В Беларуси завершён проект «Инклюзивное образование: благоприятная среда для развития потенциала каждого ребёнка». Его реализовывали Министерство образования Республики Беларусь и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации.
Равные возможности
Инклюзивное образование создаёт условия, в которых каждый ребёнок может учиться вместе с другими, независимо от особенностей своего развития и здоровья, и реализует своё право на качественное образование, социальное участие и развитие потенциала. Таким образом, цель проекта - помочь создать в Беларуси такую систему образования, в которой каждый ученик получит все необходимое для обучения и развития.
Проект «Инклюзивное образование: благоприятная среда для развития потенциала каждого ребёнка», стартовавший в 2022 году, охватил семь регионов страны, 118 учреждений образования: 59 школ и 59 детских садов. Уникальность проекта в том, что, в отличие от многих стран, в которых инклюзия развивается только в отдельных областях (например, дошкольном или начальном), Беларусь создает целостную модель инклюзии во всей структуре системы образования.

Фундамент инклюзии
Одним из ключевых достижений проекта стала разработка Национальной стратегии по развитию инклюзивного образования до 2030 года, которая определяет долгосрочные цели и задачи в области инклюзии.
Стратегия охватывает адаптацию системы образования к потребностям детей с инвалидностью, обеспечение равного доступа к образованию во всех регионах и интеграцию принципов инклюзии в подготовку педагогических кадров. В процессе разработки этой стратегии участвовали ученые, педагоги, представители общественных организаций и родительские ассоциации.
Квалифицированные кадры
Реформа в образовании невозможна без квалифицированных педагогов, поэтому благодаря проекту в Беларуси внедрен системный подход к непрерывной подготовке кадров.
Во-первых, разработан обязательный курс по инклюзивному образованию для студентов педагогических профессий. Это значит, что каждое новое поколение учителей приходит в сады и школы с базовыми знаниями об инклюзии.
Во-вторых, для практикующих педагогов созданы новые программы и курсы повышения квалификации. И прежде чем приступить к созданию таких учебных программ, специалисты Института инклюзивного образования БГПУ в 2022 году провели масштабное исследование, в котором приняли участие 14 650 человек: педагоги детских садов, школ и центров дополнительного образования. На основе исследования были выбраны удобные форматы работы и темы.

Индекс инклюзии
В 2024 году был разработан и апробирован индекс инклюзии – инструмент для оценки уровня инклюзии в образовательных учреждениях. Он охватывает три ключевых блока: ресурсы образовательной среды (инфраструктура, оборудование, учебные материалы); инклюзивная культура участников (отношение педагогов, родителей, детей к принципам совместного обучения); условия, процесс и результаты образовательной практики (качество обучения, адаптация программ, уровень вовлечённости детей).
Первый национальный мониторинг показал средний индекс по стране 8,6 из 10. К слову, самый высокий показатель был в Могилёвской области (8,76).
Общественное мнение
Инклюзия невозможна без изменения общественного восприятия. Как отмечают специалисты Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), даже при наличии законов, методик и материальной базы успех зависит от того, как родители, педагоги, дети и общество в целом принимают идею совместного обучения.
С этой целью была проведена национальная информационная кампания «Просто дети в школе», охватившая более 1,6 млн человек. В ней участвовали дети с инвалидностью, их родители, учителя и выпускники инклюзивных классов. Основной акцент в процессе этой кампании был сделан на снижение стигматизации и разрушение стереотипов: дети с особенностями развития показаны не как «особые» или «отдельные», а как равные участники образовательного процесса.
Безбарьерная среда
Важным направлением работы проекта стало и улучшение доступности образовательной среды. Проведена адаптация зданий и территорий, закуплено и установлено более 900 единиц оборудования для повышения доступности.
Также в рамках проекта по всей стране было закуплено более 400 единиц ассистивного оборудования на 750 тыс. долл. Ассистивное оборудование - специальные устройства, программные и другие средства, которые позволяют расширить возможности детей с особыми образовательными потребностями: лучше читать, писать, запоминать, ходить, видеть, слышать и общаться. Речь идёт о специализированных компьютерах и планшетах с программами для детей с нарушениями слуха и зрения; коммуникационных устройствах для детей с тяжёлыми нарушениями речи, позволяющих выражать мысли и взаимодействовать со сверстниками и учителями и проч. Таким оборудованием пользуются 3,2 тыс. детей.
Старт для будущего
Хоть трёхлетний проект официально завершён, заместитель начальника главного управления - начальник отдела дошкольного образования Минобразования Альбина ДАВИДОВИЧ отмечает, что инклюзивное образование – это непрерывный процесс, и завершение проекта – это не финал, а старт нового этапа.
Разработанная стратегия до 2030 года, работа с педагогическими кадрами, инструменты оценки и прочее – всё это залог того, что инклюзивное образование станет неотъемлемой частью белорусской системы образования, обеспечивая каждому ребенку возможность реализовать свой потенциал.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть