Во многих странах бывшего СССР одни и те же проблемы в школах, с воспитанием. Как сглаживать и разрешать конфликты, возникающие между учителями, детьми и их родителями? «АиФ» разбирается с экспертами.
У многих читателей «АиФ» болит душа за школу. В письмах и звонках высказываются интересные точки зрения, педагоги делятся опытом разрешения конфликтов. Ситуации бывают разные. Вот, например, в России учителя и ученики всё чаще выясняют отношения с помощью кулаков. Сообщения из СМИ только за несколько минувших недель:
В Краснодарском крае уволили учителя школы, который ремнём отхлестал двоих школьников.
В Ставрополе учитель ударил плетью 12-летнего кадета, родители выложили в соцсети фото со следами удара на спине. Такой случай в кадетской школе не единственный. Другие родители о подобных методах воспитания знали, но вставали на сторону офицеров. В договоре при зачислении в школу даже прописана возможность наказания нагайкой. Местные власти сообщили, что преподавателя уволили.
В Барнауле суд оштрафовал учителя начальных классов, который бил детей линейкой и хватал за волосы. Его также лишили права заниматься педагогической деятельностью в течение года.
В Екатеринбурге учительница замотала скотчем непослушного ученика 3-го класса и заклеила ему рот. Причина - ребёнок дрался и матерился, мешал учиться другим.
Бывают и обратные ситуации - когда дети нападают на педагогов. В Ленинградской обл. девочки-подростки избили учительницу начальных классов. В другой школе девятиклассник побил учителя химии за замечание.
Кто виноват в нарастающей агрессии - злые дети или плохие учителя?
НЕ ПЕРЕЙТИ ЧЕРТУ
«Любое насилие, и физическое, и психологическое, - это признак непрофессионализма. Учитель, как и все люди, может быть эмоциональным. Но, переходя определённую черту, он перестаёт быть учителем», - считает директор «Школы будущего» Алексей Голубицкий.
Конечно, и сами школьники не всегда корректно ведут себя с педагогами. «Современных детей учит не только школа, но и Интернет, - говорит профессор кафедры возрастной педагогики и психологии МГППУ Наталия Авдеева. - Типичная картина: учитель объяснил детям материал непонятно, они начинают высказывать претензии. Вместо того чтобы прислушаться и объяснить ещё раз, учитель использует насмешки и даже оскорбления, обесценивает ребёнка, приклеивает ярлыки («Ты вообще станешь дворником», «Да тебе никто не сможет объяснить» и т. д.). И ответная агрессия по отношению к учителю может быть реакцией на унижение, когда задето чувство собственного достоинства».
По словам профессора, примеры агрессивного поведения дети легко находят в соцсетях, где распространено хейтерство (от английского hate - «ненависть»), т. е. преследование, злобные и агрессивные комментарии по отношению к кому-то. «Исследования показывают, что большинству детей не нравится засилье ненависти и агрессии в соцсетях, но позитивных образцов они видят слишком мало», - отмечает Авдеева.
Вдобавок и родители часто ведут себя непоследовательно: то авторитарно, заставляя и наказывая, то, наоборот, начинают трепетно прислушиваться к своим чадам. В результате ребёнок не имеет правильного культурного стандарта, чётко очерченных границ поведения по отношению к взрослым. «К сожалению, на ТВ и особенно в Интернете взрослые часто демонстрируют низкую культуру, - добавляет Голубицкий. - Стало нормой нецензурно выражаться на публике, даже с театральных подмостков. Оппоненты нередко придерживаются правила: «Я чувствую, что мои аргументы на вас не подействуют, поэтому сразу перехожу к оскорблениям». И дети подобную манеру поведения перенимают. Чем больше агрессии они видят в окружающем их мире, реальном и виртуальном, тем агрессивнее их собственное поведение».
ЛИБО ЛИЧНОСТЬ, ЛИБО ВИНТИК
Так что взрослым придётся начать с себя. «Важнейшая миссия школы - показать альтернативу, объяснить детям, что бывает по-другому, - продолжает Голубицкий. - Школа как раз должна быть таким оазисом другого поведения». «Сегодня учитель может заслужить уважение и авторитет среди школьников, если он способен их увлечь, объясняет свой предмет так, что они хотят знать ещё больше, - отмечает Авдеева. - По сути, перед педагогом стоит выбор: либо сделать ставку на личностно ориентированное общение и воспринимать каждого ребёнка как личность, либо видеть в нём винтик, который «неправильно крутится» и требует реакции учителя. Дети прекрасно чувствуют, какое именно к ним отношение. У нас же часто на одних уроках детям предлагают выразить своё мнение, а на других затыкают рот и говорят: «Как я сказал, так и будет, сиди и молчи».
Кроме того, по мнению эксперта, важно учить детей, как правильно разрешать конфликты, как выражать свои пожелания, не обижая другого.
На стороне ребенка
Что делать родителям, которым кажется, что по отношению к их ребёнку проявлено насилие? - Прежде всего не позволяйте своему материнскому и отцовскому инстинкту заслонять собой разум, - советует Алексей Голубицкий. - Разберитесь в произошедшем, постарайтесь добиться личного разговора (не по телефону или по СМС) с учителем, который, по мнению вашего ребёнка, его обижает.
Ведь порой бывают нелепые ситуации. Как-то ко мне от родителей поступила жалоба, что молодой учитель оскорбляет детей. Выяснилось, что во время занятий он часто увлечённо рассказывал о чём-то, а потом, вспоминая о теме урока, говорил: «Ну, вернёмся к нашим баранам». А дети воспринимали это на свой счёт…
Если замечаете насилие, то надо обязательно обратиться к директору школы. Он обязан вмешаться. Даже если ребёнок ничего не рассказывает, но вы видите его угнетённое состояние, нежелание ходить на уроки, нужно прийти в школу и постараться деликатно разобраться. Кроме вас, вашего ребёнка по-настоящему никто не может защитить. Важно всегда быть на его стороне. Иногда лучше проявить избыточную заботу, чем недоглядеть.
Минобразования: ни в одной школе Беларуси нет проблем с питанием учителей
Не только книги. Как обучают школьников с помощью новых технологий?
Минобразования: характеристика выпускника не отразится на поступлении в вуз
Под одну гребёнку. Нейросеть доказала, что в школе детей не учат думать
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть