8359

«Поступить как Учитель». Четыре поучительные истории из жизни педагогов

"Аргументы и факты" в Беларуси № 35. Новые вызовы для старой школы 01/09/2020
Важно, чтобы дети увидели, что это такое, когда учитель любит свое дело.
Важно, чтобы дети увидели, что это такое, когда учитель любит свое дело. Из личного архива

Жизнь состоит из решений, которых нет в учебниках. Каждый, столкнувшись с проблемой, сам извлекает её корень, соблюдает или нарушает правила, изучает полезные свойства характера и выводит формулу победы.

Но если все мы, ученики школы жизни, можем позволить себе ошибаться, то с учителей, вероятно, спрос другой? «Поступить как Учитель», показав пример, – работает ли эта установка вне кабинета? Я прошу учителей вспомнить истории, когда им пришлось дать урок самим себе.

Оставил бизнес ради педагогики. Предпочитает не списывать

Александр ШУЛЬГА, магистр экономических наук, учитель математики.

Фото: Из личного архива

- Как получилось, что вы одновременно и учитель, и студент?

- Это называется «слушатель». Я получаю третье образование в педагогическом университете и имею право преподавать. А для меня сдавать экзамены и зачеты – это фактически повторять то, что делают мои школьники. Когда я даю детям контрольную или самостоятельную работу, я, естественно, не хочу, чтобы они списывали. Но, когда сам сдаешь экзамен, велик соблазн списать, это я понимаю, как студент. Не хочется упасть в грязь лицом, показать, будто что-то забыл. Но я думаю: как же я потом смогу требовать, чтобы дети не списывали, если сам списал? Это проявилось у меня на экзамене, когда доказательство одной теоремы просто вылетело из головы. Самое интересное, что потом вышел и вспомнил, а тогда был момент, когда думал о шпаргалке. Я честно сказал преподавателю, что не помню ответ, получил свою «семёрку» и ею доволен.

- Сейчас даже курсовую работу можно списать.

- Даже дипломную. Сейчас можно просто заказать любую работу за деньги – и тебе всё напишут. Я, когда узнал тему своей курсовой, сначала даже не понял, о чём речь, месяц ходил и мучился, но решил, что сам буду писать. Поговорил с куратором, она мне подсказала, что можно сделать. Я подобрал материалы, а потом уже и они были не нужны, само полилось. Надо было просто найти маленький ключик. В итоге получилась работа, на основании которой можно написать статьи в математические журналы.

- Как вообще получилось, что вы стали учителем?

- Я всю жизнь занимался бизнесом, а потом решил пойти по стопам бабушки, она у меня народный учитель СССР, преподаватель младших классов. К ней на все праздники приходили бывшие ученики, уже взрослые люди, а я, сколько себя помню, этим гордился. Рядом со мной человек, которого любят с детства.

- То есть «Учитель» в вас врожденный, «внутренний»?

- «Внутренний Учитель» в человека либо встроен постоянно, либо его нет вообще. Это какие-то жизненные принципы, которые заставляют поступать в соответствии с совестью.

- Совесть можно описать языком математики, какой-то закономерностью?

- Это скорее «закон бумеранга». Выпущенное тобой добро добром и откликнется. А допустишь зло, потом его же и будешь пожинать.

ИЗ ПРЕСТИЖНОГО ЛИЦЕЯ ПЕРЕШЁЛ В ОБЫЧНУЮ СРЕДНЮЮ ШКОЛУ

Дмитрий БОГОМОЛОВ, учитель физики.

Фото: Из личного архива

- Я фанат физики, поэтому решил – кто, если не я? С лицеистами, которые супермотивированы, легко работать, но сможешь ли ты взять ребят со двора? Это было мое решение – пойти учить физике «нефизматовских» детей. Я не выигрывал в зарплате, и от дома эта школа дальше, но было желание что-то доказать себе.

- Смогли замотивировать детей?

- Думаю, да. Я не уверен, что они полюбили физику, но они точно увидели, что это такое – когда любишь своё дело.

- Какой закон физики вы доказали себе этим действием?

- (Смеется.) Второе начало термодинамики: любая система стремится к максимуму энтропии*.

СПРАВКА АиФ
*Энтропия - широко используемый в естественных и точных науках термин, обозначающий меру необратимого рассеивания энергии.

- Есть у вас любимое правило?

- Конечно. Не врать себе и другим.

- Пожелайте что-нибудь учителям и родителям.

- Думаю, нам всем просто надо любить детей.

ОТКАЗАЛАСЬ ВЫСТУПАТЬ ЗА ДРУГУЮ СТРАНУ, ОСТАЛАСЬ ВЕРНА СВОЕЙ

Елизавета Яковлевна БУРСОВА, учитель русского и белорусского языков и литературы, мастер спорта, рекордсменка СССР по стрельбе из винтовки стоя, тренер.

- Как начиналась ваша спортивная история?

- Случайно попала в тир, потом сагитировала еще человек семь из нашего пединститута. У кого-то не получилось, кому-то надоело, а я осталась, мне понравилось. И зрение было хорошее, и нервы в порядке, не сравнить с теперешними, мне же 87 уже… Очень быстро попала в сборную республики. Однажды даже выступала на Спартакиаде народов СССР за команду мужчин, так хорошо стреляла. А как-то выступала на международных соревнованиях в Пекине, и мне сделали предложение остаться. Я отказалась, потому что люблю свою Беларусь. Было много возможностей уехать, но я хочу быть здесь, обожаю эту страну.

- А по специальности вам удалось поработать?

- Я окончила педагогический институт в 1955 году, очень любила свой предмет. Но в Минске мест не было, поэтому работала в сельских школах, затем год преподавала язык и литературу в Суворовском училище. А потом мне предложили стать тренером по стрельбе в ДОСААФ (среди учеников Елизаветы Яковлевны Евгений Барщевский и Галина Чуркина, участники юношеской сборной СССР. – Прим.).

- Но это же тоже преподавание.

- Да. Кроме того, что учила их стрелять, я еще старалась, чтобы шло формирование человека. Обязательно объясняла, что хорошо, а что плохо. Многие ребята приходили с улицы, были проблемные. Я им говорила: «А поставь себя на место матери. Что она чувствует?» Я хотела оторвать их от плохих поступков, научить стремиться к цели. Если у кого-то что-то не получалось, я никогда не прогоняла. Не всем быть мастерами спорта, можно выполнить и второй разряд. Всегда хотела сделать так, чтобы ребенок не разочаровался в спорте и людях.

- По литературе и языку скучали?

- Я с седьмого класса мечтала стать учителем русского языка и литературы, потому что у меня учительница была очень хорошая, вот она и привила мне любовь к чтению. Я до сих пор хожу в библиотеку. Если бы в то время в Минске было проще устроиться в школу, я бы совмещала преподавание с тренерской работой, но такой возможности не было.

- Скажите, а жизнь – это больше спорт или литература?

- Жизнь – это жизнь. Она многогранна. Важно оставаться честным человеком.

«АиФ»-ЛИТЕРАТУРА  («АиФ»-УРОК)

Светлана БЕРГЕР, психолог, ведущая программы нравственного воспитания «Заочный институт позитивного поведения».

учителя
Фото: Из личного архива

- Человек стремится найти голос совести и принять решение, руководствуясь именно совестью. Я уверена, она есть в каждом человеке, и именно она позволяет определить границы между добром и злом. Мы видим, как эта борьба разворачивается у нас на глазах. Мне проще привести притчу. 

Одному правителю подарили птенца сокола. Правитель полюбил его, растил, а сокол привык сидеть рядом на ветке. Шло время, птенец стал мощной птицей, но отказывался летать. Тогда правитель обратился к мудрецам, велел исправить поведение птицы. Мудрецы пытались заставить сокола летать, но безуспешно. Когда правитель совсем отчаялся, ему сказали, что есть человек, который сможет помочь.

Утром правитель выглянул в окно – его сокол парил в небе. Он повелел привести человека, который сотворил чудо, и очень удивился, увидев простого крестьянина.

Правитель спросил: «Столько мудрецов пытались научить его летать, но не смогли. Как ты это сделал?» А крестьянин ответил: «Я просто срубил ветку».

Ложь – это та ветка, на которой мы привыкаем сидеть. Мы её оправдываем, привязываемся, держимся за неё. А она держит нас, не пуская в небо. Я желаю всем расправить крылья и взлететь.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно