Во многих странах бывшего СССР одни и те же проблемы в школах, с воспитанием. Как сглаживать и разрешать конфликты, возникающие между учителями, детьми и их родителями? «АиФ» разбирается с экспертами.
У многих читателей «АиФ» болит душа за школу. В письмах и звонках высказываются интересные точки зрения, педагоги делятся опытом разрешения конфликтов. Ситуации бывают разные. Вот, например, в России учителя и ученики всё чаще выясняют отношения с помощью кулаков. Сообщения из СМИ только за несколько минувших недель:
В Краснодарском крае уволили учителя школы, который ремнём отхлестал двоих школьников.
В Ставрополе учитель ударил плетью 12-летнего кадета, родители выложили в соцсети фото со следами удара на спине. Такой случай в кадетской школе не единственный. Другие родители о подобных методах воспитания знали, но вставали на сторону офицеров. В договоре при зачислении в школу даже прописана возможность наказания нагайкой. Местные власти сообщили, что преподавателя уволили.
В Барнауле суд оштрафовал учителя начальных классов, который бил детей линейкой и хватал за волосы. Его также лишили права заниматься педагогической деятельностью в течение года.
В Екатеринбурге учительница замотала скотчем непослушного ученика 3-го класса и заклеила ему рот. Причина - ребёнок дрался и матерился, мешал учиться другим.
Бывают и обратные ситуации - когда дети нападают на педагогов. В Ленинградской обл. девочки-подростки избили учительницу начальных классов. В другой школе девятиклассник побил учителя химии за замечание.
Кто виноват в нарастающей агрессии - злые дети или плохие учителя?
НЕ ПЕРЕЙТИ ЧЕРТУ
«Любое насилие, и физическое, и психологическое, - это признак непрофессионализма. Учитель, как и все люди, может быть эмоциональным. Но, переходя определённую черту, он перестаёт быть учителем», - считает директор «Школы будущего» Алексей Голубицкий.
Конечно, и сами школьники не всегда корректно ведут себя с педагогами. «Современных детей учит не только школа, но и Интернет, - говорит профессор кафедры возрастной педагогики и психологии МГППУ Наталия Авдеева. - Типичная картина: учитель объяснил детям материал непонятно, они начинают высказывать претензии. Вместо того чтобы прислушаться и объяснить ещё раз, учитель использует насмешки и даже оскорбления, обесценивает ребёнка, приклеивает ярлыки («Ты вообще станешь дворником», «Да тебе никто не сможет объяснить» и т. д.). И ответная агрессия по отношению к учителю может быть реакцией на унижение, когда задето чувство собственного достоинства».
По словам профессора, примеры агрессивного поведения дети легко находят в соцсетях, где распространено хейтерство (от английского hate - «ненависть»), т. е. преследование, злобные и агрессивные комментарии по отношению к кому-то. «Исследования показывают, что большинству детей не нравится засилье ненависти и агрессии в соцсетях, но позитивных образцов они видят слишком мало», - отмечает Авдеева.
Вдобавок и родители часто ведут себя непоследовательно: то авторитарно, заставляя и наказывая, то, наоборот, начинают трепетно прислушиваться к своим чадам. В результате ребёнок не имеет правильного культурного стандарта, чётко очерченных границ поведения по отношению к взрослым. «К сожалению, на ТВ и особенно в Интернете взрослые часто демонстрируют низкую культуру, - добавляет Голубицкий. - Стало нормой нецензурно выражаться на публике, даже с театральных подмостков. Оппоненты нередко придерживаются правила: «Я чувствую, что мои аргументы на вас не подействуют, поэтому сразу перехожу к оскорблениям». И дети подобную манеру поведения перенимают. Чем больше агрессии они видят в окружающем их мире, реальном и виртуальном, тем агрессивнее их собственное поведение».
ЛИБО ЛИЧНОСТЬ, ЛИБО ВИНТИК
Так что взрослым придётся начать с себя. «Важнейшая миссия школы - показать альтернативу, объяснить детям, что бывает по-другому, - продолжает Голубицкий. - Школа как раз должна быть таким оазисом другого поведения». «Сегодня учитель может заслужить уважение и авторитет среди школьников, если он способен их увлечь, объясняет свой предмет так, что они хотят знать ещё больше, - отмечает Авдеева. - По сути, перед педагогом стоит выбор: либо сделать ставку на личностно ориентированное общение и воспринимать каждого ребёнка как личность, либо видеть в нём винтик, который «неправильно крутится» и требует реакции учителя. Дети прекрасно чувствуют, какое именно к ним отношение. У нас же часто на одних уроках детям предлагают выразить своё мнение, а на других затыкают рот и говорят: «Как я сказал, так и будет, сиди и молчи».
Кроме того, по мнению эксперта, важно учить детей, как правильно разрешать конфликты, как выражать свои пожелания, не обижая другого.
На стороне ребенка
Что делать родителям, которым кажется, что по отношению к их ребёнку проявлено насилие? - Прежде всего не позволяйте своему материнскому и отцовскому инстинкту заслонять собой разум, - советует Алексей Голубицкий. - Разберитесь в произошедшем, постарайтесь добиться личного разговора (не по телефону или по СМС) с учителем, который, по мнению вашего ребёнка, его обижает.
Ведь порой бывают нелепые ситуации. Как-то ко мне от родителей поступила жалоба, что молодой учитель оскорбляет детей. Выяснилось, что во время занятий он часто увлечённо рассказывал о чём-то, а потом, вспоминая о теме урока, говорил: «Ну, вернёмся к нашим баранам». А дети воспринимали это на свой счёт…
Если замечаете насилие, то надо обязательно обратиться к директору школы. Он обязан вмешаться. Даже если ребёнок ничего не рассказывает, но вы видите его угнетённое состояние, нежелание ходить на уроки, нужно прийти в школу и постараться деликатно разобраться. Кроме вас, вашего ребёнка по-настоящему никто не может защитить. Важно всегда быть на его стороне. Иногда лучше проявить избыточную заботу, чем недоглядеть.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть