83

От проекта к системе: как развивается инклюзивное образование в Беларуси

В Беларуси завершён проект «Инклюзивное образование: благоприятная среда для развития потенциала каждого ребёнка». Его реализовывали Министерство образования Республики Беларусь и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации.

Равные возможности

Инклюзивное образование создаёт условия, в которых каждый ребёнок может учиться вместе с другими, независимо от особенностей своего развития и здоровья, и реализует своё право на качественное образование, социальное участие и развитие потенциала. Таким образом, цель проекта - помочь создать в Беларуси такую систему образования, в которой каждый ученик получит все необходимое для обучения и развития.

Проект «Инклюзивное образование: благоприятная среда для развития потенциала каждого ребёнка», стартовавший в 2022 году, охватил семь регионов страны, 118 учреждений образования: 59 школ и 59 детских садов. Уникальность проекта в том, что, в отличие от многих стран, в которых инклюзия развивается только в отдельных областях (например, дошкольном или начальном), Беларусь создает целостную модель инклюзии во всей структуре системы образования.

Фото: ЮНИСЕФ

Фундамент инклюзии

Одним из ключевых достижений проекта стала разработка Национальной стратегии по развитию инклюзивного образования до 2030 года, которая определяет долгосрочные цели и задачи в области инклюзии.

Стратегия охватывает адаптацию системы образования к потребностям детей с инвалидностью, обеспечение равного доступа к образованию во всех регионах и интеграцию принципов инклюзии в подготовку педагогических кадров. В процессе разработки этой стратегии участвовали ученые, педагоги, представители общественных организаций и родительские ассоциации.

Квалифицированные кадры

Реформа в образовании невозможна без квалифицированных педагогов, поэтому благодаря проекту в Беларуси внедрен системный подход к непрерывной подготовке кадров.

Во-первых, разработан обязательный курс по инклюзивному образованию для студентов педагогических профессий. Это значит, что каждое новое поколение учителей приходит в сады и школы с базовыми знаниями об инклюзии.

Во-вторых, для практикующих педагогов созданы новые программы и курсы повышения квалификации. И прежде чем приступить к созданию таких учебных программ, специалисты Института инклюзивного образования БГПУ в 2022 году провели масштабное исследование, в котором приняли участие 14 650 человек: педагоги детских садов, школ и центров дополнительного образования. На основе исследования были выбраны удобные форматы работы и темы.

Фото: ЮНИСЕФ

Индекс инклюзии

В 2024 году был разработан и апробирован индекс инклюзии – инструмент для оценки уровня инклюзии в образовательных учреждениях. Он охватывает три ключевых блока: ресурсы образовательной среды (инфраструктура, оборудование, учебные материалы); инклюзивная культура участников (отношение педагогов, родителей, детей к принципам совместного обучения); условия, процесс и результаты образовательной практики (качество обучения, адаптация программ, уровень вовлечённости детей).

Первый национальный мониторинг показал средний индекс по стране 8,6 из 10. К слову, самый высокий показатель был в Могилёвской области (8,76).

Общественное мнение

Инклюзия невозможна без изменения общественного восприятия. Как отмечают специалисты Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), даже при наличии законов, методик и материальной базы успех зависит от того, как родители, педагоги, дети и общество в целом принимают идею совместного обучения.

С этой целью была проведена национальная информационная кампания «Просто дети в школе», охватившая более 1,6 млн человек. В ней участвовали дети с инвалидностью, их родители, учителя и выпускники инклюзивных классов. Основной акцент в процессе этой кампании был сделан на снижение стигматизации и разрушение стереотипов: дети с особенностями развития показаны не как «особые» или «отдельные», а как равные участники образовательного процесса.

Безбарьерная среда

Важным направлением работы проекта стало и улучшение доступности образовательной среды. Проведена адаптация зданий и территорий, закуплено и установлено более 900 единиц оборудования для повышения доступности.

Также в рамках проекта по всей стране было закуплено более 400 единиц ассистивного оборудования на 750 тыс. долл. Ассистивное оборудование - специальные устройства, программные и другие средства, которые позволяют расширить возможности детей с особыми образовательными потребностями: лучше читать, писать, запоминать, ходить, видеть, слышать и общаться. Речь идёт о специализированных компьютерах и планшетах с программами для детей с нарушениями слуха и зрения; коммуникационных устройствах для детей с тяжёлыми нарушениями речи, позволяющих выражать мысли и взаимодействовать со сверстниками и учителями и проч. Таким оборудованием пользуются 3,2 тыс. детей.

Старт для будущего

Хоть трёхлетний проект официально завершён, заместитель начальника главного управления - начальник отдела дошкольного образования Минобразования Альбина ДАВИДОВИЧ отмечает, что инклюзивное образование – это непрерывный процесс, и завершение проекта – это не финал, а старт нового этапа.

Разработанная стратегия до 2030 года, работа с педагогическими кадрами, инструменты оценки и прочее – всё это залог того, что инклюзивное образование станет неотъемлемой частью белорусской системы образования, обеспечивая каждому ребенку возможность реализовать свой потенциал.

Оставить комментарий (0)