.
Утром правитель выглянул в окно – его сокол парил в небе. Он повелел привести человека, который сотворил чудо, и очень удивился, увидев простого крестьянина.
Правитель спросил: «Столько мудрецов пытались научить его летать, но не смогли. Как ты это сделал?» А крестьянин ответил: «Я просто срубил ветку».
Ложь – это та ветка, на которой мы привыкаем сидеть. Мы её оправдываем, привязываемся, держимся за неё. А она держит нас, не пуская в небо. Я желаю всем расправить крылья и взлететь.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть