На мой взгляд, это общая проблема общества в целом. Изменились понятия морали, рамки поведения и отношение к старшему поколению, и, конечно, свою роль сыграло вопиющее реформирование образования в начале нулевых годов.
Неприятно видеть, как профессия учителя перестает быть уважаемой и все больше обесценивается. Безусловно, хамство учеников на уроках вызывает у учителя чувство незащищенности и бессилия, ему все труднее удерживать дисциплину в классе. Это сказывается на качестве школьного образования, в результате растет спрос на индивидуальных репетиторов, которым надо платить деньги. Равно как и в медицине: есть бесплатные врачи, есть платные, и разница в отношении к работе и результатах лечения очевидна.
Надо что-то делать
Законодательно защитить учителей от учеников вряд ли возможно без обратного эффекта. Трудно обозначить на бумаге, где грань хамства. Но реальные истории говорят: надо что-то делать, чтобы правильно и результативно развивать сотрудничество учителей, учеников, родителей. Пока конфликты можно скрывать - все тихо. Как только появляется скандальный случай - все хватаются за головы. Почему часто молчат руководители школ - это понятно: конфликты и правонарушения сказываются на имидже школьного учреждения. Если возникает конфликтная ситуация, первоначально ее надо решить на уровне класса совместно с психологами и социальными педагогами. Но так, чтоб виноватые поняли, где рамки, после которых начнется административная или уголовная ответственность. Однако часто в реальности виноватые (учителя или ученики) остаются безнаказанными, что порождает новую волну беспредела со стороны как одних, так и других. Каждый конфликт надо рассматривать с разных сторон, что и почему случилось на уроке. Каждый случай - это часть айсберга, и причины - глубокая, невидимая его часть, заключенная в характере ребенка, в его отношении к миру и к людям, в ситуации в семье, в окружении, в интересах и мотивации.
Личность
Конечно, важна личность учителя: как он ведет урок, умеет ли заинтересовать класс. Значение имеет все - методики, формы преподавания, наглядные пособия, голос, настроение, особенно уважение и искренность к ученикам и любовь к своей профессии.
В 90-х годах я приходила в ужас от американских фильмов, где ученики издевались над учителями, могли ударить или оскорбить, хамили и срывали уроки. А сейчас это стало реальностью у нас... Что делать? Почему вседозволенность учеников или, наоборот, агрессия учителей стали нормой? Посмотрите вокруг: такая модель поведения в целом везде! Мы видим такие примеры по телевидению, в Интернете, в магазине, в автобусе. На мой взгляд, в 80-90-х гг. информационное пространство было, что ли, добрее, моральнее. Я работала в школе с 1992 по 2002 г., и никогда не было проблем с учениками. Вспоминаю с благодарностью то время и всех своих учеников: мы слушали и слышали друг друга. Работа очень нравилась, воспоминания самые теплые. В то время многие мои однокурсники и друзья работали в школах, но после реформы образования практически все ушли в другие сферы.
Государство само сделало учителя незащищенным. Дайте достойную зарплату, пропагандируйте важность профессии учителя, запретите гаджеты на уроках, размещайте в СМИ позитивные контенты, развивайте сеть внешкольных секций, создайте условия для развития нового поколения - доброго, умного, творческого, перспективного, и, возможно, что-то изменится в лучшую сторону.
Татьяна Носова, Минск
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть