37

Как помочь ребёнку с инвалидностью адаптироваться к школе?

«Дайте детям время и возможность испытывать противоречивые эмоции».
«Дайте детям время и возможность испытывать противоречивые эмоции». unicef.by

Один из главных принципов инклюзии в образовании звучит так: все дети, независимо от особенностей здоровья и развития, могут учиться в общеобразовательной школе вместе со сверстниками.

Но у большинства родителей детей с инвалидностью эта тема связана со множеством тревог и волнений. Примет ли ребёнка детский коллектив, сможет ли он найти друзей? И как облегчить адаптацию к новому жизненному этапу?

Разбирались вместе со специалистами в рамках информационной кампании «Просто дети в школе», которая реализуется Министерством образования Беларуси и Детским фондом (ООН) ЮНИСЕФ в Беларуси при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации. Одна из ключевых целей кампании — изменение отношения и поведения к праву детей с инвалидностью на качественное образование и социальную инклюзию.

– Начало обучения в школе – один из наиболее значимых, но одновременно один из самых волнительных моментов в жизни любого ребёнка, независимо от того какой социальный опыт у него был до этого момента, – считает Юлия Бореева, учитель-дефектолог, педагог-психолог, магистр психологии из Барановичей. – Дети обычно ждут этого события. И как произойдет встреча со школой, зависит от многих факторов: психологическая готовность самого ребёнка к обучению в школе, готовность родителей «отпустить» ребёнка в новую школьную жизнь и готовность школы принять детей в многообразии их проявлений. Пересаживая растение, мы максимально деликатно это делаем, применяем щадящий способ. Но растение всё равно обязательно «переболеет». Так и ребёнок, попавший в новую для себя социальную ситуацию развития, имеет право получить время на адаптацию и связанные с этим периодом противоречивые эмоции: радость, волнение, неуверенность, тревогу, ожидание, страх. Это нормальная реакция живого организма. Задачи возраста, которые необходимо решать. Поддержка и внимание нужны каждому ребёнку на этом возрастном этапе. Однако важно помнить, что пройти за ребёнка этот путь невозможно.

По мнению специалиста, процесс адаптации к школе у детей с особенностями психофизического развития зависит от множества факторов: индивидуальных особенностей самого ребёнка, конкретных психофизических нарушений и отношением к этим нарушениям близкого окружения, от того социального опыта, который уже был у семьи до поступления в школу. У ребёнка, который посещал детский сад или развивающий центр, будет совершенно разный опыт коммуникации по сравнению с тем, кто до школы в основном находился дома.

Фото: unicef.by

– Конечно, во втором случае на адаптацию понадобится больше времени и терпения. Представим ученика с трудностями в обучении. Он способен самостоятельно себя обслуживать, но до поступления в школу редко бывал в детском коллективе. Это нормально, что он будет плакать, скучать по маме и «вызывать» её в школу всеми возможными для него способами – разливать на себя еду, не успевать в туалет и т.д. Учитывая эти обстоятельства, и родителям, и педагогам нужно быть максимально бережными и не торопить события.

– Могут ли тревоги родителей передаваться детям?

– Дети очень хорошо считывают состояние и настроение значимых для себя взрослых. И то, приняли ли они особенности развития. Тем более это касается детей с инвалидностью, поскольку большую часть жизни до школы они проводят в тесном контакте с мамой и папой. В моей практике было два совершенно разных случая отношения родителей к особенностям развития ребёнка, соответственно, два разных процесса адаптации к школе. Учащиеся первого класса с нарушением опорно-двигательного аппарата, передвигаются на коляске. Один не видел преград для общения. Поездки на экскурсии? Да. Игра с мячом? Да. Гонять по коридору? Да. А дома специальный велосипед ждёт. И второй мальчишка. Со слезами на глазах задавал вопрос педагогу: «Вы же не оставите меня в классе, когда все пойдут на прогулку? А то приду и дома буду сидеть. Мама меня на прогулку не берёт». Будет ли возникать необходимость в дополнительной психологической поддержке таких детей? Да, конечно. Но всё это должно происходить на диагностической основе или по конкретному запросу со стороны родителей, педагогов, самих учеников с особенностями развития. Для этого в школах на законодательном уровне всё разработано. Психологическое сопровождение может осуществлять социально-педагогическая и психологическая служба школы, а в случае необходимости может быть оказана психолого-педагогическая помощь. Но эта работа должна вестись со всеми детьми, родителями и педагогами, независимо от наличия особенностей в развитии. На мой взгляд, это и есть основная цель инклюзии, в том числе и в образовании.

– Поделитесь, как в Барановичской школе №1, где вы работаете с детьми с инвалидностью, уделяют внимание психологической поддержке?

– Мы обратили внимание на такую важную тему, как развитие эмоционального интеллекта у наших учащихся. По определению известных авторов в мире психологии С. Стейна и Г. Бука, эмоциональный интеллект «является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным». И выяснили, что около 60% учащихся нашей школы могут различить простые базовые эмоции свои и окружающих – радость, грусть, злость и т.д. И лишь около 10% учеников могут их назвать, среди мальчиков и девочек с особенностями развития этот показатель ещё ниже.

В связи с этим инициативной группой педагогов школы было принято решение о разработке плана проекта, который позволяет реализовать мероприятия, направленные на развитие эмоционального интеллекта. В стенах нашего учреждения образования начала работу студия двигательных и арт-практик. Здесь у школьников появилась возможность познакомиться с видами эмоций, научиться определять свои эмоции и эмоции окружающих людей по выражению лица, мимике и жестам, устанавливать причинно-следственные связи между эмоцией и теми событиями, которые происходили до и после их возникновения, научиться их контролировать. А также формировать умение выражать свои чувства через творчество, в социально приемлемой форме. Мы не ставили перед собой цель провести научное исследование и делать какие-то глобальные выводы, а хотим лишь помочь учащимся лучше понимать себя и окружающих, нейтрализовать напряжение в общении, следовательно, способствовать индивидуальной адаптации и коллективному сплочению. Для детей с особенностями развития, мир которых часто сосредоточен на взаимодействии с врачами, реабилитации в специальных учреждениях, это очень важная сфера, на которую обязательно должны обратить внимание родители до прихода ребёнка в школу и во время адаптации.

Фото: unicef.by

«Инклюзия в образовании необходима для воспитания человечных и эмпатичных людей»

Одна из самых больших тревог в вопросе школьной адаптации детей с особыми образовательными потребностями связана с проблемой стигматизации. Ребёнок может отличаться от сверстников внешностью, поведением, передвигаться на ходунках или в инвалидной коляске. Всё это может вызывать в детском коллективе вопросы, на которые и педагогам, и родителям нужно правильно реагировать.

– Стигма является признаком отличия и основана на предубеждениях и стереотипах, существующих в обществе. Наличие в группе детей со стигмой часто приводит к стигматизации, то есть особому отношению к тем, кто чем-то отличается от других. Дети перенимают предубеждения от взрослых с 4-5 лет, – рассказывает Нина Козырева, доцент кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования Института инклюзивного образования БГПУ им. Максима Танка. – Стигма вызывает тревогу у обеих сторон. Ребёнок с особенностями развития может чувствовать себя неуверенно, а у сверстника возникают вопросы: как нам взаимодействовать? Не опасно ли это для меня? Психика человека так устроена, что обычно люди устанавливают жёсткие границы с теми, кто является для них человеком непонятным, не принятым большинством. Если кто-то отличается от нас поведением, внешним видом, и мы оцениваем его негативно, то неосознанно стремимся подчеркнуть всё, что соответствует нашим негативным представлениям. А всё хорошее – фильтруется и отбрасывается. Общение друг с другом происходит не на равных. Ты отличаешься от меня – значит, я не знаю, чего ждать от нашего контакта. Эти чувства могут не давать ребёнку с особыми потребностями влиться в коллектив. Повторюсь, что все знания о норме и отличиях, отношение к каждому конкретному отличию перенимается детьми от взрослых. Причём важно не только то, что говорит мама, папа или педагог, но и то, что они демонстрируют. Именно взрослые часто формируют у детей предвзятость к другим людям.

– Как в таком случае помочь детям с инвалидностью избежать стигмы?

– Так устроено наше общество – всё, что не соответствует общепринятому, не вписывается в рамки, подвергается разного рода санкциям. В рамках школьного коллектива cтигматизацию преодолеть можно, если педагогами и администрацией будет проделана грамотная работа по работе с детьми и будут прилагаться усилия по созданию благоприятной психологической атмосферы для каждого ученика. Ведь инклюзия в образовании необходима не только для того, чтобы давать равные возможности детям в обучении и развитии, но и для того, чтобы воспитывать человечных и эмпатичных людей.

– Поделитесь, пожалуйста, своими рекомендациями.

– До прихода в школу родителям детей с особенностями развития важно подготовить ребёнка. Научить его презентовать себя перед детским коллективом, знакомиться, просить о помощи, когда это необходимо. Есть такое важное умение – доброжелательно выслушать сверстника. Ему тоже нужно учиться, поскольку это помогает быть принятым коллективом.

Важно правильно формировать у школьников представление о том, какие могут быть особенности психофизического развития у детей. Причём до того, как такой ученик появится в классе. Уделять внимание развитию нравственных качеств, говорить о таких ценностях, как уважение, дружба, поддержка. Подчеркивать, что каждый ребёнок уникален, у всех есть сильные и слабые стороны. Дети начинают свой путь, учатся, каждый имеет право на получение образования. Педагог-психолог, педагог в школе, родители должны показывать образец достойного отношения к детям, причём ко всем, а не только к детям с особыми образовательными потребностями. Школьникам с детства важно усвоить, что мир разнообразен, и каждый человек имеет какие-то свои особенности – характера, внешности, способностей. Всё вышеперечисленное способствует воспитанию у детей нравственных качеств. А чем выше уровень нравственности и толерантности в обществе, тем меньше стигматизации.

Фото: unicef.by

 

Где родители и дети могут получить психологическую помощь?

1. Социально-педагогические центры (СПЦ), куда можно обратиться с ситуациями детско-родительских отношений, вопросами проблемного поведения ребёнка. В СПЦ получить консультацию могут не только родители, но и подростки.

2. Бесплатные телефонные линии, где помогут в кризисной ситуации:

  • детская телефонная линия – 8-801-100-16-11 (ежедневно, круглосуточно)
  • линия в Республиканском центре психологической помощи – 8-017-300-10-06

3. Центры, дружественные подросткам, которые работают по всей Беларуси и оказывают в том числе психологическую помощь в формате консультаций. Найти центр в своем городе можно на сайте www.junior.medcenter.by

4. Онлайн-платформа www.talk2ok.by, где подростки, начиная с 14 лет, могут получить помощь в виде онлайн-консультаций – в формате аудио- и видеочатов. Также на платформе работают равные консультанты, если ребёнок хочет обсудить свою проблему со сверстником. Эту платформу создали эксперты Республиканского центра психологической помощи БГПУ вместе с ЮНИСЕФ в Беларуси.

Оставить комментарий (0)