1997

Опять в школу?! Почему среднее образование без родителей почти невозможно

"Аргументы и факты" в Беларуси № 38. Вставить свои пять 17/09/2024
Многим родителям, вернувшимся домой с работы, нередко приходится заниматься с ребенком домашними заданиями с попутным объяснением уже пройденного в школе материала. Поскольку «учителей математики и физики не хватает, хотя ситуация с кадрами в последние годы немного улучшилась, особенно с педагогами начальных классов…».
Многим родителям, вернувшимся домой с работы, нередко приходится заниматься с ребенком домашними заданиями с попутным объяснением уже пройденного в школе материала. Поскольку «учителей математики и физики не хватает, хотя ситуация с кадрами в последние годы немного улучшилась, особенно с педагогами начальных классов…». / Татьяна Лазарева / Коллаж АиФ

День знаний – большой праздник, но для родителей он, как правило, сопряжен с тревогой. Ведь нужно перестраиваться на новый лад, а к работе и домашним делам добавляется ещё и учеба. Без родителей она чаще всего не обходится, и дело не только в домашних заданиях.

МНОГОЕ ДАВИТ НА НЕРВЫ

Ожившие после затишья школьные чаты вновь погружают родителей в нескончаемый поток информации, отрывая от дел и, будем откровенны, зачастую действуя на нервы.

…И началось: то прежний классный руководитель написал прощальную речь, а новый – приветственную; то часть учителей-предметников ушла, а вот кто пришёл или придёт, почему-то ещё неизвестно; то обсуждение бесконечных вопросов – учебники, расписание, питание, родительское собрание, поиск и сбор комплекта обязательных дополнительных тетрадей почти для каждого предмета.

Причем на семью с одним школьником обычно приходится несколько таких чатов: с классным руководителем и без него. А если детей больше, то и количество чатов соответственно вырастает в разы. Конечно же, у многих это не вызывает ничего, кроме раздражения.

«Такое ощущение, что с появлением чатов родсобрание просто перекочевало в мой телефон, а общение в нём не прекращается никогда, даже поздно вечером. А ведь были времена, когда мой старший сын учился без всех этих мессенджеров и чатов», – говорит мама двоих детей Алёна ПРОКОПОВИЧ. Но всё-таки многие родители видят в чатах определенную пользу, ведь в любой момент можно что-то спросить, о чём-то договориться или, например, узнать домашнее задание и прочее.

Но самое страшное даже не это, а череда домашних заданий – каждый день по нескольким предметам. Выучить вместе с ребёнком стих, решить задачи и уравнения, подготовить доклад, написать сочинение, на урок иностранного языка сделать проект дополнительно к объемному письменному и устному заданию, описать, сравнить и зарисовать характеристики споровых растений, семян, плодов и прочее… К сожалению, в некоторых случаях требуется не только помощь в выполнении домашних заданий, но и освоение и проработка тем по ряду учебных дисциплин. А что же делать, если, например, по математике или физике, требующим постепенного и последовательного изучения учебного материала, долгое время нет постоянного учителя и на замену приходят не только профильные учителя, но и преподаватель искусства или даже… социальный педагог? Вот и приходится родителям вспоминать, а часто – получать образование по новой. Попробуй совмести с основной и домашней работой!

К слову, активную вовлеченность родителей в учебный процесс, даже в старших классах, демонстрируют те же чаты, в которых постоянно уточняются «домашка» и решение сложных задач.

ДЕСЯТКА МАМЕ

Современный ребёнок способен учиться самостоятельно, особенно при наличии грамотного и корректного педагога, а также достаточного количества времени на закрепление полученных навыков. Правда, здесь возникают психологические нюансы. Как правильно помочь ребёнку, не сделав его инфантильным? Как не чувствовать себя виноватым, что что-то недодал и недоделал? Давать ли ребёнку право на ошибки? И стоит ли стремиться к уровню родителей, демонстрирующих на просторах интернета успехи своих детей?

«Очень важно, чтобы в начальной школе научили учиться! То есть педагогу в идеале нужно развить умение ребёнка находить и систематизировать знания, использовать накопленный опыт и не расстраиваться, если что-то не получается. Но не все преподаватели могут мастерски это реализовать. Поэтому, если вы видите, что ребёнку что-то непонятно и ему некомфортно, только в этом случае имеет смысл помочь, подключившись к учебному процессу. К тому же лучше, чем мы, никто не знает наших детей, – говорит семейный психолог Оксана БЛАНК. – Но в то же время это вовсе не значит, что ребенка нужно на протяжении всех школьных лет волоком тащить на своей спине. Ваша задача – дать ему возможность овладеть базовыми знаниями, а главное – грамотно организовать систему оказания помощи в учебе, исключая гиперопеку и перфекционисткие порывы души. И, конечно, нельзя допускать ситуации, которая встречалась в моей профессиональной практике, когда младшеклассница на вопрос, как дела в школе, ответила, что бабушка, бывший учитель математики, плакала из-за двойки по математике. Девочку это вовсе не расстроило, так как она считает, что это сугубо личное переживание бабушки, а конкретно к ней эта ситуация не имеет никакого отношения. Этот пример сигнализирует о том, что система помощи с учебой в семье ребенка неправильно организована».

По словам эксперта, все мы живем в быстром информационном потоке, но, конечно, труднее приходиться детям: школьная программа объёмная и интенсивная, да и индивидуальные черты характера никто не отменял. Кто-то обладает быстрой реакцией, а кто-то, наоборот, более эмоциональный и медлительный. И, действительно, некоторые родители в соцсетях с гордостью рассказывают о том, как их дети демонстрируют уникальные способности: они одновременно и отличники, и музыканты, и вокалисты, и спортсмены, и шахматисты, и просто красавцы. Но почти никто из родителей не говорит о том, что стоит за таким успехом. Зачастую из-за чувства хронической тревоги и постоянной перегрузки такие дети становятся клиентами психологов. Кстати, бывает и так, что любящие родители просто приукрашивают действительность.

И, конечно же, вполне ожидаемо, что ближе к средней школе, а часто и раньше у родителей уже не получатся осваивать с детьми школьную программу. Количество заданий и предметов становится всё больше, а главное – они постоянно усложняются. И если самые стойкие родители продолжают «грызть гранит наук», то что же делать остальным? Искать репетиторов?

И репетиторы без работы не остаются, это свидетельствует о том, что родители полностью не полагаются на школу в обучении своих детей. С поиском репетиторов у родителей появляется новый повод для тревоги: правильный ли выбор сделали, будет ли толк от потраченных денег или ребёнку нужно совсем иное?..

УЧИТЕЛЬ ИСКУССТВА КАК МАТЕМАТИК

Справедливости ради стоит заметить, что в стремлении найти репетиторов или своими силами подтянуть уровень знаний ребёнка родители нередко бывают правы. Действительно, у современной школы бывают проблемы и с качеством образования, и с нехваткой кадров, особенно в области точных наук. Ведь сегодня многие страны, в том числе Европейского региона, сталкиваются с проблемой нехватки учителей (см. Кстати). Беларусь не исключение. На протяжении относительно продолжительного периода времени представители сферы образования отмечают кадровые сложности с учителями математики, информатики и физики, а также педагогами начальных классов.

КСТАТИ:
В отчете Европейской комиссии за прошлый год отмечается тот факт, что в начале каждого учебного года в большинстве стран - членов Евросоюза значительная часть преподавательских вакансий остается незаполненной, что часто объясняется «низкой заработной платой, высокой нагрузкой, ротацией кадров и проблемой старения преподавательских кадров». В странах 24 государств-членов ЕС стараются справиться с проблемой нехватки учителей, она сильно сказывается на успеваемости учащихся и препятствует получению всеми качественного образования. В основном большинство стран ЕС отмечают нехватку преподавателей именно в области точных наук (математика, информатика и научные дисциплины), а также квалифицированных кадров в сфере воспитания и образования детей младшего возраста. Например, профсоюз работников образования и науки Германии, GEW, предостерег «от снижения стандартов педагогической квалификации, чтобы компенсировать нехватку кадров».

«Учителей математики и физики не хватает, хотя ситуация с кадрами в последние годы немного улучшилась, особенно с педагогами начальных классов. Сработало то, что был увеличен набор на специальности дошкольного и начального школьного образование в педагогических колледжах, – отмечает директор колодищанской СШ №2 Андрей БОРОВИКОВ. – К слову, в нашей школе нет свободных преподавательских вакансий во многом благодаря тому, что есть возможность предоставить иногородним специалистам места в общежитии. Более того, нам удалось найти специалистов первой и высшей категории, поскольку в некоторых деревнях и посёлках школы закрываются или педагогам попросту не хватает достаточной нагрузки, в итоге они с удовольствием перебираются жить и работать поближе к столице. Но, повторюсь, что при отсутствии такой возможности во многих школах в первую очередь возникают трудности с поиском учителей математики, физики, информатики».

В проблеме с нехваткой педагогов по точным наукам немало нюансов, отмечает собеседник «АиФ». По его словам, один из важных факторов здесь – невысокий престиж профессии. Эту тему обсуждали на недавнем Республиканском педсовете. Повышение престижа профессии учителя — это не только одна из приоритетных задач педагогического сообщества на новый учебный год, но и первостепенная задача для всего общества. Также, по мнению Боровикова, надо учитывать сложность освоения точных отраслей науки и соответственно небольшой набор на эти специальности. Да и не все студенты доходят до выпуска в педуниверситете, ведь физика и математика, пожалуй, самые тяжёлые в освоении предметы. Но даже если молодой человек получил профильное образование, то его может быть трудно удержать в школе. Он скорее предпочтет сферу IT или реальный сектор экономики с более высоким уровнем дохода, нежели в школе. Да и в школах таких специалистов переманивают, предлагая более выгодные условия. И, к сожалению, не редкость, когда молодой специалист уходит из сферы образования, отработав после учебы положенный период.

Андрей Боровиков делится: «Средняя зарплата в нашей школе составляет 2400 руб., что выше фактического уровня по стране (см. ЦИФРЫ). Однако учитель может заработать! Бывает, педагог высшей категории на 1,5 ставки с классным руководством и премией получает 3000 руб. на руки. Это очень неплохие деньги, причем речь идет не о минской школе, а об агрогородке!»

ЦИФРЫ:

По данным Белстата, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата учителей в январе-июле 2024 г. составила 2044 руб. (до уплаты налогов). Это на 28,7% больше, чем было в те же месяцы 2023-го. А численность учителей (включая совместителей) в школах на начало 2023/2024 учебного года составила 103,3 тыс. человек.

На начало 2023/2024 учебного года на одного учителя в Беларуси

По стране

11 учеников

В городских школах

13 учеников

В сельских школах

6 учеников

По словам директора школы, всё же, несмотря на уровень зарплаты и другие бонусы со стороны администрации школы (это бесплатное посещение школьного бассейна и тренажёрного зала, участие в конкурсах с призовыми фондами и активная профкомовская поддержка), конкурировать со сферой IT по уровню заработной платы и специфике работы сложно, «ведь работа с детьми и родителями крайне напряженная, гораздо проще работать программистом на «удалёнке», минуя такое плотное общение с людьми».

КАК НАУЧИТЬ УЧИТЕЛЯ

Конечно, в идеале всем нам хотелось бы избежать дальнейшего развития неблагоприятной тенденции, связанной с нехваткой кадров в сфере образования, и успешно её преодолеть. Чтобы задача обучения детей не перекладывалась школой на плечи самих родителей или репетиторов, оставляя себе только контроль знаний. А также чтобы в долгосрочной перспективе сложившаяся ситуация не привела к серьезному дисбалансу на рынке труда между лириками и физиками. Сейчас ещё есть возможность продержаться на старшем поколении педагогов, кто выучился в советское время. И на родителях, вынужденных объяснять пройденный материал и помогать детям делать «домашку», потому что опять же их образования, полученного в советской школе, пока ещё хватает. А что же педвузы? Помогут ли студенты и выпускники выправить сложившуюся в сфере образования ситуацию?

«Стоит отметить высокий уровень подготовки ребят, поступивших в этом году, – продолжает тему кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе Белорусского государственного педагогического университета (БГПУ) Александр МАКОВЧИК. – Среди них не только школьные медалисты (356 человек) и обладатели дипломов с отличием об окончании педколледжей, но и высокомотивированные выпускники профильных педагогических классов. В целом планка требований педуниверситета к студентам высокая. Кроме того, во время учебы с первого по четвертый курс активно продвигается новый подход в организации непрерывной педагогической практики с ранним погружение будущих учителей в профсреду, это так называемое бесконфликтное и постепенное вхождение в профессию. Например, на первом курсе предусмотрена ознакомительная практика, на втором – учебно-поисковая, на третьем – педагогическая практика в учреждениях образования и воспитательно-оздоровительных учреждениях, на четвертом – преддипломная практика. И, как правило, те школы, где проходят практику наши студенты, в дальнейшем комплектуются выпускниками проще, чем школы, которые не являются такими базами для практики.

Но сегодня всё же существуют трудности с удовлетворением потребностей организаций заказчиков в молодых специалистах, особенно в сфере точных наук. Об этом цифры распределения выпускников говорят сами за себя. Мы получаем ежегодные запросы на учителей от управления образования Минска и Минской области. В школы в 2024 г. распределены 694 молодых специалиста, а заявок поступило 2563. Наряду с этим выпустили 75 педагогов с квалификацией «математик-информатик» и «физик-информатик», и это притом что на таких специалистов поступили 454 заявки. Таким образом, количество заявок в 6 раз превышает количество выпускников! Также важно отметить высокую потребность школ в учителях начальных классов: в этом году выпустили 112 специалистов, а поступила 251 заявка».

Также эксперт констатирует, что любые профессиональные умения, особенно педагогические, можно сформировать, только занимаясь педагогической деятельностью. И никак иначе. Ведь, помимо хорошего знания предмета, важно научиться в понятной и доступной форме организовать процесс обучения.

Кроме того, Александр Маковчик видит несколько путей в решении проблем с набором ребят в педагогические вузы. Во-первых, нужно сдвинуть срок приёма на педагогические специальности физико-математического образования. То есть осуществлять прием абитуриентов после зачисления на инженерные специальности в БГУИР, БГУ, БНТУ и другие вузы. Таким образом можно забрать в педвузы всех тех, кто хорошо подготовлен, но по тем или иным причинам не смог поступить на инженерные специальности. Во-вторых, не равнять всех учителей под одну гребенку, а для ряда дефицитных категорий установить надбавки к зарплате, чтобы поднять её уровень до зарплат инженерных работников в сфере IT. По словам эксперта, если эти предложения найдут поддержку в обществе, вполне возможно, что через пять лет в школе будет достаточное количество учителей физики, информатики и математики.

В ТЕМУ:

В июле – августе 2024 года Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси проводилось социологическое исследование, посвященное изучению отношения населения к системе общего среднего образования.

По данным Института социологии НАН, давая общую оценку системе образования в Беларуси, большинство опрошенных высказались положительно – 72,9% (сумма ответов «положительно» и «скорее положительно»), каждый пятый дал нейтральную оценку – 21,1%, всего 4,6 % респондентов видят в системе школьного образования больше отрицательных моментов (сумма ответов «отрицательно» и «скорее отрицательно»).

Также согласно результатам опроса залогом получения качественного образования служит единство усилий ребёнка, педагогов и родителей: 78,8% видят главным фактором успешного образовательного процесса желание самого ребенка учиться; 53,2% отмечают важность профессионализма педагогов; 45,4% подчеркивают значимость стремления родителей дать ребёнку образование.

Мнения относительно родительского участия (в том числе финансового) в жизни школы различны: 53,1% считают, что оно необходимо, 39,2% выступают против такого участия, еще 7,7% затрудняются ответить.

И более половины респондентов, воспитывающих детей школьного возраста, указали, что их ребенок никогда не посещал репетиторов, – 58,6%. Необходимость в дополнительных учебных занятиях видят 41,2% ответивших, которые в настоящее время или ранее прибегали к этим услугам для своих детей.

Главной целью дополнительных занятий родители, чьи дети посещают или посещали репетиторов, считают общую подготовку ребенка, то есть успешное освоение им школьной программы, – 75,8%.

Опрос проводился во всех областных центрах и Минске, отдельных районных городах и сельских населенных пунктах. Объем выборки – 900 респондентов.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно